Файл: Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Казахстана 5 класс 3 ЧЕТВЕРТЬ Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки» Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака Цели обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене Критерии оценивания Обучающийся Сравнивает археологические памятники · Определяет мировоззрение древних племен · Объясняет важность борьбы сакских племен за независимость на международной арене Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Время выполнения: 25 минут 1 вариант Задание1 Укажите верность или неверность утверждений
Задание 2. Строение курганов. Опиши строение курганов по картинке 4 балла Задание 3.Укажите правильные ответы на поставленные вопросы Задание «Кто больше?» -укажите даты, имена, названия, связанные с именем Томирис. Обратите внимание на дескрипторы: Задание 4. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?
История Казахстана 5 класс 3 ЧЕТВЕРТЬ Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки» Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака Цели обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене Критерии оценивания Обучающийся Сравнивает археологические памятники · Определяет мировоззрение древних племен · Объясняет важность борьбы сакских племен за независимость на международной арене Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Время выполнения: 25 минут 2 вариант Задание1 Укажите правильный ответ 1.Как называется культура эпохи раннего железа на территории Центрального Казахстана? А) андроновская б) бегазы-дандыбаевская в) тасмолинская 2.Кто был первооткрывателем тасмолинской культуры? А) М.Кадырбаев б) К.Акишев в) А.Толеубаев 3.Сколько типов курганов с усами известно? А) 2 Б)4 В)6 4.В какой области был обнаружен первый самый первый памятник тасмолинской археологической культуры? А)Жамбылской Б) Акмолинской В) Павлодарской 5.Сколько курганов "с усами" обнаружено в Казахстане? А)свыше 100 Б) свыше 200 В)свыше 300 6.Где находится ареал распространения курганов "с усами"? А)Центральный Казахстан Б)Восточный Казахстан В)Южный Казахстан Г)Северный Казахстан Д)Западный Казахстан 7.Какие предметы были обнаружены в курганах "с усами"? А)наконечники стрел Б)фарфоровая посуда В)зеркала Г)шелковая материя Д)фигурка тигра 8.О чем свидетельствует погребенная лошадь у ног усопшего? А)о поклонении Воде Б)о поклонении Ветру В)о поклонении Солнцу 9.О чем говорит наличие больших курганов? А)О высоко развитой культуре Б)О наличии социального неравенства В)О неравноправии мужчин и женщин 10.Известно, что курганы "с усами" в степи служили...? А)компасом Б)местом поклонения Задание 2. Строение курганов. Опиши строение курганов по картинке 4 балла Задание 3.Укажите правильные ответы на поставленные вопросы Задание «Кто больше?» -укажите даты, имена, названия, связанные с именем Томирис. Обратите внимание на дескрипторы: Задание 4. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?
|
Тема урока: «Древний Китай»
Дата проведения: 24.01.2023
Класс 5 Б
Учитель Татаренко Д.Ю.
Школа Кушмурунская ОШ №2
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология урока: комбинированный урок
Цель урока: Сформировать представления о Древнем Китае
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.
3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.
Планируемые образовательные результаты:
личностные результаты: сформировать представление обучающихся о вкладе китайской культуры в мировую историю, воспитание чувства само - и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как науки, понимание роли личности в истории.
метапредметные результаты:
- познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в разных источниках;
- регулятивные УУД: развивать умения ставить образовательные цели, планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;
- коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
предметные результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев.
Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.
Оборудование:
-
Карта «Рост территорий государств в древности» -
Мультимедиа проектор, ноутбук. -
Презентация «Древний Китай».
План урока:
1. Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.
2. Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
3. Китайский мудрец Конфуций
4. Письменность Древнего Китая
5. Изобретения и открытия древних китайцев.
Ход урока
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Организационный момент | 1 мин. | - Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Спасибо! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) |
II.Актуализация опорных знаний | 5 мин |
Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) (см. Приложение №1) Выявление места и причины затруднения выполнения задания 1.Вы справились с заданием? 2.С какой частью работы вы легко справились? 3.Где возникли затруднения? 4.Что необходимо для выполнения задания? | Работают по таблице | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
III. Мотивация учебной деятельности | 5 мин. | Показ презентации 1) Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? 2) Иллюстрации показываются по очереди, называется страна. (слайд 1,2,3) 3) С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему? 4) Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? 5) Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? 6) А что вы уже знаете о Китае? | Работают с иллюстрациями, отвечают устно, подтверждая аргументами свою точку зрения. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Изучение нового материала | 15 мин. | Китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Какую тему мы сегодня будем изучать? Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (слайд 4,5) Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план: 1. Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат. 2. Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем? 3. Китайский мудрец Конфуций 4. Письменность Древнего Китая 5. Изобретения и открытия древних китайцев. Проблемное объяснение нового знания Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради. Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео (слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12). В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи. | Ученики предлагают тему урока «Древний Китай» Записывают в тетрадь тему урока (выделяют цветной пастой). Работают с учебником. Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения. 1 группа:Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат. 2 группа: Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем? 3 группа: Китайский мудрец Конфуций 4 группа: Письменность Древнего Китая 5 группа: Изобретения и открытия древних китайцев. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
VI. Физминутка | 3 мин. | Кинезиологические упражнения Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.
| Обучающиеся выполняют упражнения | |
VI.Закрепление | 8 мин. | Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет (см. Приложение №2). Как вы считаете, мы достигли цели урока? | Выполняют задания | Контроль, коррекция, оценка (Р) |
VII. Рефлексия | 2 мин. |
Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. - Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок. | Ответы: Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги. Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство. Ребята дают оценку своим знаниям. Учащиеся высказываются по уроку и прикрепляют смайлик к доске. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VIII.Домашнее задание | 1 мин. | Дома: прочитать параграф 24. Ответить на вопрос 1,2 с. 63. По желанию творческое задание. Раскрась картинку, напиши название и дай краткую характеристику. (см. Приложение №3) | | |
2 325 8 6 20
17,13,1,15,10,18,16,3,1,15,10,3
19,6,14,30,10
Дополните схему «Участники экономики»
……………
Рынок факторов …………… Рынок товаров и услуг
производства………
…….
«Чему бы ты не учился, ты учишься для себя»
«Бюджет» (от англ. budget – кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов государства, предприятия или определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н.Толстой
3 ТИПА СЕМЕЙ НЫХ ОТНОШЕНИЙ :
Попустительский | Авторитарный | Демократический |
- отсутствие устойчивых отношений- отчужденность- безразличие к чувствам другого- "ледяная пустыня" | - бесцеремонный- жестокость- черствость- агрессивность | - подлинное равноправие- взаимное уважение- богатство чувств- сотрудничество |
ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
- Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества .
- Социализация – формирование индивида как личности.
- Экономическая – общее хозяйство , помощь , поддержка.
- Защитная – физическая , экономическая , психологическая защита.
- Статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность.
- Эмоционального удовлетворения – доверительное общение , эмоциональное выражение чувств , забота , любовь
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!
МОНОГАМИЯ - брак одного мужчины и одной женщины.
ПОЛИГАМИЯ – брак одного супруга с несколькими женщинами.
ПАТРИАРХАТ – глава семьи – отец.
МАТРИАРХАТ – наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
ГОМОГЕННЫЕ - супруги являются выходцами из одной социальной группы.
ГЕТЕРОГЕННЫЕ – супруги происходят из разных социальных групп, каст ,классов.
Восстание | Причины, предпосылки повод | Основные движущие силы, участие родов | Цель восстания, количество участников | Руководите-ли восстания | Этапы восстания | Причины поражения | Положитель-ные последствия восстания |
Восстание казахов на Мангыстау в 1870 году. | 1.Введение реформы по управлению Мангыстауским регионом, но не учли общественно-экономические и исторические особенности казахов. 2.Попытка собрать налоги за 2 года, т. е. раньше, чем была введена реформа по управлению этим краем. 3.Покибиточный налог собирали при поддержке воинских подразделений. 4.Пристав Рукин договорившись с биями, решил собрать налоги за 1869 и 1870 года. Каждое хозяйство должно было заплатить по 8 рублей серебром. 40 тысяч кибиток племени Адай должны были уплатить 160 тысяч рублей. 5.2 февраля 1870 года Мангыстауское приставство из состава Оренбургского губернаторства передали в распоряжение кавказского наместничества. 6. Строительство укреплений. | Казахские шаруа – бедняки, батраки, рыбаки, рабочие предприятий, земледельцы, муллы. Род адай. | Вернуть земли – летовки роду адай и не принимать «Временное положение». 10 тысяч восставших. | Досан Тажи-улы, Иса Тленбай-улы, Бии: Мая-улы, Ержан и Ермамбет Коль-улы, Алга Жалмагамбет-улы. | 15 марта 1870 г. – пристав Рукин в сопровождении казахов, биев и старшин выехал для сбора налогов. Восставшие напали на них, к восставшим присоединились восставшие с полуострова Бузачи. Разгром отряда Рукина. Восставшие разрушили предприятия. Использование лодок рыбаков для осады Александрийского форта. Конец мая 1870 г. Против восставших выступили отряды карателей: 1 батальон, 2 артиллерийские роты, 2 роты пограничного батальона, 2 сотни казахов, 4 пушки. Разгром восставших и отступление к северу от плата Устюрт. В декабре 1870 г. царская власть наводнила полуостров войсками. Каратели силой заставили народ принять «Положение». Царизм насильно передал Уральской области 6 тысяч юрт. В течении месяца был собран налог с 9 тысяч семей за 2 года, пришлось продавать последний скот на сумму 57 901 руб., и заплатили контрибуцию в размере – 90 тыс. баранов. | 1.Не было крепкого тыла, экономической базы. В большинстве случаев восставшие не могли далеко уезжать от своего аула и отступали только в пустыню Устюрт. 2.У восставших не было всесторонне продуманного плана действий, который определял бы ход борьбы. | Восстание заставило внести в реформу по управлению на Мангыстау изменения – кибиточный налог можно было платить не только деньгами, но и скотом. По движущим силам это восстание отличалось участием казахских крестьян и рыбаков. Хорошая организованность. |