Файл: Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для наиболее эффективного развития связной речи необходимо учитывать как общие, так и специфические особенности ее развития. Начиная планирование своей работы следует начать с общих особенностей, и выбрав конкретное направление начинать опираться на специфические.

1.4. Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.

В русских сказках русский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, — разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы.

В. Я. Пропп - блистательный исследователь русской сказки» говорил: «Сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».

Значимость народной сказки в развитии речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он говорил: «Язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

О сказках и их роли также положительно отзывался В.Г. Белинский: «Дитя не любит отвлечённых идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы, — и посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что это доказывает? — потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии, которые находят для себя удовлетворение пока ещё только в одном чрезвычайном, отличающемся неопределённостию идеи и яркостью красок.»

Сказка влияет на все виды деятельности дошкольника. Но одно из главенствующих мест занимает в художественно – речевой деятельности. Воспитание чистой речи дошкольников – задача большой общественной значимости, и ее серьезность должны осознавать родители и педагоги.

Существует большое количество видов сказок: о животных, о взаимодействии людей и животных, притчи, бытовые, страшилки, заветные, волшебные и другие.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,
характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.



При подборе материала для работы с детьми, необходимо стараться руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников.

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.


Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения. Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.


Глава 2. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Содержание, методика и результаты констатирующего эксперимента

Исследование проводилось на базе Центра семьи и детства «Солнышко мое» г. Краснодара в старшей группе.

Основной целью I этапа эксперимента является: определение уровня связной речи детей старшей возрастной группы.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические методики, предложенные в учебном пособии Росляковой Н.И., Голубь М.С. описание предмета, описание без наглядности, составление рассказа, пересказ текста.

Воспользовавшись "Методикой развития речи детей дошкольного возраста" пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С, Струнина Е. М, мы определили следующие показатели (критерии) сформированности связной речи.

1. Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.