Файл: Методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей оренбург 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
здоровьесберегающих технологий предполагает формирование навыков здорового образа жизни, культуры здоровья.
-
Технология коллективной творческой деятельности
одна из основных в реализации программы. Вся деятельность внутри отряда – коллективная, от принятия решения до реализации задумок.
Использование педагогическим коллективом данной технологии способствует решению задачи воспитания общественно-активной личности.
-
Игровые технологии основаны на активизации и интенсификации деятельности детей.
Игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, обладает огромных потенциалом для активизации и интенсификации жизнедеятельности в
ДОЛ.
-
Технология создания ситуации успеха. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
-
Технология предъявления педагогического требования (по Н.Е.
Щурковой).
Педагогическое требование – это предъявление школьникам культурных норм отношения к человеку, труду, познанию, прекрасному, обществу. Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутренне неприятия или даже протест. Задача педагога – превратить требование в свободно проявляемое отношение.
Требование как метод воспитания применяется главным образом для организации жизнедеятельности детей в условиях недостаточно высокого уровня развития коллектива, несформированности навыков самоуправления.
-
Технология командообразования включает в себя серию специально организованных игр, упражнений, конкурсов, направленных на сплочение коллектива, с целью снижения уровня тревожности, формирования благоприятного психологического климата, выработки коллективных ценностей.
-
Технология проектного обучения
– это система учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Проектную деятельность в ДОЛ можно рассматривать как средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Под социальным проектированием в условиях лагеря понимают: социально-значимую деятельность, имеющую социальный эффект для конкретного ДОЛ; деятельность, задуманную, продуманную и осуществленную подростком с группой единомышленников-сверстников, в ходе которой они вступают в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.

Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс – технология может использоваться и при изучении любого предмета и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.

Шоу-технология – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого лагеря.
У шоу – технологии три особенности:
- деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»);
- соревновательность на сцене;
- заготовленный организаторами сценарий.
Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков: подготовка - реализация - анализ итогов.
Методы реализации программы
В педагогической практике существует много подходов к классификации методов обучения, воспитания и досуговой деятельности.
В представленном контексте методы рассматриваются как возможные способы, пути достижения цели программы и решения её задач. Следовательно, разработчики программы вправе выбирать наиболее эффективные на их взгляд методы, способствующие успешной реализации цели.
Например, Ю.К. Бабанский подразделяет все методы на четыре основных группы: методы формирования сознания личности ребенка; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
Основанием данной классификации является логика деятельностного подхода к воспитанию.
Е.Н. Ильин предлагает следующую классификацию: методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, ошибок, недомолвок,

неточностей и т.д.), методы общения (интригующий вопрос, заценка, деталь, приближение к себе), методы организации деятельности
(конкурсы: литераторов, чтецов, писем, стихов;литературный клуб, драматизация, поэтические вечера, грамматические остановки,
«кавардачки»), методы педагогического воздействия (отбор нравственно окрашенных «кусков», психологические паузы, монологическое вступление). Ведущий принцип его классификации - гуманистический подход к воспитанию детей.
С.А. Шмаков представляет методы досуговой педагогики как пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относит методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации».
Г.Н. Кудашов в качестве основания для определения методов использовал процесс деятельности и выделил следующие пять методов: представление (презентационная деятельность), творчество (творческая деятельность), общение (коммуникативная деятельность), труд (трудовая деятельность), соревнование (стимулирующая деятельность).
Содержание программы
(информация о блоках программы (если есть), ее основных направлениях (модулях),
этапах реализации, модели игрового взаимодействия и др.)
Этапы реализации программы
Краткое описание деятельности на каждом этапе реализации программы.
Как правило, выделяют следующие этапы реализации программы:
- подготовительный (долагерный);
- организационный;
- основной;
- заключительный;
- аналитический (постлагерный).
По сути, этапы – это очередность выполнения действий и операций, осуществления деятельности. Для каждого этапа должны быть определены задачи и содержание деятельности.
Этапы лагерной смены (организационный, основной и заключительный) необходимо прописывать в соответствии с логикой развития лагерной смены.
Направления деятельности в рамках программы
Краткое описание направлений деятельности, которые осуществляются в рамках реализации программы (например, гражданско-патриотическое, экологическое, краеведческое, здоровьесберегающее, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, художественное, досуговое и др.).
Этот раздел может включать описание форм работы с детьми в рамках данного направления: реализацию проектов, работу клубов, мастерских, лабораторий, проведение выставок и фестивалей, а также

краткое описание программ, определяющих содержание и организацию образовательного процесса.
Модель игрового взаимодействия
Игровая модель смены – это игра, в которой участвует весь лагерь на протяжении всей смены.
Игровая модель смены должна обеспечивать реализацию целей и задач программы смены.
Игровая модель доносит в понятной для ребенка форме основные смыслы программы, находит свое отражение в названии программы.
Описывая игровую модель, авторы представляют замысел и сюжет программы как своего рода базовую схему взаимодействия участников.
Характеристики игровой модели взаимодействия следующие:
- игровая модель должна соответствовать целевой установке программы и предполагаемым результатам, отражающим развитие подростка;
- игровая модель программы должна быть понятной и интересной для подростков - участников программы;
- игровая модель должна быть логично выстроенной и многогранной, чтобы позволить каждому ребенку найти свою "нишу" и проявить себя в ходе реализации программы.
Игровой сюжет, лежащий в основе игровой модели должен быть ярким, интересным, содержательным.
Игровой сюжет должен способствовать эффективному решению следующих задач:
- создание положительного эмоционального настроя на индивидуальную и коллективную деятельность в течение всей смены;
- адаптация каждого участника смены;
- организация здоровой творческой конкуренции между отрядами;
- обогащение содержания деятельности каждого отряда в соответствии с игровой моделью;
- стимулирование деятельности по достижению игровой цели.
Система детского самоуправления*
Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей жизнедеятельности отряда, лагеря. Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность»,
«самодеятельность» и «самоорганизация».
Традиционно в каждой смене в лагерях создаются различные органы детского самоуправления - советы (лагеря, клуба, командиров, навигаторов, хозяев, физоргов, баталеров, информационный совет, совет дела и другие), в которые входят представители отрядов, команд, групп, объединений, клубов и т.п. То есть в советы могут входить представители, как постоянных групп, так и временных.
Важным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является определение его структуры. Структура самоуправления всегда специфична и право решения, какой она будет, остается за коллективом.


При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них. Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является решающим для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии детским коллективом.
В данном разделе программ могут быть обозначены следующие позиции:
- модель (структура) самоуправления в детском коллективе;
- органы самоуправление и содержание их работы;
- создание условий для развития самоуправления в лагере: на уровне отряда, дружины.
Система самоуправления должна быть связана с игровым сюжетом смены.
*Этот раздел необязателен для лагерей дневного пребывания, если
работа по развитию самоуправления не ведется.
Система мотивации и стимулирования
В описании программы особое внимание уделяется системе мотивации и стимулирования, которая должна полностью соответствовать идее программы, ее целевым установкам, быть простой и доступной для ребенка и помогать ему добиваться успеха.
Если обратиться к словарям, то «мотивация» - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
При описании данного раздела программы необходимо обозначить, какие возможности или условия, заложенные в содержание программы, могут стать внутренним мотивом, побудить подростка активно участвовать в деятельности.
Стимулирование подростков заключается в создании внешних факторов, побуждающих к участию в деятельности, достижению успеха.
Словом «стимул» обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект.
Система стимулирования должна стать частью игровой модели программы. Она обычно выстраивается как своеобразный алгоритм личностного роста подростка: оцениваются знания, умения, позиция, достижения, личностные качества подростка и, основываясь на этой оценке, подросток получает общественное признание, различные игровые звания, отличительные знаки, продвигаясь по «лестнице роста».
«Расти» может не только отдельно взятый подросток, но и коллектив, но успех коллектива все равно должен зависеть от успеха каждого в нем.
Самое главное - четко обозначить критерии оценки: что должен знать, уметь, делать, как относиться к окружающим и так далее. Чем четче