Файл: Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым.

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.


В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
1>


30. тактика проведения личного досмотра досмотра вещей и транспортного средства

Тактика проведения досмотра

Если же есть основания подозревать, что у правонарушителя имеются тщательно замаскированные предметы, то досмотр производится очень тщательно.

Во время досмотра следует стараться находиться сзади правонарушителя, соблюдать дистанцию, следить за его движением и быть готовым к оказанию им сопротивления.

Если имеется служебно-розыскная собака, она должна находиться недалеко от правонарушителя. Ей подается команда: «Охраняй!».

Те места, где находился правонарушитель в момент, когда он увидел работников полиции, следует также внимательно осмотреть, поскольку он может выбросить оружие или компрометирующие его предметы.

Оружие и вещественные доказательства при досмотре изымаются и передаются старшему наряда, оперативному работнику либо оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно принять меры к тому, чтобы это происходило в присутствии понятых, поскольку часто виновные после или сразу заявляют, что предметы им подложили работники полиции и они не имеют к ним отношения.

Работники полиции имеют право производить досмотр в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Особенность досмотра несовершеннолетних состоит в том, что к административной ответственности, наравне со взрослыми, они привлекаются с 16 лет. До 16 лет психика подростка легко ранима, многие правонарушения они совершают неосознанно, поэтому досмотр подростков должны осуществлять работники ОПП, если это возможно, в присутствии педагогов в качестве понятых.

Личный досмотр, досмотр вещей и транспорта следует отличать от наружного осмотра и личного обыска.

Наружный осмотр производится сотрудниками ППС при задержании и доставлении в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и в зависимости от обстоятельств он производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженные при наружном осмотре оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега
, немедленно изымаются. На наряды ППС на железнодорожном и водном транспорте возлагается также обязанность осматривать вагоны, поезда, судовые помещения после высадки пассажиров и выгрузки багажа и принимать меры к сохранности забытых вещей.

От досмотра как меры административного принуждения следует отличать личный обыск.

Личный обыск.При наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями первой (основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела) и третьей (обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.) ст. 182 УПК РФ, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица является уголовно-процессуальной мерой и производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. Для его производства должны быть достаточные основания полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

31. проникновение в жилые и иные помещения на земельные участки и территории

Статья 15. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

32. исполнение должностными лицами полиции постановлений по делам об административных правонарушениях

Правовое регулирование деятельности ОВД по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях не является прерогативой какой-либо одной отрасли права, а имеет межотраслевой или комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Прежде всего, это обусловлено многообразием общественных отношений,
возникающих в данной сфере, для упорядочения которых требуется использование разнообразных методов, свойственных различным отраслям права. Правовую основу деятельности ОВД по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях составляет совокупность нормативных правовых актов, касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов указанной деятельности.

Правоотношения, связанные с исполнением должностными лицами ОВД постановлений по делам об административных правонарушениях, регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, КоАП РФ, Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последующими изменениями) и иными федеральными законами, а также ведомственными нормативными актами МВД России.

Федеральный закон «О полиции» в качестве основных направлений деятельности сотрудников полиции предусматривает производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний.

Организация исполнения ОВД постановлений о назначении административных наказаний представляет собой стадию управленческого цикла, на которой субъект управления осуществляет деятельность, состоящую из ряда мероприятий и операций процессуального и организационно-технического характера, направленных на достижение ОВД целей, эффективное осуществление возложенных на них задач и функций по обращению и фактическому приведению в исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, разрешению вопросов, связанных с исполнением постановлений о назначении административных наказаний.

При организации исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого ОВД, могут быть следующие варианты: (1) должностные лица ОВД, принимая решение в пределах своей компетенции о назначении правонарушителю административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения (без составления протокола), сами же их исполняют;

(2) должностные лица ОВД, рассмотревшие протокол по делу об административном правонарушении, организуют деятельность уполномоченных субъектов по исполнению вынесенных ими постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа; (3) должностные лица ОВД организуют исполнение вынесенных судьей постановлений о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации оружия и боевых припасов, лишения права управления транспортными средствами, административного ареста.