Файл: Дипломная работа Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации Содержание Введение.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из законодательства Российской Федерации, можно утверждать, что в существующую в настоящее время в стране систему правоохранительных (полицейских) органов входят:
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Данный орган исполнительной власти является полифункциональным, и в его структуре имеется ряд относительно самостоятельных органов, которые относятся к числу правоохранительных. Полицейскими полномочиями здесь обладают милиция и внутренние войска.
Федеральная таможенная служба (ФТС России). Анализ ее полномочий позволяет отнести данный государственный орган к правоохранительным (ст.408 ТК РФ). Об обязанности пресекать преступления и административные правонарушения сказано в ст. ст.403, 408-410 и др. Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит таможенные органы к органам дознания.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) также имеет правовой статус правоохранительного органа. В частности, одной из основных задач ФСКН России является выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Данный орган государства наделен полицейскими полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Статья 12 обязывает сотрудников ФСБ пресекать правонарушения и преступную деятельность (в частности, шпионаж, акты терроризма и др.), проводить дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению, а ст. ст.13 и 14 предоставляют им право производить задержание, досмотр и изъятие, а также применять оружие, специальные средства и физическую силу. Интересно, что в случае направления в зарубежные горячие точки в соответствии с решением международных организаций сотрудники пограничных органов России, как и сотрудники органов внутренних дел, приобретают статус международного полицейского персонала.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).
Природоохранные органы — органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда и др. — являются субъектами административной юрисдикции.
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)
Как видно из приведенного перечня правоохранительных (полицейских) органов, все они входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти». Это не статическая система, она будет постоянно развиваться. Возможно, в дальнейшем возрастет их круг, появятся, например, военная, санитарная, торговая, финансовая полиции. Происходит становление муниципальных органов и общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и Федеральным законом от б октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст.15,16) в России будет организована муниципальная милиция. 43
Не относятся к государственным органам исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, частные детективные и охранные службы, что явствует из самого их названия «частные». Об этом, например, свидетельствуют нормы Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В ст.1 указанного Закона установлено, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действия законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, в ст.3 сформулировано: «предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т. ч. на договорной основе. В ст.7 этого Закона отмечаются ограничения, касающиеся сферы деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается, например, скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений и выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. 44
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
К числу правоохранительных органов принято относить: Конституционный Суд РФ; Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи; арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации); органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры); Международный коммерческий арбитражный суд; Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; Третейские суды для разрешения экономических споров; Министерство юстиции РФ; Судебный департамент при Верховном суде РФ; органы предварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции); начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы, Главный судебный пристав РФ; главный военный судебный пристав
; главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации); нотариат; адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена).
2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД
2.1 Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности ОВД
Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставов, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами.
Среди элементов механизма ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел наиболее важны нормативные акты. Это акты реализации юридических прав и обязанностей. Они представляют собой юридически значимые действия субъектов по осуществлению прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правовых отношений. Ведомственные правовые акты играют роль средства, при котором уполномоченные субъекты системы органов внутренних дел внешне выражают свою волю. При этом во всех случаях их главная цель — это упорядочение отношений в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Наибольший вес в механизме ведомственного правового регулирования имеют индивидуальные правовые акты. Эти акты существенно дополняют нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, как бы продолжают его и являются формой так называемого поднормативного регламентирования служебной деятельности органов и их работников, то есть выполняют свою функцию в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке.
В индивидуальных актах выражается воля управомоченных должностных лиц, направленная на возникновение, изменение или прекращение конкретных служебных правоотношений. В форме таких правоотношений в деятельности управляемых объектов реализуется регулирующее воздействие ведомственного субъекта управления.
Индивидуальным правовым актам органов внутренних дел присущ ряд специфических признаков. Они регламентируют единичные и вполне определённые отношения и применяются по строго индивидуализированному случаю. Им свойствен разовый характер, то есть они действуют однократно. Правовые акты этого вида обращены, как правило, к конкретным лицам либо группам лиц, выделенным по какому-либо признаку.
Индивидуальные правовые акты имеют цель вызвать определённые юридические последствия, установить субъективные права и конкретные обязанности адресатов. Выступают они всегда в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего конкретные правоотношения.
Деятельность правоохранительных органов строится строго по территориальному принципу и направлениям деятельности их служб и регламентируется прежде всего Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 „О милиции“. В этом Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили правовое регулирование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого Закона в деятельности правоохранительных органов, и прежде всего милиции, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что „процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообществом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях “политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу".
Также правовую основу деятельности ОВД составляют Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст.3349. Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13 марта 1992