Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Исследование системы работы с персоналом
на предприятии
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Рекламное агентство «Лабиринт» существует на российском рынке более 10 лет. Специализируется на оказании услуг по разработке сувенирной продукции для рекламных акций, корпоративных и презентационных целей, а также полиграфии и P.O.S-материалов.
«Лабиринт» является действительным членом «Русской Ассоциации Поставщиков и Производителей Сувенирной Продукции», а также «Всемирной ассоциации поставщиков рекламной продукции» (PSI).
Креативными идеями и четкой работой ООО «Лабиринт» пользуются такие компании как «Росгосстрах», «Балтика», «Газпромнефть», «British American Tobacco», «Московский комсомолец», «Майский чай», «Русский алкоголь», «Юнилевер» и многие другие.
Основные технико-экономические показатели работы «Лабиринт» в динамике за 2009 – 2010 годы представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели «Лабиринт» в 2009–2010 гг.
Продолжение таблицы 2.1
Анализ технико-экономических показателей показал следующее: Рекламное агентство сработало прибыльно как в отчетном, так и в предыдущем году. При этом экономические показатели деятельности «Лабиринт» в 2010 году значительно улучшились по сравнению с предыдущим годом.
Объем предоставленных услуг в 2010 г. в денежном выражении составляет 25 339,5 тыс. руб., что на 4 447,5 тыс. руб. больше чем в 2009 г.
В 2010 году выручка возросла на 121,288 % или на 4 447,5 тыс. руб., по сравнению с 2009 годом, за счет увеличения объемов оказываемых услуг.
Себестоимость услуг возросла на 121,658 % или на 4 368,5 тыс. руб., за счет увеличения составляющих затрат. Идет тенденция увеличения затрат на реализацию услуг. В сравнении с 2009 годом затраты возросли на 0,0029 копеек и составили 0,9684 копейки.
Реализация услуг в 2010 году составила 14 063 единиц, что на 3 646 единиц больше в сравнении с 2009 годом.
Данное указывает на стабильный рост спроса на оказываемые услуги.
2.2 Анализ состава и структуры персонала
Анализ состава и структура персонала создает информационную базу для планирования персонала. Его цель состоит в установлении количественных и качественных показателей существующего кадрового потенциала и прогнозировании состава персонала в будущем на основании предвидимых изменений.
При проведении анализа состава и структуры трудовых ресурсов необходимо знать, что работники предприятия подразделяются в учете и анализе на:
- промышленно-производственный персонал;
- непромышленный персонал.
К первой группе относятся работники, непосредственно участвующие в производственном процессе, или обслуживающие его. Ко второй группе относят всех остальных работников, не занятых в производственном процессе.
Также при анализе структуры трудовых ресурсов необходимо учитывать и факторы, на нее влияющие.
Например, весьма существенное влияние на структуру персонала оказывает научно-технический прогресс. Повышение организационно-технического уровня приводит к сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общем числе работающих на предприятии. Совершенствование техники, технологии и организации производства, в частности специализация и централизация вспомогательных работ, механизация погрузочно-разгрузочных работ приводит к изменению соотношения между основными рабочими и вспомогательными в пользу увеличения основных рабочих.
Анализ состава и структуры персонала можно осуществить с помощью таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Обеспеченность РА «Лабиринт» трудовыми ресурсами в 2009-2010гг.
По состоянию на 1 января 2010 года в компании имеются следующие должности: 2 оператора, 4 менеджера по продажам, 1 менеджер по промоакциям (BTL), 1 верстальщик, 2 дизайнера, Генеральный директор и менеджер по маркетингу, который совмещает функции менеджера по маркетингу и менеджера по персоналу.
Из таблицы 2.2. видно, что численность персонала «Лабиринт» составляют в основном специалисты и руководители, хотя в 2010 году основных сотрудников, которые непосредственно изготавливают продукцию - услугу
, увеличилось, этого количества не достаточно для компании, так как с каждым годом объем предоставляемых услуг значительно увеличивается.
Таким образом, компания наибольшее внимание уделяет сбытовой стороне своей деятельности.
Уровень образования и возраст сотрудников рекламного агентства «Лабиринт» представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Квалификация и возрастные характеристики сотрудников «Лабиринт» в 2009-2010гг.
Таблица 2.3. отражает возраст и уровень образования штатных сотрудников компании. Как видно, большинство работников имеют высшее образование. Меньше всего людей со средним специальным образованием. Наибольший удельный вес занимают работники в возрасте 22-30 лет и 30 - 39 лет. Самая малая доля приходится на работников в возрасте 40 лет и старше.
Таким образом, возраст и уровень образования подавляющего большинства сотрудников предполагают высокий уровень кадрового потенциала работников и большие возможности для его использования и развития.
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия
Трудовой потенциал - сложное сочетание физических и творческих способностей, знаний, навыков, опыта, духовных и нравственных ценностей, культурных установок и традиций. Представляя собой обобщенный показатель человеческого фактора производства, понятие трудовой потенциал позволяет рассматривать целостный спектр производительной способности работника с позиций не только ее настоящего состояния, но и условий формирования и воспроизводства, а также перспектив общественного развития.
Трудовой потенциал зависит от ряда взаимосвязанных количественных и качественных факторов, таких, например, как численность трудоспособного населения, состояние здоровья, общеобразовательная подготовка, профессиональные знания, опыт, активность работников. Трудовой потенциал выступает как часть всего экономического потенциала предприятия.
От обеспеченности предприятия кадрами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и как результат – объем оказываемых услуг, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основная задача анализа использования кадров предприятия – выявить факторы, препятствующие росту производительности труда, приводящие к потерям рабочего времени и отрицательно сказывающиеся на росте заработной плате персонала.
Информационной базой для проведения анализа кадрового потенциала являются данные отчетности по труду, форма № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников предприятия», данные табельного учета, сведения о трудоемкости услуги, единовременный учет работников по профессиям.
Полноту использования кадров можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период
на предприятии
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Рекламное агентство «Лабиринт» существует на российском рынке более 10 лет. Специализируется на оказании услуг по разработке сувенирной продукции для рекламных акций, корпоративных и презентационных целей, а также полиграфии и P.O.S-материалов.
«Лабиринт» является действительным членом «Русской Ассоциации Поставщиков и Производителей Сувенирной Продукции», а также «Всемирной ассоциации поставщиков рекламной продукции» (PSI).
Креативными идеями и четкой работой ООО «Лабиринт» пользуются такие компании как «Росгосстрах», «Балтика», «Газпромнефть», «British American Tobacco», «Московский комсомолец», «Майский чай», «Русский алкоголь», «Юнилевер» и многие другие.
Основные технико-экономические показатели работы «Лабиринт» в динамике за 2009 – 2010 годы представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели «Лабиринт» в 2009–2010 гг.
Наименование показателя | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем произведенных услуг, тыс. руб. | 25 339,5 | 20 892 | 4 447,5 | 121,29 |
Объем реализации продукции, тыс. руб. | 25 339,5 | 20 892 | 4 447,5 | 121,288 |
Выпуск в год, ед. | 14 063 | 10 417 | 3 646 | 135 |
Средняя цена услуги, руб. | 1 801,855 | 2 005,567 | -203,712 | - |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб. | 25 339,5 | 20 892 | 4 447,5 | 121,288 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 24 538,5 | 20 170 | 4 368,5 | 121,658 |
Затраты на руб товарной продукции, руб. / руб.. | 0,9684 | 0,9655 | 0,0029 | - |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 801 | 722 | 79 | 110,942 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 766 | 722 | 44 | 106,094 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 570 | 527 | 43 | 108,159 |
Текущ. налог на прибыль 24%, тыс. руб. | 137 | 127 | 10 | 107,874 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 433 | 400 | 33 | 108,25 |
Численность всего, чел. | 12 | 11 | 1 | 107,69 |
Численность основн. Рабочих, чел. | 3 | 2 | 1 | |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 890,0 | 516,84 | 172,5 | 108,059 |
Среднемесячная заработная плата всего персонала, тыс. руб. | 74,16 | 46,98 | 23,351 | 100,340 |
Производительность труда одного работающего, тыс. руб. | 2111,6 | 1899,27 | 101,443 | 112,625 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 160 | 180 | - 20 | - |
Фондовооруженность труда, тыс. руб. | 53,3 | 16,3 | - 5,455 | - |
Фондоотдача, тыс. руб. | 158,372 | 116,067 | 42,305 | 136,449 |
Фондоемкость, тыс. руб. | 0,0063 | 0,0086 | - 0,0023 | - |
Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. | 530,5 | 646,5 | 116 | 121,866 |
Рентабельность производства, тыс. руб. | 1,7 | 1,9 | - 0,2 | - |
Рентабельность предприятия, тыс. руб. | 39,3817 | 39,1949 | - 0,1868 | - |
Анализ технико-экономических показателей показал следующее: Рекламное агентство сработало прибыльно как в отчетном, так и в предыдущем году. При этом экономические показатели деятельности «Лабиринт» в 2010 году значительно улучшились по сравнению с предыдущим годом.
Объем предоставленных услуг в 2010 г. в денежном выражении составляет 25 339,5 тыс. руб., что на 4 447,5 тыс. руб. больше чем в 2009 г.
В 2010 году выручка возросла на 121,288 % или на 4 447,5 тыс. руб., по сравнению с 2009 годом, за счет увеличения объемов оказываемых услуг.
Себестоимость услуг возросла на 121,658 % или на 4 368,5 тыс. руб., за счет увеличения составляющих затрат. Идет тенденция увеличения затрат на реализацию услуг. В сравнении с 2009 годом затраты возросли на 0,0029 копеек и составили 0,9684 копейки.
Реализация услуг в 2010 году составила 14 063 единиц, что на 3 646 единиц больше в сравнении с 2009 годом.
Данное указывает на стабильный рост спроса на оказываемые услуги.
2.2 Анализ состава и структуры персонала
Анализ состава и структура персонала создает информационную базу для планирования персонала. Его цель состоит в установлении количественных и качественных показателей существующего кадрового потенциала и прогнозировании состава персонала в будущем на основании предвидимых изменений.
При проведении анализа состава и структуры трудовых ресурсов необходимо знать, что работники предприятия подразделяются в учете и анализе на:
- промышленно-производственный персонал;
- непромышленный персонал.
К первой группе относятся работники, непосредственно участвующие в производственном процессе, или обслуживающие его. Ко второй группе относят всех остальных работников, не занятых в производственном процессе.
Также при анализе структуры трудовых ресурсов необходимо учитывать и факторы, на нее влияющие.
Например, весьма существенное влияние на структуру персонала оказывает научно-технический прогресс. Повышение организационно-технического уровня приводит к сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общем числе работающих на предприятии. Совершенствование техники, технологии и организации производства, в частности специализация и централизация вспомогательных работ, механизация погрузочно-разгрузочных работ приводит к изменению соотношения между основными рабочими и вспомогательными в пользу увеличения основных рабочих.
Анализ состава и структуры персонала можно осуществить с помощью таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Обеспеченность РА «Лабиринт» трудовыми ресурсами в 2009-2010гг.
Категория работников | 2009 год | 2010 год | Норма для 2009 г, чел. | Норма для 2010 г, чел. | Процент обеспеченности | |
| | 2009 г | 2010 г | |||
Численность персонала | | | | | | |
| | | | | | |
В том числе основные сотрудники | 2 | 3 | 6 | 7,5 | 33,33 | 40,00 |
Из них: | | | | | | |
Верстальщики | 1 | 1 | 4,5 | 4 | 22,22 | 25,00 |
Дизайнеры | 1 | 2 | 9 | 14 | 11,11 | 14,29 |
Операторы | 2 | 2 | 26 | 28 | 7,69 | 7,14 |
Специалисты и руководители | 7 | 7 | 12 | 13 | 58,33 | 53,85 |
По состоянию на 1 января 2010 года в компании имеются следующие должности: 2 оператора, 4 менеджера по продажам, 1 менеджер по промоакциям (BTL), 1 верстальщик, 2 дизайнера, Генеральный директор и менеджер по маркетингу, который совмещает функции менеджера по маркетингу и менеджера по персоналу.
Из таблицы 2.2. видно, что численность персонала «Лабиринт» составляют в основном специалисты и руководители, хотя в 2010 году основных сотрудников, которые непосредственно изготавливают продукцию - услугу
, увеличилось, этого количества не достаточно для компании, так как с каждым годом объем предоставляемых услуг значительно увеличивается.
Таким образом, компания наибольшее внимание уделяет сбытовой стороне своей деятельности.
Уровень образования и возраст сотрудников рекламного агентства «Лабиринт» представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Квалификация и возрастные характеристики сотрудников «Лабиринт» в 2009-2010гг.
Категория работников | образование | Возраст, лет | |
| 2009 г. | 2010 г. | |
Генеральный директор | высшее | 46 | 47 |
Менеджер по маркетингу | высшее | 45 | 46 |
Менеджер по продажам 1 | высшее | 41 | 42 |
Менеджер по продажам 2 | высшее | 34 | 35 |
Менеджер по продажам 3 | Базовое высшее | 27 | 28 |
Менеджер по продажам 4 | Неоконченное высшее | 22 | 23 |
Менеджер по промакциям | высшее | 38 | 39 |
Верстальщик | высшее | 36 | 37 |
Дизайнер 1 | высшее | 29 | 30 |
Дизайнер 2 | Базовое высшее | 26 | 27 |
Оператор 1 | высшее | 28 | 29 |
Оператор 2 | Среднее специальное | 29 | 30 |
Таблица 2.3. отражает возраст и уровень образования штатных сотрудников компании. Как видно, большинство работников имеют высшее образование. Меньше всего людей со средним специальным образованием. Наибольший удельный вес занимают работники в возрасте 22-30 лет и 30 - 39 лет. Самая малая доля приходится на работников в возрасте 40 лет и старше.
Таким образом, возраст и уровень образования подавляющего большинства сотрудников предполагают высокий уровень кадрового потенциала работников и большие возможности для его использования и развития.
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия
Трудовой потенциал - сложное сочетание физических и творческих способностей, знаний, навыков, опыта, духовных и нравственных ценностей, культурных установок и традиций. Представляя собой обобщенный показатель человеческого фактора производства, понятие трудовой потенциал позволяет рассматривать целостный спектр производительной способности работника с позиций не только ее настоящего состояния, но и условий формирования и воспроизводства, а также перспектив общественного развития.
Трудовой потенциал зависит от ряда взаимосвязанных количественных и качественных факторов, таких, например, как численность трудоспособного населения, состояние здоровья, общеобразовательная подготовка, профессиональные знания, опыт, активность работников. Трудовой потенциал выступает как часть всего экономического потенциала предприятия.
От обеспеченности предприятия кадрами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и как результат – объем оказываемых услуг, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основная задача анализа использования кадров предприятия – выявить факторы, препятствующие росту производительности труда, приводящие к потерям рабочего времени и отрицательно сказывающиеся на росте заработной плате персонала.
Информационной базой для проведения анализа кадрового потенциала являются данные отчетности по труду, форма № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников предприятия», данные табельного учета, сведения о трудоемкости услуги, единовременный учет работников по профессиям.
Полноту использования кадров можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период