Файл: Методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей оренбург 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельности, работают на достижение заявленных результатов.
*Если таких характеристик не существует, рекомендуется не
включать в пояснительную записку данную информацию.
Отличительные особенности программы
В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён.
Необходимо отличать два вида программ - это совершенно новая авторская программа и модифицированная авторская программа. В чем же заключаются отличия? В "новой программе" авторский коллектив работает в новом для себя направлении деятельности или ставит для себя новую целевую установку, соответственно, новым для педагогического коллектива лагеря становится все содержание программы. Но это не значит, что программ с подобной педагогической идеей на общероссийском (региональном) уровне нет.
Модифицированная программа - это программа, созданная на основе другой, уже реализованной коллективом программы. Она отличается от предыдущей, с точки зрения разработчиков, появлением набора более эффективных педагогических средств, технологий и т.д. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ программы.
Автору-составителю модифицированной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.
Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Необходимо аргументировано и доступно показать существенные отличительные особенности программы от уже существующих или ранее реализованных лагерем программ. Можно указать, что данная программа является логичным продолжением, приемником ранее существовавшей программы.
Если программа основана на опыте других учреждений, необходимо показать заинтересованность в распространении этого опыта, его творческом преобразовании и повышении эффективности.
Направленность программы
Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. В соответствии с приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г.
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и письмом министерства просвещения РФ от 25.01.2021 г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» выделяют 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная.
Адресат программы
В данном разделе указывается возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа.


Цель программы
Цель - это основной предполагаемый результат реализации программы или образ предполагаемого результата. Это результат, который лагерь реально может достичь к определенному моменту времени.
Как правило, у программы должна быть одна цель, которую возможно достичь, решив несколько задач.
Необходимо соблюдать следующие правила формулировки цели:
- цель - это конкретизация педагогической идеи;
- цель должна соответствовать основному содержанию деятельности;
- цель должна быть достижима в рамках лагерной смены (учитываем ее кратковременность!) и должна лежать в области возможностей педагогического коллектива, то есть на достижение цели должны быть интеллектуальные, административные и другие ресурсы;
- формулировка цели должна быть понятной и лаконичной;
- цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.
Типичные ошибки, возникающие из-за несоблюдения вышеперечисленных правил.
Ошибка 1. Формулировка цели не связана с педагогической идеей, раскрытой в пояснительной записке программы и/или с содержанием программы.
Так, например, в актуальности программы много и подробно рассказано о важности и ценности сохранения и укрепления здоровья, а цель программы сформулирована как раскрытие личностного потенциала ребенка.
Ошибка 2. Цель непонятно или неграмотно сформулирована, глобальна, не отображает конечный результат программы, не соответствует ее временным рамкам.
Например, цель: «воспитание готовности подростков к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества», имеет большое количество смыслов и весьма длительный период достижения.
Ошибка 3. Длинная формулировка цели. Это ведет к снижению восприятия сути цели, увеличению смыслов, которые могут быть не предусмотрены даже самим автором.
Ошибка 4. Цель подменяется организационной задачей. Например:
«Создание условий для полноценного отдыха».
Процесс формулировки цели облегчит следующая формула:
ЦЕЛЬ
= отглагольное существительное, управляющее педагогической деятельностью
+ предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Отглагольным существительным, управляющим педагогической деятельностью, могут быть следующие слова: «формирование»,


«развитие»,
«актуализация»,
«обогащение»,
«приобщение»,
«совершенствование», «обеспечение», «содействие», «вовлечение» и т.д.
Предмет педагогического взаимодействия (направленность развития и/или формирования личности ребенка) - основная суть программы, которая была обоснована в пояснительной записке. В программах детских лагерей встречаются: «лидерская позиция», «патриотические чувства»,
«опыт социального взаимодействия», «лидерский потенциал», «ценность активной жизненной позиции», «ценность здорового образа жизни»и т.д.
Объект педагогической деятельности - ребенок, подросток.
Ведущим средством программы может быть, например, журналистская деятельность, краеведение, театральная деятельность, творческая деятельность и т.д.
Вот пример цели, выстроенной по данной формуле: «Формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части
России через включение в краеведческую деятельность» или «Развитие у детей технического творчества посредством вовлечения их в активную познавательную деятельность с использованием кейс-технологий».
Задачи программы
(не более 6-7
задач)
Конкретизация цели осуществляется через определение задач (что необходимо сделать, чтобы выполнить поставленную цель). Задачи раскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.
Задача - это конкретизация цели программы. Поэтому задачи не могут быть шире по содержанию и смыслу, чем цель.
Задача - это ответ на вопрос: «Что делать?». Поэтому она не просто начинается с глагола неопределенной формы, но и всем своим содержанием показывает, что именно необходимо сделать, чтобы данный этап программы был реализован, какие виды деятельности требуют осуществления, с помощью каких средств должна идти работа. Например, если цель звучит как «формирование патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность», то задачи могут быть следующими:
- содействовать расширению знаний подростков об исторических, культурных, национальных особенностях народов и регионов России;
- содействовать осознанию и принятию патриотических ценностей, взглядов и убеждений, патриотического отношения к традициям, культурному и историческому прошлому России.
Задачи - это этапы достижения цели. Поэтому они могут представлять как алгоритм действий по достижению цели, так и смысловые направления, реализация которых предполагает достижение цели. Например, если цель: «Создание педагогических условий для развития лидерского потенциала через включение в социально значимую деятельность», то авторам программы следует формулировать задачи, пользуясь следующим алгоритмом:
1. Рассмотреть все понятия, входящие в цель программы.
Предположим, что мы вычленили понятия «лидерский потенциал»,


«развитие лидерского потенциала» и «социально значимая деятельность», под которыми мы понимаем:
- лидерский потенциал - это готовность подростка занять позицию лидера в определенной деятельности, где лидер - это человек, обладающий знаниями, умениями, способностями в данной деятельности и способный организовать других на социально значимое дело;
- развитие лидерского потенциала - это формирование готовности к проявлению собственных знаний, умений и лидерских способностей в организации других на социально значимое дело;
- социально значимая деятельность - это деятельность, направленная на понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации.
2. Определить алгоритм деятельности исходя из выявленных понятий. Так, например, исходя из поставленной цели, деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для формирования готовности подростков к проявлению собственных знаний, умений, лидерских способностей в организации других на социально значимое дело.
Такая деятельность может быть построена по следующему алгоритму:
- демонстрация педагогами и/или подростками собственных способностей и возможностей;
- демонстрация педагогами (и подростками) различных форм социально значимой деятельности;
- обучение ……....;
- совместная деятельность, направленная на ….…...;
- анализ ……... и т.д.
3. Сформулировать задачи. Например:
- организовать деятельность, направленную на демонстрацию подростками лидерских знаний и умений;
- организовать деятельность, направленную на расширение знаний и умений в организации социально значимой деятельности;
- организовать совместную деятельность, направленную на развитие лидерских способностей подростков;
- способствовать осознанию подростками собственных личностных изменений и т.д.
Итак, задачи программы - это конкретизированные или более частные цели, в которых описывается система средств, видов деятельности, этапы достижения поставленной цели.
Ожидаемые результаты
Сформулированная цель педагогической программы воплощается в конкретных прогнозируемых результатах, которые достигаются в процессе реализации программы. Степень достижения результатов можно
каким-либо образом оценить, и эта оценка (в числе прочих) будет свидетельствовать о результативности реализации программы.
В качестве предмета оценивания могут быть:
- набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемой теме, а также навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения содержания конкретной тематической образовательной программы;
- перечень важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у участников за период участия в данной программе, и время общения с педагогами и сверстниками.
Предполагаемый результат является следствием поставленных задач, он может выходить из одной задачи или из комплекса задач.
Результат должен быть раскрыт авторами максимально конкретно относительно знаний, умений, которые приобретает ребенок; личностных качеств, которые развиваются в ребенке; ценностных отношений, в которые включается подросток.
Например, цель программы – «развитие лидерского потенциала подростков через включение в социально значимую деятельность», то предполагаемый результат может быть следующим:
- приобретенные подростками знания и умения в организации социально-значимой деятельности (перечисление конкретных знаний и умений);
- приобретенный опыт в организации социально значимой деятельности;
- понимание подростком собственных личностных изменений, планирование им дальнейших перспектив своего развития и т.д.
Принципы реализации программы
Одним из условий успешной реализации программы смены является определение, понимание и принятие педагогическим коллективом идеологической основы осуществляемой деятельности, которая выражается в принципах, представляющих ряд правил и требований, предполагающих безусловную ориентацию на их выполнение.
Например, базовыми принципами программы могут быть:
- принцип гуманистической ориентированности: определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал человеческой личности;
- принцип педагогической целесообразности: заключается в необходимости понимания педагогическим коллективом целевых установок программы смены;
- принцип комплексности: требует, чтобы каждая смена носила комплексный характер, выражаемый в её разнонаправленности, разнообразии используемых форм, методов и состава участников;
- принцип учета индивидуальных особенностей: предполагает учет физиологических и психологических особенностей детей и др.
Разработчики программ могут формулировать и обосновывать свой ряд принципов, которые составят идеологическую основу программы.


Технологии воспитательной деятельности
В ходе реализации программы возможно использование следующих педагогических технологий и технологий досуговой деятельности:
-
Использование в детском оздоровительном лагере