Файл: Дипломная работа Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем: принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений; совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции; установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений; взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций; определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям; возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности; развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.).

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Среди них важное место занимают первые две — конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.


Правосудие — такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т.д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Таким образом, основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются: конституционный контроль, правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность; уголовно-исполнительная деятельность; нотариальные действия; юридическая помощь и защита по уголовным делам. В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности: судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка.

Основные направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство — это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу, осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны

направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне деятельности, обусловленной выявлением признаков преступления.
1.3 Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов — правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов — правоохранительные органы.

Надо заметить, что существует различный подход к понятию термина «правоохранительные органы», так Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства»37. При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».

Из данного определения можно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: во-первых, осуществление правоохраны исключительно государственными органами и, во-вторых, возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах нет, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях.

Как верно отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят: либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений; либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве); либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.


Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Итак, в общем представлении правоохранительные органы можно определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.


Существенными признаками данного определения являются: права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному.

Не следует смешивать понятия «правоохранительные органы» и «органы охраны общественного порядка (правопорядка)». Последние — это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Говоря о структуре правоохранительных органов, следует отметить, что признавая за правоохранительными органами право применения мер государственного принуждения, В.И. Гойман и В.В. Лазарев предлагают следующую их структуру: судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, внутренних дел, Комитет государственной безопасности. Т.М. Шамба, выделяя в качестве одного из критериев возможность принудительного воздействия на правонарушителя, не до конца последователен, включая в перечень правоохранительных органов нотариат, органы юстиции, народного контроля, товарищеские суды, не обладающие (не обладавшие) соответствующими полномочиями. Иной критерий отнесения какого-либо органа к числу правоохранительных можно найти у О.Е. Зверева и В.Г. Храбскова, которые, анализируя юридическую суть таможенных органов, отмечают, что "… столь сильный крен в сторону признания таможни правоохранительным органом вызван тем, что по новому законодательству одной из функций таможни стали ее действия как органа дознания, что действительно сближает ее с чисто правоохранительными органами в традиционном понимании этого слова". Таким образом, существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов, не, предлагая сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев, позволяет относить к числу последних исключительно широкий и аморфный спектр государственных и негосударственных структур.