Файл: Методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей оренбург 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обозначены критерии, тем понятнее они будут и педагогам, и ребятам.
Систему мотивации и стимулирования можно расписать как по этапам реализации программы, так и в целом, но при этом необходимо показать логику ее развития.
План-сетка смены
План-сетка представляет собой распределение мероприятий, проводимых в лагере, по дням в течение смены, представленных в виде таблицы, с разбивкой дня на 2 части (утро и вечер). План-сетка составляется с учетом этапов (организационный, основной, заключительный), в соответствии с логикой развития лагерной смены.
При составлении плана-сетки учитываются: логичность расстановки дел и мероприятий, чередование индивидуальных и коллективных дел, ключевых дел, разнообразие форм, характерных для игровой модели смены,тематика смены. А также принцип обязательного включения оздоровительных мероприятий, принцип периодичности общелагерных (массовых) и отрядных дел, принцип итогового большого проекта смены (с участием всех детей), принцип распределения видов деятельности в течение дня.
При составлении плана-сетки могут помочь: календарь летних праздников; ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, лагере;традиции лагеря.
В плане сетке должны быть прописаны формы проведения мероприятий, полное название, указана возрастная категория (если мероприятие рассчитано только для младшей или только для старшей категории).
Если программа предусматривает организацию нескольких смен, то планы-сетки смен можно вынести в приложение, а в данном разделе дать краткое описание каждой смены
!!! Если программа предусматривает организацию нескольких смен, каждая из которых
имеет свой игровой сюжет, систему мотивации и стимулирования, систему самоуправления,
связанную с игровым сюжетом, можно оформить эти разделы иначе. Объединяем разделы
«Модель игрового взаимодействия», «Система стимулирования», «Система детского
самоуправления» в раздел «Информация об оздоровительно-образовательных сменах». В
разделе прописываем все позиции для каждой смены (игровой сюжет, самоуправление,
система стимулирования и мотивации, глоссарий смен). Планы-сетки всех смен можно
вынести в приложение.
Ресурсное обеспечение программы
(при описании этого раздела необходимо указать особенностикадрового,
информационно-методического и материально-технического обеспечения программы)
Кадровое обеспечение программы
В разделе «Кадровое обеспечение программы» целесообразно перечислить педагогических работников, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора, повышение их профессионального мастерства в течении смены (планерки, занятия для вожатых-новичков и т.д. ).
Информационно- методическое
«Информационно-методическое обеспечение программы» предполагает информационное, образовательное, аналитическое

обеспечение программы направления, в рамках которых планируется обучение педагогов, их своевременное обеспечение необходимой информацией, организация аналитической деятельности в ходе реализации программы.
В данном разделе перечисляются адаптированные программы; методические рекомендации для вожатых, воспитателей; планы проведения планерок, методические разработки; методический материал по содержанию смены; ссылки на определенные сайты в помощь вожатым и воспитателям; памятки, положения о тех или иных мероприятиях, проводимых в рамках смены и т.д.
Материально- техническое обеспечение программы
Описание «Материально-техническое обеспечения программы» подразумевает перечисление не всего оснащения лагеря, а того особенного, без чего невозможно реализовать основную содержательную идею именно этой программы (смены). Например:
- специальные материалы, инвентарь, оборудование (в программе журналистской направленности - это компьютеры, расходные материалы к ним, диктофоны, стенды для представления результатов работы юных журналистов и т.п.; в программе экологической направленности - это микроскопы и другое специальное оборудование для работы лабораторий, необходимая справочная литература, плакаты и т.п.);
- особая наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т.п.;
- необходимая печатная продукция (маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники или карты наблюдения и т.п.).
Механизм
оценки
эффективности
реализации
программы
Все анкеты и
методики оценки
результатов
представляются
в приложении
В данном разделе необходимо указать критерии и способы оценки качества реализации программы.
В словарях понятие «критерий» определяется как основной признак, на основании которого производится оценка. В качестве критерия могут выступать лишь такие специфические признаки исследуемого явления, которые отвечают следующим требованиям:
- критерий должен быть объективным (не предвзятым, показывающим реальную ситуацию);
- им может быть лишь наиболее существенный, устойчивый и повторяющийся признак;
- критерий должен отвечать требованию необходимости (возникает закономерно, без него не обойтись) и достаточности (данного критерия достаточно, чтобы сделать выводы);
- он должен позволить оценить свойства, характеристики рассматриваемого объекта (в нашем случае программы).
Критериями оценки качества реализации программы могут являться те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов.
Критериями оценки качества реализации программы могут быть:
- уровень достижения заявляемых в программе результатов;


- уровень удовлетворенности подростков от участия в программе;
- качество организуемой деятельности.
Все три критерия соответствуют вышеназванным требованиям. Они диагностируемы и на основании их анализа можно сделать выводы о качестве реализации программы. Каждый критерий можно рассмотреть через ряд показателей. Так, например, чтобы расписать первый критерий, связанный с результатами, необходимо сначала определить приоритетные для программы результаты, которые в дальнейшем будут диагностироваться и анализироваться. Далее каждый результат следует раскрыть через показатели, его характеризующие. Например, такой результат программы, как "умение подростка оценивать свои действия, поступки, способности, анализировать коллективную деятельность", достигается, когда подросток дает объективную оценку своим поступкам, действиям, способностям, качеству коллективных дел, работе группы, выделяет "плюсы" и "минусы", причины успехов и неудач. Далее авторы программы определяют, каким способом (анкетированием, беседой, наблюдением, игровыми способами и т.д.) будет оцениваться уровень достижения данного результата и в какой период смены.
Второй критерий - уровень удовлетворенности подростков от участия в программе, который замеряется через опрос детей и родителей о пребывании в ДОЛ.
Третий критерий - качество организуемой деятельности. Так как организуемая в лагере деятельность отражается, в том числе, и через систему конкретных дел, то целесообразно оценивать качество ключевых дел программы. Способом оценки является посещение дела представителями административной группы, методистами или опытными педагогами и последующий его анализ с педагогом или творческой группой педагогов, самоанализ дела представителями творческой группы, оценка дела детьми-участниками, аналитические планерки, совещания.
К информационно-констатирующим методам оценивания эффективности реализации программы относятся: определение уровня развития детского коллектива и социализированности участников лагерной смены, наблюдение и анализ взаимодействия детей, определение уровня межличностных отношений, а также анкетирование и письменные отзывы родителей как заказчиков услуг.
Для определения уровня результативности программы предполагается использование методик, направленных на измерение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности.
1   2   3   4

Факторы риска
В данном разделе указываются предполагаемые факторы риска и способы их минимизации. Например:
Факторы риска
Меры профилактики
Травмы
- проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма
Неблагоприятные погодные условия
- планирование деятельности с учетом погодных условий, корректировка
программного содержания (перестановка тем и разделов программы)
Клеши
- противоклещевая обработка территории лагеря;
- проведение цикла бесед о мерах профилактики;
- ежедневный осмотр детей
Низкая активность детей в процессе реализации программы
- повышение мотивации к творческой, познавательной и социально-значимой деятельности посредством применения игровых технологий и технологий проектной деятельности.
Конфликтные ситуации во временных детских коллективах
- работа психолого-педагогической службы лагеря (тематические занятия, консультации, тренинги);
- организация отрядных мероприятий с целью сплочения коллектива.
Несоответствие сюжета смены возрастным особенностям участников смены
- корректировка программы смены;
- использование методик, стимулирующих развитие самодеятельности.
Система
обратной связи
Наличие возможности обсуждения итогов реализации программы и выражения мнения об удовлетворённости качеством предоставляемых услуг.
Список используемой литературы
(оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.05-2008)
В приложении могут быть представлены:
- глоссарий смены (если это предполагает игровая модель);
- режим дня;
- анкеты и методики для определения эффективности реализации программы.
Список используемой литературы
1.
Кудашев, Г.А. Программа лагерной смены: отдельные особенности разработки и оформления. Методическое пособие. – Тюмень: «Ребячья республика», 2014.- 126 с.
2.
Океанские методики:
Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра "Океан"/ Под ред.
Э.В. Марзоевой, Г.Ю. Зубаревой. - Владивосток Федеральное государственное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан", 2018. - 280 с.
3.
Педагогика "Орленка" в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь// Сост. Ковалева
А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./
Науч. ред. М.А. Мазниченко. - М.: Собеседник, 2015. - 192 с.
4.
Эффективная программа детского отдыха: пособие по созданию шедевра : учебно- методическое пособие/ авторы-составители: Н.В. Вервинская, А.А. Данилков, А.В.
Саморуков. – Новосибирск, ГАУК НСО НГОНБ, 2020. – 72 с.


Приложение 1
Формы культурно-развивающего досуга детей, подростков и молодежи
Акция- это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов.
Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда (трудовые атаки).
Аукцион игровой - игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В
«торги» вступают знатоки-игроки, которые при правильном ответе получают возможность
«купить» приз или балл. Для проведения игры необходимо заготовить призы или баллы
(которые в конечном итоге можно обменять на главный приз) для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. На аукцион могут быть выставлены и «вещи», предметы как вопрос.
Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху XVIII века.
В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей.
Ассорти — мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.
Бал-маскарад — костюмированный бал.
Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
Бенефис- вечер, на котором чествуется конкретный человек. Главное условие – его непременное участие. В рамках встречи герой ведёт диалог со зрителями, звучат фрагменты его выступлений, презентуются новые номера, уместны инсценировки и викторины по теме.
Блицтурнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.
Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Преимущества данного мероприятия в том, что оно предполагает элемент соревновательности, проходит в неформальной обстановке, дает возможность проявить себя и свои знания, способствует приобретению опыта коллективного мышления, развивает быстроту реакции, позволяет проверить познания и начитанность целого отряда.
Викторина – вариант интеллектуального турнира (очная, заочная).
Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча целью развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т. д.
Вечер при свечах — мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается музыкой и чтением стихов всеми присутствующими или большинством.