Файл: Дипломная работа Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации Содержание Введение.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.1918 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.
Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК.
В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников — тюрьмы. В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет и МПВО).
Таким образом, исторический опыт строительства и деятельности милиции может и должен быть творчески использован для поиска наиболее эффективных решений в современных условиях.
3.2 Современная система органов внутренних дел
Можно считать, что основными исполнительно-распорядительными органами государства, выполняющими обеспечительную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общества всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значение. Отсюда есть основания констатировать: с одной стороны — объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой — возрастание их роли в жизни нашего общества как отраслевой подсистемы органов государственного управления и одновременно правоохранительного органа.
Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функционирования, т.е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности — создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.
Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью правовыми средствами, т.е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализации ими права: качество законов и подзаконных актов, регулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск; профессионализм сотрудников этих структур; благоприятная внутренняя и внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материальное, материально-техническое и материально-бытовое обеспечение.
Если приоритет для современного Российского государства — модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел в пределах их компетенции, может быть следующим: преодоление традиции этатизма государства, обеспечение неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностранных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной политики; забота об экологии, образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению; борьба с преступностью, в том числе с уличной, запугивающей людей, и с организованной, которая во многом определяет экономические процессы в стране; последовательное и поступательное преодоление коррупции среди личного состава рассматриваемых органов; существенное повышение престижа (авторитета) органов и войск системы МВД в общественном мнении.
В районах, городах, районах городов милицией руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел администрации районных, городских, районных в городах представительных органов власти. Назначаются они министрами внутренних дел республик, входящих в состав РФ, начальниками УВД, ГУВД краев, областей, автономных областей и округов городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию и с последующим утверждением на сессии соответствующих представительных органов.
На водном, воздушном и железнодорожном транспорте руководство милицией осуществляют соответствующие начальники управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России без горизонтального подчинения и утверждения в должности Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции».
Процесс децентрализации власти и управления обусловил выделение в составе ГО (РО) ВД милиции общественной безопасности (местной милиции), подчиненной кроме МВД России местным исполнительным органам, и одновременно — необходимость централизации и объединения оперативных подразделений в единую федеральную службу криминальной милиции, подчиненную лишь по вертикали — МВД России. 65
По своему статусу служба криминальной милиции — правоохранительный орган, непосредственно и целенаправленно обеспечивающий с помощью гласных и негласных сил, средств и методов выявление и документирование преступной деятельности лиц, подготавливающих или совершивших преступления против физических и юридических лиц, их имущественных и неимущественных прав и свобод или покушающихся на них.
Служба криминальной милиции выполняет следующие функции: обеспечивает раскрытие отнесенных законом к ее компетенции уголовных преступлений; по поручению органов предварительного следствия осуществляет следственные и иные действия по собиранию и проверке доказательств, а также задержание преступников; ведет оперативно-профилактические и розыскные учеты; осуществляет розыск преступников, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи; оказывает содействие другим органам внутренних дел по делам, отнесенным к их компетенции; ведет работу по предупреждению преступлений.
От других служб органов внутренних дел служба криминальной милиции отличается тем, что ее деятельность в основном направлена на раскрытие тяжких преступлений, совершаемых тайно, с применением мер сокрытия их следов, а также на выявление и пресечение преступной деятельности организованных преступных групп.
Эти специфические признаки, с одной стороны, отличают криминальную милицию от других служб органов внутренних дел, а с другой — позволяют рассматривать ранее разграниченные службы уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью и преступлениями в сфере экономики как единую систему, которая включает: федеральную криминальную милицию МВД Российской Федерации; криминальную милицию МВД республик, входящих в состав России; подразделения федеральной криминальной милиции в УВД (ГУВД) края, области, ГО (РО) ВД; криминальную милицию муниципального органа внутренних дел.
В качестве основных служб на нижнем уровне (в соответствии с административно-территориальным делением) борьбу с преступностью обеспечивает территориальные подразделения криминальной милиции в тесном взаимодействии с милицией общественной безопасности (местной милицией), которые занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием процессуально закрепленного перечня преступлений.
В этой связи с этим организационная структура основных служб должна быть построена таким образом, чтобы любая информация о совершенном преступлении оперативно находила своего адресата, обеспечивая безотлагательность проведения и комплексность необходимых оперативно-розыскных мероприятий для его раскрытия по «горячим следам».
Структура криминальной милиции определяется исходя из выделяемой штатной численности, принципа приоритетных направлений и утверждается: на республиканском уровне — министром внутренних дел; на территориальном — начальником ГУВД, УВД. 66
В состав милиции общественной безопасности входят:
1. Дежурные части, участковые уполномоченные милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
2. Подразделения: патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды особого назначения (ОМОН), государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, охраны и конвоирования задержанных и арестованных; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по исполнению административного законодательства по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступлений; по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно; специальные подразделения дознания и другие.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основные задачи милиции общественной безопасности включают: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно
, и расследование преступлений в форме дознания; оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Организационно-методическое руководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на МВД России, а непосредственное — на министров внутренних дел республик в составе РФ, начальников управлений (ГУВД, УВД, автономных округов, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области). 67
Отдел муниципальной милиции административного округа — структурное подразделение Управления муниципальной милиции и в пределах своей компетенции несет ответственность за охрану общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в наиболее криминогенных местах округа, которые определяются по заявкам начальников управлений внутренних дел административных округов.
Отдел муниципальной милиции находится в двойном подчинении — у префекта административного округа по вопросам правопорядка и безопасности и управления муниципальной милиции, а также непосредственно у начальника УВД административного округа. Однако префект не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную и административно-юридическую деятельность отдела муниципальной милиции.
Деятельность муниципальной милиции осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия другими органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением.
Основные задачи муниципальной милиции: принятие неотложных мер для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержание причастных к ним лиц; охрана общественного порядка, обеспечение личной и общественной безопасности в наиболее криминогенных местах; участие в обеспечении безопасности дорожного движения; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений, организаций в осуществлении их законных прав и интересов.
В соответствии с перечисленными задачами муниципальная милиция: организует деятельность отделений и нарядов муниципальной милиции по охране общественного порядка и обеспечению личной и общественной безопасности граждан в закрепленных криминогенных местах округа; обеспечивает взаимодействие нарядов муниципальной милиции с подразделениями территориальных органов внутренних дел; обеспечивает соблюдение законности в деятельности отделений и нарядов муниципальной милиции и проверку фактического исполнения ими постановлений и решений высших и местных органов власти и управления и других управленческих актов; осуществляет подбор и расстановку, направление на обучение и переподготовку