Файл: Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИОЛОГИЯ


Группа 21ГУ174в
Студент
К.О. Юсупова


МОСКВА 2022

Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.

Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения».

Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г. Спенсер выделял две основные его части:

1) Дифференциацию

2) Интеграцию.

Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г. Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г. Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.


Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

Возникло это направление в Германии во второй половине XIX - начале XX века. Его представители – такие известные ученые как М. Лацарус, В. Вунд, Х. Штейнталь.

Суть психологии народов заключается в том, что народ является основной движущей силой исторического развития и характеризуется активным началом, проявляющимся в религии, культуре, обычаях, нравах, языке в виде «народного духа». Этот «дух» определяет психику людей, их индивидуальное сознание и имеет специфические общие моменты, которые присущи всему этносу.

Предметно психологию народов проанализировал В. Вунд, рассматривая психические процессы в связи с физическими. Он полагал, что это две стороны одного реального бытия – извне – это тело человека, а изнутри –его душа. В. Вунд, изучая сознание, пришел к выводу, что целый ряд психических процессов – речь, воля, мышление, эксперименту недоступны, поэтому изучать их можно только культурно-историческим методом – с этого момента и начинается психология народов. Методы, которыми ей необходимо пользоваться, являются анализом продуктов культуры, а именно: языка, мифов, обычаев, искусства. Ученый считал, что специального психологического исследования требуют три большие области и три основные проблемы, касающиеся языка, мифов и обычаев, представляющих собой духовные явления, тесно между собой сросшиеся. Индивидуальное сознание и индивидуальные волевые качества не зависят от языка, мифов, обычаев, наоборот, сознание испытывает на себе влияние народного духа. Отсюда В. Вунд делает вывод – первичной является психология народов, а вторичной по отношению к ней – психология индивидов. Ученый полагает, что психология народов много дает для индивидуальной психологии, т.к. язык, мифы и обычаи являются материалом о душевной жизни индивидов. В психологии народов анализируется дух народа вообще, условия его жизни, деятельности. Кроме этого конкретнее исследуются частные формы народного духа и их развитие. Психология народов решает следующие задачи: познать сущность народного духа с точки зрения психологии; открыть и сформулировать законы, которые лежат в основе внутренней духовной или идеальной деятельности народа в искусстве, в науке, в жизни; открыть причины, поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа. Психология масс Психология масс помогает решить вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Родилась она во второй половине XIX века во Франции, а истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда, который считал, что

социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания, общественные и групповые нормы и ценности возникают благодаря подражанию, а усваивая эти нормы, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Социолог Лебон основное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества.

Суть концепции изложена в основной его работе «Психология народов и масс», вышедшая в 1895 г. Лебон полагал, что всякое скопление людей есть ни что иное, как «масса», для которой характерной является главная черта – утрата способности к наблюдению. Находясь в массе, человек имеет типичные черты поведения: обезличивание; преобладание чувств над интеллектом; утрата интеллекта вообще; отсутствие личной ответственности. Таким образом, масса по своей природе хаотична и неупорядочена, ей обязательно нужен лидер - «вождь», а его роль выполняет только элита. Данный вывод был сделан на основании рассмотрения единичных случаев поведения массы в ситуации паники. Поскольку другие эмпирические подтверждения отсутствуют, то оказалось, что паника является единственной формой действий массы. Для психологии масс характерна определенная социальная окраска. Массовые выступления в конце XIX века, заставляли официальную идеологию заниматься поиском средств обоснования всевозможных акций, которые были направлены против этих массовых выступлений. В этот период широко распространяется утверждение о том, что конец XIX- начало XX века является «эрой толпы» – человек потерял свою индивидуальность и подчиняется примитивным инстинктам, легко поддается иррациональным действиям. Ход мыслей каждого человека, находящегося в толпе, направляется общим настроем этой толпы и чем больше человек находится в толпе, тем слабее у него становится чувство реальности, а подверженность влиянию лидера возрастает. Лидеры часто бывают с ярко выраженными чертами психических отклонений. Лебон в своих трудах также поднимает такие теоретические проблемы как анонимность, психологическое заражение, внушаемость человека, находящегося в толпе. Эти проблемы дали сильный толчок социально-психологическим исследованиям. Теория Лебона была подвергнута критике, многие считали её реакционной и несостоятельной и, прежде всего, потому что он отождествлял народные массы и иррациональную толпу. Что касается современных социальных психологов, то они тоже отмечают некоторые пороки его теории – это расплывчатость исходных понятий, необоснованное противопоставление иррациональной толпы образу рационального индивида.


Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П. Сорокина

Творчество американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968) обширно и разнообразно. Рассмотрим лишь ту его часть, которая связана с его представлением о социальной структуре и ее изменении. В своей фундаментальной работе «Общество, культура и личность; их структуры и динамика», впервые вышедшей в 1947 г., П. Сорокин вновь ставит вопрос о том, что такое общество, как оно устроено, что определяет его изменения и развитие. При этом, он полагает, что прежние попытки найти элементарную клеточку, или, как он сам выражается, исходное «образование» общества (будь то индивид, семья, роль, примитивная структура и т.д.) оказались тщетными. И повторяется уже тривиальная фраза о том, что ни индивид, ни даже простая сумма многих индивидов общества не составляют. Что же тогда претендует на роль социообразующего фактора? По мнению П. Сорокина, таким фактором может быть лишь взаимодействие действующих определенным образом индивидов или групп.

П. Сорокин пишет в этой связи: «Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под «взаимодействием» понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояния ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление... Значимое взаимодействие - это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий.»

Таким образом, сущность социального, с точки зрения П. Сорокина, раскрывается через механизм социального взаимодействия, структура которого включает в себя:

· субъекты взаимодействия (или мыслящих, действующих и реагирующих людей);

· значения, ценности и нормы, на базе которых строятся взаимодействия;

· сами действия и материальные носители (артефакты), с помощью которых эти действия осуществляются.

Раскрывая структуру первого пункта, т.е. расшифровывая мысль о природе субъектов взаимодействия П. Сорокин отмечает, что в качестве таковых могут выступать:


1) пара индивидов (диада), например, муж - жена, отец - ребенок, продавец - покупатель, руководитель - подчиненный;

2) трое участников взаимодействия (триада), например, обвинитель, судья и обвиняемый, любовный треугольник, родители и ребенок;

3) между некоторым множеством индивидов;

4) между индивидом и множеством людей, например, оратор, диктор, артист, лектор и т.д.;

5) между групповыми субъектами взаимодействия, например, между товаропроизводителями и товаропотребителями, здесь могут быть варианты, в частности, отношения между двумя группами, отношения между одной группой и несколькими другими, отношения между некоторым числом различных групп.