Файл: Кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке основы теории.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По состоянию на 01 января 2010 года в Группе работали 40 142 сотрудника. Основным акционером ВТБ является Правительство РФ, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 85,5% акционерного капитала Группы.
Группа планирует продолжить политику диверсификации бизнеса, в результате которой будет создано несколько опорных бизнес-направлений, имеющих значимый вес в прибыли Группы: корпоративный, инвестиционный и розничный бизнес, зарубежная сеть. При этом вырастет доля высокомаржинальных бизнесов, таких, как розничный и инвестиционный. Также увеличится доля комиссионных доходов в общем операционном доходе Группы. Улучшится структура фондирования, снизится концентрация бизнеса.
Основная цель деятельности группы ВТБ – увеличение акционерной стоимости. Для достижения этой цели группа ВТБ:
-
стремится быть лидером в обслуживании корпоративных и розничных клиентов в России и СНГ, используя: -
свои конкурентные преимущества в оценке и готовности принимать риски российских клиентов; -
опыт работы на развивающихся рынках; -
возможность проводить для крупных корпоративных клиентов эксклюзивные сделки; -
широкую филиальную сеть в регионах; -
как одна из первых российских финансовых групп использует свое уникальное положение предоставлять услуги своим клиентам в СНГ, Европе, Азии и Африке. -
повышает эффективность работы каждого банка, компании и группы ВТБ в целом.
Для каждого направления бизнеса в рамках новой стратегии определены специфические цели.
Приоритетными задачами в корпоративном бизнесе являются: развитие сильного транзакционного банкинга и превращение банка ВТБ в основной расчетный банк для своих клиентов;
-
создание корпоративно-инвестиционного банка; рост доли ВТБ в обслуживании крупных клиентов за счет кросс-продаж инвестиционных продуктов; -
увеличение числа активных клиентов нижнего подсегмента крупного и сегмента среднего бизнеса; -
создание лучших на рынке команд в приоритетных отраслях.
Ключевыми приоритетами в части инвестиционного бизнеса являются:
-
построение платформы продаж ИБ-услуг для ключевых клиентских сегментов Группы; -
значительный рост доходов; -
сохранение позиций не ниже Топ-3 по основным продуктам.
Ключевая цель в розничном бизнесе – существенный рост прибыли за счет продолжения динамичного развития бизнеса и повышение его эффективности, а также увеличение доли рынка и доли розничного бизнеса в портфеле Группы. В рамках развития розничного бизнеса Группа ставит перед собой следующие задачи:
-
дальнейшее развитие сети и альтернативных каналов продаж и обслуживания; -
переход к сегментно-ориентированному подходу в обслуживании клиентов; -
совершенствование ИТ-платформы и технологий; -
повышение качества обслуживания; -
использование опыта и технологий ВТБ 24 (ЗАО) для развития розницы в странах СНГ.
Стратегия развития дочерних финансовых компаний на 2010-2013гг. предполагает построение эффективных, диверсифицированных и рентабельных бизнесов, достижение и укрепление компаниями позиций в соответствующих сегментах за счет развития продуктового предложения, диверсификации отраслевых и клиентских сегментов, развития региональной сети и других каналов продаж.
В части международного развития основной задачей является эффективное развитие бизнеса на рынках, где Группа уже имеет присутствие. Ключевым регионом для Группы является СНГ, где наша цель – укрепление позиций на рынке, активное развитие розницы, повышение эффективности сети и бизнес-процессов. В Европе, Азии и Африке Группа продолжит фокусироваться на обслуживании российских клиентов и клиентов из стран СНГ, таким образом, содействуя развитию международного сотрудничества, экспансии клиентов из стран Содружества на международные рынки и предлагая им уникальный набор услуг на мировых финансовых рынках.
Важной задачей является обеспечение поддержки растущего бизнеса, усиление инфраструктуры. ВТБ планирует существенно повысить операционную эффективность за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, совершенствования ИТ-платформ и технологий во всех компаниях Группы.
Кроме того, необходимо усовершенствовать систему управления Группой для максимизации синергетического эффекта между различными видами бизнеса и максимального использования преимущества широкого географического присутствия за пределами РФ.
2.2 Кредитный портфель исследуемого банка: анализ размера, динамика, структуры по различным критериям классификации
Существенная часть бизнеса ВТБ сосредоточена в сегменте обслуживания крупных и средних корпоративных клиентов. В 2009 году ВТБ выполнил поставленную задачу по развитию корпоративного бизнеса, несмотря на изменившиеся рыночные условия: доля Группы на рынке корпоративного кредитования выросла до 12,7% с 10,7% в 2008 году. При этом в условиях нехватки финансирования на рынке ВТБ смог удержать долю в сегменте корпоративных депозитов на уровне 2008 года (10,2%).
Рис. 6. Отраслевая структура корпоративного кредитного портфеля по состоянию на 31 декабря 2009 года
В отчетном периоде ВТБ продолжал активно кредитовать корпоративных клиентов по всему спектру продуктов. Несмотря на ужесточение кредитной политики во второй половине 2008 года на фоне развития финансового кризиса, портфель группы ВТБ по итогам года увеличился на 47,2%, до 77,0 млрд долларов США по сравнению с 52,3 млрд долларов США в 2007 году. В 2008 году банк ВТБ гибко реагировал на происходящие в экономике изменения и адаптировал линейку услуг под текущие потребности клиентов. Из-за недостатка ликвидных средств и ограничений в получении кредитов на рынке наблюдался устойчивый рост спроса на инструменты документарного и гарантийного бизнеса. Своим клиентам Банк предлагал широкий спектр банковских продуктов и услуг в этой области, таких, как начисление процентов на денежное покрытие, предоставляемое клиентами по импортным документарным аккредитивам в дату их открытия, расчеты с использованием гарантированных аккредитивов с учетом отраслевой специфики клиентов и др.
На 1 октября 2010г корпоративный кредитный портфель вырос на 11% до 2339,7 млрд. руб. с 2109,5 млрд. руб. на 1 января 2010г. По итогам девяти месяцев 2010 года корпоративный бизнес получил значительную доналоговую прибыль в размере 30,4 млрд. руб. по сравнению с убытком в размере 51,4 млрд. руб. за аналогичный период 2009г. Положительное влияние на результаты корпоративного сегмента сказал рост объемов кредитования клиентов, увеличение маржи, снижение расходов на резервирование и улучшение эффективности корпоративного бизнеса.
В целях получения в режиме он-лайн необходимой информации по операциям клиентов в банке ВТБ осуществляется ряд высокотехнологичных проектов. Так, в 2009 году завершалось внедрение в филиальной сети системы комплексной автоматизации документарных и гарантийных операций, которая уже успешно функционирует в головном офисе.
Наибольшие темпы роста той или иной статьи позволяют определить, в каком из секторов рынка банк проводит наиболее активную деятельность. Для получения более полной оценки можно рассчитать коэффициент опережения, сопоставив темпы роста каждой из статей с темпами роста совокупного кредитного портфеля.
Тр. =
Тр.кредитов для юр.лиц = ∙100=93,2%,
Тр.кредиты для физ.лиц = ∙100=112,5%,
Т р.кредитного портфеля = ∙100 =96,0%
Таким образом, темпы роста кредитов для юридических лиц ниже темпов роста кредитного портфеля для ОАО «ВТБ», а темпы роста кредитов для физических лиц превышают рост кредитного портфеля.
Также рассчитывают коэффициент опережения. Темп роста средних остатков ссудных активов принято сопоставлять с темпом роста совокупных активов.
Коп = ;
Тр.суммы активов = ∙100=97,6%;
Коп = 96,0∙100/97,6=98,3%.
Этот коэффициент показывает, во сколько раз рост средних остатков ссудных активов опережает рост совокупных активов. Значение коэффициента приближается к 1, что свидетельствует об положительной работе банка в области кредитных операций.
Рассчитаем долю кредитного портфеля в совокупных активах банка (Да) как еще один показатель для оценки его динамики:
Да 2009
= =0,705
Да 2008= =0,717
Уменьшение доли свидетельствует о сокрашение значимости кредитной деятельности для банка, и вместе с тем, о вероятности уменьшения кредитных рисков. Иначе коэффициент Да носит название «коэффициент концентрации», который показывает насколько банковские активы сконцентрированы на кредитном рынке.
Сведем полученные данные в таблицу:
Таблица 2
Анализ динамики кредитного портфеля коммерческого банка
Показатели | 2008 г. | 2009 г. |
Объем кредитного портфеля, млрд. руб. | 2650,3 | 2544,8 |
Темп роста кредитного портфеля, % | - | 96,0 |
Доля кр. портф. в совокупных акт. банка | 0,717 | 0,705 |
Понижение динамики объемов кредитного портфеля в абсолютном выражении свидельтствует о сокращении сектора кредитного рынка, на котором оперирует данный банк. Проанализировав полученные результаты наблюдаем уменьшение значения доли кредитного портфеля в активах банка с 0,717 до 0,705. Коэффициент опережения составляет в указанные периоды 0,98. В результате, значения полученных коэффициентов позволяют сделать вывод о том, что банк уменьшает активы. Данное поведение, вероятно, можно объяснить более высоким уровнем риска кредитных сделок.
Таким образом, кредитная активность ОАО «ВТБ» снизилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
-
Анализ кредитного портфеля по различным критериям: доходность, рискованность, качество, ликвидность. Рекомендации по повышению его качества
Важность такого анализа, в первую очередь, обусловлена поддержанием ликвидности банка, которая является основополагающим критерием оценки его состоятельности.
Доходность кредитного портфеля (Д) рассчитывается путем отнесения совокупных доходов банка по кредитам (статьи формы 0409102 «Отчет о прибылях и убытках») на определенную дату к величине совокупного кредитного портфеля в этом же периоде. Уровень доходности следует анализировать в динамике, для возможности определения тенденций развития кредитной деятельности в данном банке.