Файл: Методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей оренбург 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОГРАММНЫЙ КОНСТРУКТОР
ДЕТСКОГО ОТДЫХА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Оренбург
2023

УДК 373.04
ББК 74.200.58
С 21
Авторы-составители:
Сафин Никита Валерьевич,
исполнительный директор ООДОО «Оренбургские каникулы», доцент кафедры теории и практики управления ОФ РАНХиГС
Романова Алина Игоревна,
методист МАУДО «Дворец пионеров и школьников г.Орска», директор детского оздоровительного лагеря «Дружба»
Рецензент:
Пак Любовь Геннадьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета
В данном методическом сборнике представлены методические рекомендации по примерному содержанию и разработке образовательных программ, программ развития и организации деятельности учреждений, осуществляющих отдых и оздоровление детей в
Оренбургской области. Данная методическая разработка носит рекомендательный характер и призвана сделать процесс разработки программ более доступным и удобным.
Методический сборник предназначен для организаторов летнего отдыха детей, руководителей детских оздоровительных лагерей, старших воспитателей и вожатых, педагогов-организаторов.
© Сафин Н.В., Романова А.И., 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по примерному содержанию и разработке программ,
реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей
в Оренбургской области
Введение
Одним из факторов, определяющих качество и результативность лагерной смены, является её программное обеспечение. Важность программы для всех участников образовательно-воспитательного процесса определяется тем, что в ней перечислены и обоснованы структурные элементы, которые определяют содержание и механизм реализации, целевые установки и результативность, ключевые мероприятия смены.
Это важно для родителей, заказчиков услуг, так как они понимают, чем более организована и целенаправленна деятельность педагогического коллектива, тем более результативна она в плане образования и оздоровления ребенка. Захватывающий сюжет игровой модели смены, продуманная система стимулирования и правильно организованная работа органов самоуправления делают жизнь детей, непосредственных участников смены, насыщенной интересными и значимыми событиями.
В настоящее время не существует жестких требований к составлению программ детских лагерей, закрепленных каким-либо нормативным актом. Однако в каждом регионе разработаны методические рекомендации по их составлению. Это дает возможность авторам самостоятельно и творчески решать задачи программирования, опираясь на собственный опыт, с учетом ресурсов, социальных запросов родителей и интересов детей.
Ориентиром для создания программы должны стать следующие документы:
– Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020);
– Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(ратифицирована для СССР 15.09.1990);
– Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
– Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ;
– Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
– Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
– Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
– Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
23.01.2021 № 122-р);


– Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642);
– Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.)
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
– Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996- р);
– Примерная рабочая программа воспитания для организаций отдыха етей и их оздоровления (подготовлена ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
В соответствии этим, программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, должны быть направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.


Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. Согласно приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" выделяют 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско- краеведческая, социально-гуманитарная.
Содержательные характеристики программы, на которые необходимо ориентироваться при её составлении:
- актуальность - ориентированность программы на решение важных проблем;
- преемственность - качество программы, которое свидетельствует о том, что она создается не "с нуля", а рождается из предшествующего своего или чужого опыта, принимая его или отвергая;
- целостность, логичность - свойство программы объединять в единую систему все действия: от выдвижения целей, отбора средств до описания предполагаемого результата и способов его достижения;
- полнота изложения - полное, подробное описание в программе идей, смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы;
- реалистичность - содержательная характеристика программы, отражающая, что она выполнима, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены;
- адаптивность (гибкость) - способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий; оригинальность - нетрадиционный подход к решению поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива;
- грамотность - грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание формулировок цели, задач, результатов.
Структура программы
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Новизна программы *
Отличительные особенности программы
Направленность программы
Адресат программы
Цель и задачи программы
Ожидаемые результаты
Принципы реализации программы
Технологии воспитательной деятельности
Методы реализации программы
2. Содержание программы
Этапы реализации программы
Направления деятельности в рамках программы
Модель игрового взаимодействия
Система детского самоуправления*


Система мотивации и стимулирования
План-сетка смены
3. Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Информационно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы
4. Механизм оценивания эффективности реализации программы
5. Факторы риска
6. Система обратной связи
7. Список используемой литературы
8.Приложения
Правила графического оформления программы
Программа оформляется в соответствии со следующими правилами:
1. Титульный лист:
- полное название учреждения (вверху по центру);
- сведения об утверждении (справа);
- название программы (посередине по центру);
- автор-составитель: фамилия, имя, должность (справа);
- город, год (внизу по центру).
!!!Оформляем название программы:
- Программа организации отдыха и оздоровления «Название программы» (если программа предполагает организацию нескольких смен).
- Программа профильной смены «Название программы» (если программа предполагает организацию одной профильной смены).
- Программа лагеря дневного пребывания «Название программы» (если программа реализуется в рамках лагеря дневного пребывания).
2. Нумерация листов начинается со второй страницы. Номер ставится в правом нижнем углу.
3. Формат А4, поля: лево – 3 см., право, верх, низ – 1,5; весь текст печатается шрифтом
TimesNewRoman, 12-14 кегль, обычным начертанием, полуторным интервалом, красная строка - с отступом в 1,25, выравниванием по ширине с переносом.
4. Названия структурных элементов (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы и др.) печатаются 14 размером, жирным начертанием, выравниваются по центру. Точка в конце не ставится.
5. Подзаголовки могут выделяться курсивом.
6. Если в тексте предполагается перечисление текста в столбик, необходимо перед ним поставить двоеточие. Рекомендуются следующие формы нумерации:
- цифрами (после цифры слово пишется с прописной буквы; точка в конце);
- знаком тире (последующее слово пишется со строчной буквы; точка с запятой в конце);
- цифрами с закрывающей скобкой (последующее слово пишется со строчной буквы; точка с запятой в конце).


Структура программы
Пояснительная записка
(научное обоснование программы, предусматривает раскрытие актуальности,
описание целевого блока программы, методологическое обоснование)
Вступление
Обоснование необходимости решения определенных социальных или педагогических задач, стоящих перед системой образования региона или РФ, роли и места программы (лагеря) в решении данных задач.
Перечень основных документов федерального и регионального уровня, которые могут являться основой нормативно-правового обеспечения программы, актуальных на момент создания программы (см. введение), а также перечень локальных документов (если имеются): устав
ДОЛ, положение о ДОЛ, правила внутреннего распорядка и др.
Актуальность программы
В словарях слово "актуальность" определяется как важность, значительность чего-либо в настоящее время, своевременность, злободневность. Если говорить об актуальности программы, а именно об актуальности той педагогической идеи, которую развивает автор в своей программе, то она может отражаться в нескольких составляющих:
- актуальность для общества - как программа ориентирована на решение общественных проблем;
- актуальность для государства, то есть, как программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;
- актуальность дляДОЛ как образовательного учреждения, то есть, как авторская программа соотносится с развитием ДОЛ, другими основополагающими программами и документами детского лагеря;
- актуальность для подростка, то есть, как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, раскрывает возможности для его развития.
Обосновывая актуальность, разработчикам программы необходимо указать конкретные актуальные проблемы, потребности, тенденции
(тренды) в развитии и воспитании детей существующие трудности и возможные способы их преодоления с помощью данной программы.
Актуальностьпрограммы является ответом на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Описывая актуальность, вы убеждаете своих коллег, что реализация программы важна: она своевременна, интересна и результативна.
Новизна программы*
В этом разделе необходимо указать, в чем состоит и чем обосновывается новизна, оригинальность данной программы в отличие от существующих? Что нового привносит автор по сравнению с другими программами?
Все новые элементы, отражающие новизну, - не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательно-воспитательной