Файл: Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История Казахстана 5 класс 3 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»

Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака

Цели обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Критерии оценивания Обучающийся

Сравнивает археологические памятники · Определяет мировоззрение древних племен · Объясняет важность борьбы сакских племен за независимость на международной арене

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Время выполнения: 25 минут

1 вариант

Задание1 Укажите верность или неверность утверждений


Утверждения


верно


неверно


1.Центральный Казахстана населяли сакские племена?






2.На территории Казахстана обнаружено свыше 500 курганов с усами?






3.Курганы с усами находятся в Центральном Казахстане?






4.В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения?






5.В царских курганах были найдены наконечники стрел, кинжалы?






6.Исследователи считают, что курганы с усами были местом поклонения творцу и духам предков






7.Саки относятся к тасмолинской культуре






8.Культура эпохи раннего железа на территории Центрального Казахстана называется андроновская?






9.Кадырбаев был первооткрывателем тасмолинской культуры?






10.Известно 3 типа курганов с усами







Задание 2. Строение курганов. Опиши строение курганов по картинке 4 балла




Задание 3.Укажите правильные ответы на поставленные вопросы

Задание «Кто больше?» -укажите даты, имена, названия, связанные с именем Томирис. Обратите внимание на дескрипторы:
Задание 4. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?


Оценивания





Дескрипторы


Балл


Обучающийся


Сравнивает археологические памятники


1


Правильно указывает верность или неверность утверждений


2


Сравнивает археологические памятники


2


-описывает внешние признаки курганов

-называет отличительные церты


4


Объясняет важность борьбы сакских племен

за независимость на международной арене


3


1. Называют общественный статус личности.

2. Описывают характер личности, опираясь на произошедшие с ней события.

3. Называют имена ученых, упоминавших о Томирис.

4. Называют историческое сражение, в котором Томирис приняла участие.

5.Называют дату сражения, в которой Томирис приняла участие.

6. Историческая роль Томирис.


6


Объясняет важность борьбы сакских племен

за независимость на международной арене




1.описывает героический подвиг Ширака;

2.раскрывает значение борьбы сакских племен за независимость;

3.делает вывод.


3


Всего баллов


15


История Казахстана 5 класс 3 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»

Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр. Берельские курганы. Подвиг Ширака

Цели обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Критерии оценивания Обучающийся

Сравнивает археологические памятники · Определяет мировоззрение древних племен · Объясняет важность борьбы сакских племен за независимость на международной арене

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Время выполнения: 25 минут

2 вариант

Задание1 Укажите правильный ответ

1.Как называется культура эпохи раннего железа на территории Центрального Казахстана?

А) андроновская б) бегазы-дандыбаевская в) тасмолинская

2.Кто был первооткрывателем тасмолинской культуры? А) М.Кадырбаев б) К.Акишев в) А.Толеубаев

3.Сколько типов курганов с усами известно? А) 2 Б)4 В)6

4.В какой области был обнаружен первый самый первый памятник тасмолинской археологической культуры?

А)Жамбылской Б) Акмолинской В) Павлодарской

5.Сколько курганов "с усами" обнаружено в Казахстане? А)свыше 100 Б) свыше 200 В)свыше 300

6.Где находится ареал распространения курганов "с усами"?

А)Центральный Казахстан Б)Восточный Казахстан В)Южный Казахстан Г)Северный Казахстан Д)Западный Казахстан

7.Какие предметы были обнаружены в курганах "с усами"?

А)наконечники стрел Б)фарфоровая посуда В)зеркала Г)шелковая материя Д)фигурка тигра

8.О чем свидетельствует погребенная лошадь у ног усопшего?

А)о поклонении Воде Б)о поклонении Ветру В)о поклонении Солнцу

9.О чем говорит наличие больших курганов?

А)О высоко развитой культуре Б)О наличии социального неравенства В)О неравноправии мужчин и женщин

10.Известно, что курганы "с усами" в степи служили...? А)компасом Б)местом поклонения
Задание 2. Строение курганов. Опиши строение курганов по картинке 4 балла




Задание 3.Укажите правильные ответы на поставленные вопросы

Задание «Кто больше?» -укажите даты, имена, названия, связанные с именем Томирис. Обратите внимание на дескрипторы:
Задание 4. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?


Оценивания





Дескрипторы


Балл


Обучающийся


Сравнивает археологические памятники


1


Правильно указывает ответы на вопросы


2


Сравнивает археологические памятники


2


-описывает внешние признаки курганов

-называет отличительные церты


4


Объясняет важность борьбы сакских племен

за независимость на международной арене


3


1. Называют общественный статус личности.

2. Описывают характер личности, опираясь на произошедшие с ней события.

3. Называют имена ученых, упоминавших о Томирис.

4. Называют историческое сражение, в котором Томирис приняла участие.

5.Называют дату сражения, в которой Томирис приняла участие.

6. Историческая роль Томирис.


6


Объясняет важность борьбы сакских племен

за независимость на международной арене




1.описывает героический подвиг Ширака;

2.раскрывает значение борьбы сакских племен за независимость;

3.делает вывод.


3


Всего баллов


15






Тема урока: «Древний Китай»

Дата проведения: 24.01.2023

Класс 5 Б

Учитель Татаренко Д.Ю.

Школа Кушмурунская ОШ №2

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология урока: комбинированный урок

Цель урока: Сформировать представления о Древнем Китае

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.

3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.

Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты: сформировать представление обучающихся о вкладе китайской культуры в мировую историю, воспитание чувства само - и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как науки, понимание роли личности в истории.

метапредметные результаты:

познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в разных источниках;

регулятивные УУД: развивать умения ставить образовательные цели, планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;

коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

предметные результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев.

Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.



Оборудование:

  1. Карта «Рост территорий государств в древности»

  2. Мультимедиа проектор, ноутбук.

  3. Презентация «Древний Китай».

План урока:

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.

Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент


1 мин.

- Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. 

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

II.Актуализация опорных знаний


5 мин

  1. У вас на парте приготовлены листы с заданием.

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) (см. Приложение №1)

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

1.Вы справились с заданием?

2.С какой частью работы вы легко справились?

3.Где возникли затруднения?

4.Что необходимо для выполнения задания? 

Работают по таблице

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

III. Мотивация учебной деятельности


5 мин.

Показ презентации 
1) Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? 
2) Иллюстрации показываются по очереди, называется страна. 
(слайд 1,2,3) 

3) С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему? 
4) Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? 
5) Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? 
6) А что вы уже знаете о Китае?

Работают с иллюстрациями, отвечают устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.


Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) 

IV. Изучение нового материала


15 мин.

Китайский мудрец Конфуций учил правителей забо­титься о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не про­являть жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (слайд 4,5)


Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий.

Составляем план: 

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.

Проблемное объяснение нового знания 

Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради. 


Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео  (слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).

В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи.


Ученики предлагают тему урока «Древний Китай» 

Записывают в тетрадь тему урока (выделяют цветной пастой).

Работают с учебником.

Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. 
Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

1 группа:Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.
2 группа: Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
3 группа: 
Китайский мудрец Конфуций

4 группа:  Письменность Древнего Китая
5 группа:
 

Изобретения и открытия древних китайцев.


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) 

VI. Физминутка


3 мин.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.

  • Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  • Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

  • Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

  • Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.




Обучающиеся выполняют упражнения




VI.Закрепление


8 мин.

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет  (см. Приложение №2).

Как вы считаете, мы достигли цели урока? 


Выполняют задания

Контроль, коррекция, оценка (Р) 

VII. Рефлексия


2 мин.

  1. Ответьте на вопросы. 



  1. Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? 




  1. Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? 





  1. Главное - что сегодняшний урок принёс для меня? 



  1. Оцените работу  всего класса и свою собственную, воспользовавшись смайликами.



Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. 

- Сегодня все отлично поработали, молодцы. 
Спасибо всем за урок. 

Ответы:

Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.

Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.

Ребята дают оценку своим знаниям.

Учащиеся высказываются по уроку и прикрепляют смайлик к доске.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII.Домашнее задание


1 мин.

Дома: прочитать параграф 24. Ответить на вопрос 1,2 с. 63.
По желанию творческое задание. Раскрась картинку, напиши название и дай краткую характеристику. (см. Приложение №3)









2 325 8 6 20

17,13,1,15,10,18,16,3,1,15,10,3

19,6,14,30,10

Дополните схему «Участники экономики»

……………

Рынок факторов …………… Рынок товаров и услуг

производства………

…….

«Чему бы ты не учился, ты учишься для себя»

«Бюджет» (от англ. budget – кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов государства, предприятия или определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Л.Н.Толстой

3 ТИПА СЕМЕЙ НЫХ ОТНОШЕНИЙ :

Попустительский

Авторитарный

Демократический

- отсутствие устойчивых отношений

- отчужденность

- безразличие к чувствам другого

- "ледяная пустыня"

- бесцеремонный

- жестокость

- черствость

- агрессивность

- подлинное равноправие

- взаимное уважение

- богатство чувств

- сотрудничество

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
- Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества .

- Социализация – формирование индивида как личности.
- Экономическая – общее хозяйство , помощь , поддержка.


- Защитная – физическая , экономическая , психологическая защита.
- Статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность.
- Эмоционального удовлетворения – доверительное общение , эмоциональное выражение чувств , забота , любовь



 Все начинается с любви: 
и озаренье, 
и работа, 
глаза цветов, 
глаза ребенка - 
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: 
"Живи". 
И ты от шепота качнешься. 
И выпрямишься. 
И начнешься. 
Все начинается 
с любви!

МОНОГАМИЯ - брак одного мужчины и одной женщины.

ПОЛИГАМИЯ – брак одного супруга с несколькими женщинами.

ПАТРИАРХАТ – глава семьи – отец.

МАТРИАРХАТ – наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

ГОМОГЕННЫЕ - супруги являются выходцами из одной социальной группы.

ГЕТЕРОГЕННЫЕ – супруги происходят из разных социальных групп, каст ,классов.


Восстание

Причины, предпосылки повод

Основные движущие силы, участие родов

Цель восстания, количество участников

Руководите-ли восстания

Этапы восстания

Причины поражения

Положитель-ные последствия восстания

Восстание казахов на Мангыстау в 1870 году.

1.Введение реформы по управлению Мангыстауским регионом, но не учли общественно-экономические и исторические особенности казахов.

2.Попытка собрать налоги за 2 года, т. е. раньше, чем была введена реформа по управлению этим краем.

3.Покибиточный налог собирали при поддержке воинских подразделений.

4.Пристав Рукин договорившись с биями, решил собрать налоги за 1869 и 1870 года. Каждое хозяйство должно было заплатить по 8 рублей серебром. 40 тысяч кибиток племени Адай должны были уплатить 160 тысяч рублей.

5.2 февраля 1870 года Мангыстауское приставство из состава Оренбургского губернаторства передали в распоряжение кавказского наместничества.

6. Строительство укреплений.


Казахские шаруа – бедняки, батраки, рыбаки, рабочие предприятий, земледельцы, муллы.

Род адай.

Вернуть земли – летовки роду адай и не принимать «Временное положение».

10 тысяч восставших.

Досан Тажи-улы, Иса Тленбай-улы,

Бии: Мая-улы, Ержан и Ермамбет Коль-улы,

Алга Жалмагамбет-улы.

15 марта 1870 г. – пристав Рукин в сопровождении казахов, биев и старшин выехал для сбора налогов. Восставшие напали на них, к восставшим присоединились восставшие с полуострова Бузачи.

Разгром отряда Рукина. Восставшие разрушили предприятия. Использование лодок рыбаков для осады Александрийского форта. Конец мая 1870 г. Против восставших выступили отряды карателей: 1 батальон, 2 артиллерийские роты, 2 роты пограничного батальона, 2 сотни казахов, 4 пушки. Разгром восставших и отступление к северу от плата Устюрт.

В декабре 1870 г. царская власть наводнила полуостров войсками. Каратели силой заставили народ принять «Положение». Царизм насильно передал Уральской области 6 тысяч юрт. В течении месяца был собран налог с 9 тысяч семей за 2 года, пришлось продавать последний скот на сумму 57 901 руб., и заплатили контрибуцию в размере – 90 тыс. баранов.

1.Не было крепкого тыла, экономической базы. В большинстве случаев восставшие не могли далеко уезжать от своего аула и отступали только в пустыню Устюрт.

2.У восставших не было всесторонне продуманного плана действий, который определял бы ход борьбы.

Восстание заставило внести в реформу по управлению на Мангыстау изменения – кибиточный налог можно было платить не только деньгами, но и скотом.

По движущим силам это восстание отличалось участием казахских крестьян и рыбаков. Хорошая организованность.