Файл: Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- смывание записей, выполненных обычными чернилами, оттисков штампов; травление (обесцвечивание с помощью химических реактивов) записей и оттисков штампов;

- изменение содержания первоначальных записей путем их дописки (например, в фамилии изменяется окончание: было «Петров», стало «Петровский»);

- внесение в свободные графы бланка новых записей; замена фотографии;

- замена листов паспортной книжки; использование оттисков поддельных печатей или штампов, имитация оттисков (например, применяя технику, путем рисования).

От поддельных документов следует отличать фиктивные документы.

Главное, что их отличает от подлинных документов, это их заведомо ложное содержание, не соответствующее действительности.

Установление принадлежности документа предъявителю заключается в сравнении признаков внешности лица, изображенного на фотографии, с соответствующими признаками предъявителя документа. Явное несоответствие обозначенной должности внешнему облику, возрасту предъявителя. Оформленные вымышленными или уже не существующими организациями, составленные (заверенные) не тем учреждением и не тем лицом, от кого они должны исходит по их содержанию. При этом могут использоваться подлинные, но похищенные бланки, печати и штампы.

Для проверки документов у подозрительных лиц по возможности выбираются хорошо освещенные места, на некотором удалении от посторонних лиц, по возможности в служебном помещении.

За весьма непродолжительное время проверки документов необходимо составить истинное представление о документе и предъявившем его человеке.

Поэтому тактически целесообразнее сначала изучить реквизиты документа, а затем признаки внешности его предъявителя, а не наоборот. Дело в том, что, обратив внимание сначала на признаки внешности и убедившись в их совпадении, как правило, менее внимательно изучаются реквизиты документа, а фотоснимок, например, может быть переклеен. Вместе с тем, такая последовательность проверки документа позволяет одновременно наблюдать и за поведением человека, предъявляющего документ, которое может вызвать подозрение и побудить к более тщательному изучению документа, а также личности его владельца.

Тактически более оправданно задавать дополнительные вопросы после получения документов. Ведь попытка скрыться без документов подозреваемым существенно снижается.


Задавая вопросы, необходимо учитывать возраст, пол, национальность, психологический тип, уровень интеллекта. Тактически естественно поинтересоваться временем и целью нахождения в месте (объекте) проверки документов, целью приезда, местом прописки (проживания), местом рождения, семейным положением, образованием, родом занятий и т.д., а также переспросить, уточнив информацию, отраженную в документе, должность, название организации, выдавшей документ и т.п. рекомендуется также задавать вопросы, на которые у сотрудников полиции имеется правильный ответ.

Страх разоблачения вынуждает подозреваемого тщательно (с паузами) подбирать слова к ответу, уклоняться от прямых ответов, лгать, совершать речевые ошибки.

60. Меры принуждения применяемые сотрудниками полиции.

Определение административного принуждения, ‒ это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками полиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности, или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

• Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое полицией, являются следующие:

• 1. Административное принуждение имеет исключительно правовой характер, т. е. меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами ОВД (полиции).

• 2. Административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения.

• 3. Содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей, влекущем наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера.



• 4. Меры административного принуждения содержат меньший объем правоограничений по сравнению с уголовно-правовым принуждением.

• 5. Административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно как реакция соответствующих органов и должностных лиц полиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления.

• 6. Порядок применения мер административного принуждения отличается относительной процессуальной простотой.

• 7. Административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами полиции в рамках внеслужебной подчиненности: субъект административной власти (сотрудник полиции) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены.


Меры административного принуждения, подразделяются на четыре группы:

• меры административного предупреждения;

• меры административного пресечения;

• меры административно-процессуального обеспечения;

• меры административной ответственности (административные наказания).

• Следует отметить, что указанная классификация является условной, т.к. в отдельных случаях одна и та же мера может иметь как предупредительный (превентивный), так и пресекательный характер, например – проверка документов, наружный или личный досмотр (осмотр).

• Принудительные меры административного предупреждения применяются в целях предупреждения и предотвращения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности, а также при наличии потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. возможности наступления особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.

• Данные меры применяются в соответствии с Законом "О полиции", Уставом ППСП и другими нормативными актами.

• Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определённых ограничений и запретов.

• Сотрудники полиции вправе применять такие принудительные меры административного предупреждения, как:

• 1) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания;

• 2) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;

• 3) применять предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;


• 4) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

• 5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;

• 6) вправе проникать в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями;

• 7) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

• 8) принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

• 9) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

• 10) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог;

• 11) осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций;

• 12) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются;