Файл: Дипломная работа Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации Содержание Введение.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время существуют эффективные формы совместной деятельности ОВД и граждан по охране правопорядка: добровольные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия милиции, в том числе молодежные.
Главными целями взаимодействия МВД России с общественными объединениями являются: создание эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями, обеспечивающими успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (ВВ) МВД России задач; проведение в ОВД и ВВ МВД России согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности Министерства и создание положительного образа сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, федерального государственного служащего; распространение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, разъяснение государственной политики в сфере внутренних дел; повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России.
Реализация поставленных целей осуществляется решением следующих задач: своевременным и объективным информированием граждан о государственной политике в сфере внутренних дел, а также о предпринимаемых МВД России мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью; созданием адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России с общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции; разработкой критериев информационной открытости органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и дальнейшим их совершенствованием; разработкой комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровне по организации обратной связи, повышением взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России через общественные объединения; участием в разработке организационно-правовых механизмов доступа граждан к открытой информации о деятельности МВД России; формированием открытых информационных ресурсов
, повышением эффективности их применения; использованием возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями; воспитанием у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.
Например, невозможно представить работу полиции Израиля без добровольцев. С 1974 г. добровольцы задействованы во всех подразделениях действующей полиции: это и вертолетные подразделения, пограничная полиция, поиск людей, снайперы, уголовный розыск, дорожная полиция, подразделение водолазов. В 1999 г. в стране создано Управление по работе с общественностью, и на данный момент в добровольцах числится около 72 тыс. человек, причем треть составляют женщины, многие известные люди страны являются добровольцами.
В соответствии с Концепцией совершенствования взаимодействия МВД России со средствами массовой информации (СМИ) и общественными объединениями на 2005-2008 годы, утвержденной приказом МВД России № 718-2005г., необходимо создание эффективных механизмов взаимодействия МВД России с общественными объединениями. Для создания адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия ОВД с общественными объединениями следует детально рассмотреть виды общественных объединений.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Я считаю, что ст.7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях» ограничивает перечень общественных объединений, в то время как их значительно больше. Например, общественными объединениями являются также: религиозные объединения55. Следует отметить, что создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается; национальные диаспоры; общественные организации правоохранительной направленности.
Общественные объединения могут быть и в самой системе органов внутренних дел. Они представляют собой самостоятельные добровольные объединения сотрудников, содействующие их творческой активности в интересах укрепления законности и обеспечения правопорядка. Они
являются самоуправляемыми, создаются по инициативе сотрудников и основаны на общем интересе к определенной сфере жизни.
Все общественные объединения строят свою деятельность на основе законов и иных правовых актов. Они призваны реализовать самостоятельность, инициативу и творческую активность людей (применительно к ОВД — в деле совершенствования правопорядка) в формировании необходимых профессиональных качеств; в укреплении нравственного здоровья коллективов, социальной защищенности сотрудников, формировании общественного мнения относительно социальной жизни.
Общественные объединения можно классифицировать по следующим основаниям: происхождению и назначению; организационному строению; направлению деятельности и характеру интереса.
В зависимости от происхождения и назначения общественные институты делятся на две большие группы: общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел и предназначенные только для органов внутренних дел; общественные организации, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских организаций.
По организационному строению общественные объединения можно классифицировать на:
1. Массовые общественные организации (профсоюзы, ассоциации, фонды, ветеранские организации, спортивные федерации). Они создаются по инициативе общественности на началах добровольного членства. В управлении делами данных организаций, в реформировании органов и контроле за их деятельностью участвуют непосредственно или через своих представителей все члены соответствующих организаций. Массовые общественные организации имеют выборные органы и действуют на основе своих уставов.
2. Самостоятельные представительские организации (офицерские собрания, женские советы, общества автолюбителей, советы воинов-интернационалистов, чернобыльцев) избираются из числа сотрудников и членов их семей и действуют на основе соответствующих положений. Состав самостоятельных общественных организаций периодически обновляется и пополняется в порядке их выборов соответствующими коллективами. Их деятельность связана с теми коллективами, которые их избрали, они подотчетны этим коллективам. Для них характерны устойчивые внутриорганизационные связи.
3. Внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и рационализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории).
В зависимости от характера интереса и направления деятельности общественные структуры можно разделить на объединения социальной, религиозной, профессиональной, культурно-воспитательной и физкультурно-спортивной направленности.
Формы взаимодействия с общественностью как внутри системы, так и за ее пределами могут быть самыми разнообразными. Прежде всего необходимо помнить, что взаимодействие как управленческая функция зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой социальные системы.
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах: а) непосредственная реализация гражданами своих прав по защите от противоправных посягательств; б) содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений; в) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел; г) участие в деятельности общественного пункта охраны порядка; д) оказание иной помощи органам внутренних дел в формах, не запрещенных законодательством. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах: а) членство или участие в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел; б) работа в составе добровольной народной дружины (ДНД).
В нашей стране накоплен достаточно большой опыт взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск и общественности. Однако возникают все новые и новые проблемы, требующие совместного разрешения, а именно:
1. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
2. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
3. Профилактика уличной преступности и роль ДНД.
4. Взаимодействие ОВД и различных политических образований в регионе по обеспечению общественного порядка.
5. Информационное обеспечение — одна из форм взаимодействия МВД России с общественностью.
6. Роль общественности в улучшении социальных условий сотрудников ОВД.
7. Проблемы кадрового «дефицита» и роль общественности в его уменьшении.
8. Общественные организации в органах внутренних дел. Опыт работы по направлениям: административное, социальное, культурно-массовое, физкультурно-спортивное, клубное.
Условиями, необходимыми для установления тесного взаимодействия с общественными организациями как внутри ОВД, так и за его пределами, являются: определение сфер взаимодействия, проблем, возникающих в них, роли и места ОВД и общественности в их решении; определение целей и задач взаимодействия в этих сферах (областях, направлениях); принятие совместных решений по организации взаимодействия, определение форм, методов, средств; официальное оформление этих решений (подготовка уставов, положений, решений, договоров); подготовка совместных программ, планов работы по взаимодействию; совместная работа по реализации плановых мероприятий и участие в проведении внеплановых мероприятий (в случае изменения обстановки в регионе); контроль со стороны обеих заинтересованных сторон с анализом всей деятельности; широкое освещение результатов взаимодействия в СМИ, пропагандистская работа среди населения; постоянное совершенствование форм и методов совместной деятельности.
В настоящее время в России практически отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее возможность участия граждан в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. В ряде субъектов Российской Федерации (РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, стремясь восполнить возникший пробел в федеральном законодательстве, уже приняли свои нормативные акты для возрождения деятельности общественных формирований правоохранительной направленности. В ряде регионов народные дружины по охране общественного порядка, народные дружины по охране государственной границы, казачьи формирования, другие общественные формирования правоохранительной направленности активно работают, оказывают неоценимую помощь правоохранительным органам, дополнительно являясь и своеобразной формой гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны населения.
Федеральным Собранием РФ начиная с 1997 г. неоднократно принимались меры к разработке и принятию Федерального закона «Об участии граждан РФ в охране общественного порядка». Государственная Дума 27 января 1999 г. приняла Федеральный закон «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», который был одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 г., однако Президент Российской Федерации 4 марта 1999 г. отклонил Закон с мотивировкой, что отдельные его положения не соответствуют нормам Конституции РФ, противоречат ряду федеральных законов, что создает реальную возможность нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией. Представленный Федеральный закон не содержал четкого разграничения функций, задач, полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, с одной стороны, и граждан и их коллективных формирований — с другой.16 апреля 1999 г. Государственная Дума отклонила Закон в редакции Президента