Файл: Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития речи необходимо владеть знаниями о видах связной речи, ее функциях и знать – что такое связная речь. Без этих знаний невозможно качественно развивать речь у старших дошкольников.

1.2. Психолого – педагогический аспект изучения связной речи

Самым первым среди ученых – педагогов, обратившихся к проблеме развития связной речи у дошкольников, является Ян Амос Коменский (1952-1672). Его идея развития речи основывалась на использовании сказок о животных, художественных рассказов, басен. Он считал, что развитие связной речи будет проходить успешно при условии четкого, корректного называния предметов.

Не далеко от идей Коменского в своих трудах по проблеме развития связной речи ушел Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). По его мнению обучение связной речи происходит по следующим этапам:

1) изучение внешнего вида предметов;

2) выявление отличительных признаков внешнего вида предметов на основе восприятия;

3) отбор группы слов для составления характеристики предмета;

4) группировка слов по определенной классификации;

5) составление предложений и их последующее распространение;

6) умение объяснить значение слов;

7) составление связных текстов.

Дальнейшим изучением проблемы связной речи стал заниматься Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он считал, что обучение связной речи необходимо начинать с обучения родной речи. На первоначальном этапе обучения родной речи К. Д. Ушинский определял три цели:

1) развивать дар слова и уметь выражать свою точку зрения;

2) обучать дошкольника использовать слова в эталонной форме;

3) умение использовать грамматические правила на практике.

Первая цель – учить ребенка выражать свои мысли. Чтобы ребенок мог четко представлять то, о чем он хочет сказать, необходимо применять наглядность, чтобы ребенок, опираясь на конкретные образы смог научиться свободно выражать свои мысли.

Вторая цель, которую ставит Ушинский – учить ребенка формулировать свои мысли так. Чтобы они были эстетически красивыми, каковыми служат образцы литературных произведений. Здесь также существовали свои требования: понятное, доступное содержание, художественный язык, положительные идеи. Выбор Ушинского при подборе литературных произведений пал на загадки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, произведения русских писателей, и, конечно же, на свои собственные произведения, которые уже изначально писались Ушинским для чтения детям.


И третьей целью Ушинский ставил практическое усвоение грамматического строя русской речи. Сюда он включал разнообразные упражнения – придумывание предложений, подбор слов и др. Но главное здесь было то, что все три цели должны осуществляться одновременно.

Очень важно, чтобы все три цели осуществлялись одновременно.

К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития связной речи детей дошкольного возраста. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Идеи Константина Дмитриевича Ушинского продолжила его ученица Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Поддерживая убеждения своего преподавателя, она придерживалась тому, что связная речь должна осуществляется на народной речи и творчестве. Развитие связной речи она не отождествляла от накопления чувственного опыта. Е. Н. Водовозова содала свою программу развития связной речи и изложила ее в своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8 – летнего возраста. В этом труде она предложила подробный список сказок, эффективных и доступных для сказок. Водовозова отдавала большое значение сказке, она считала, что сказка должна опираться на детский опыт, развивать воображение, делать речь более богатой.

Еще одним педагогом, который внес вклад в развитие связной речи является Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1944). Развитие связной речи она тесно связывала с развитием личности. В своих трудах она писала: «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающая речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка».

Флерина Евгения Александровна (1889 – 1952) также поднимала проблему развития связной речи дошкольников в своих трудах. Не принижая значимость монологической речи, она подчеркивала, что повседневная жизнь пронизана диалогами. Следовательно, для развития связной речи необходимо развивать диалогическую речь. При этом она обращает внимание на то, что диалогическую речь эффективнее развивать в непринужденной обстановке.

Ученицей Е.А. Флериной и ее последовательницей многие годы была Мария Митрофановна Конина (1913-1991). Она преподавала методику развития речи студентам и на ряду с этим продолжала идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Она считала, что благодаря художественной литературе интенсивно развивается речевое, умственное развитие, развивается нравственное и эстетическое воспитание.



Психолого – педагогические исследования развития речи детей дошкольного возраста изучались в НИИ дошкольного воспитания по руководством Галины Михайловны Ляминой. В трех направлениях выполнялись исследования детской речи:

1) Структурное – здесь исследовались вопросы формирования разных структурных сторон системы языка (грамматический. Лексический, фонетический).

2) Функциональное – здесь уделяется большое внимание формированию навыков владения языком.

3) Когнитивное – здесь большое внимание уделяется формированию осознания основных явлений языка и самой речи.

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями.

Следовательно, проблема развития связной речи была актуальна во все времена. Этой проблемой занимались самые известные и гениальные педагогики и психологи. И в настоящее время, разработка подходов развития речи очень популярна и этой работой будут заниматься еще долгое время.

1.3. Общие и специфические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Необходимо начинать строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.


Управление речевым развитием детей педагог реализует, прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и формы общения.

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается.

При составлении рассказа по картине формируются умения самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формируются умения развивать сюжетную линию.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.


Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно из расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.

Углубленна работа над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи решает следующие задачи:

1) точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы;

2) их свойства и качества, строение;

3) осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения;

4) уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;

5) замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их;

6) самостоятельно активно использовать различные грамматические формы;

7) употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов;

8) понимать и использовать в речи термин «предложение»;

9) составлять предложение из 3-4 слов.

Развитие связной речи оценивается по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

Следует подбирать дидактические материалы, соответствующие не только возрасту, но и уровню сформированности. Также необходимо усложнять работу только при условии полного усвоения предыдущего материала.