Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
категорическую, отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств,
проблематичную, реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе, ориентацию на предмет оценки с допуском его разноплановых трансформаций.
Временное содержание самооценки также позволяет выделить ее виды с соответствующими функциями.
Функция прогностической самооценки состоит в оценке субъектом своих возможностей, определении своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности и совершения поступка.
Функция актуальной самооценки проявляется в оценке и основанной на ней коррекции исполнительских действий по ходу развертывания деятельности.
Функция ретроспективной самооценки заключается в оценке субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствия поступков и т.п. она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности.
Все три функции самооценки тесно связаны между собой. В реальной деятельности самооценивания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения одной в другую.
Часто в психологической литературе упоминаются еще две функции самооценки: регулятивная и защитная.
Регулятивная функция самооценки связана с процессом осязания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии с другими людьми. Процесс оценки на уровне ощущения связан с возникновением чувства удовольствия или неудовольствия в результате поступающей информацией от внутренних ощущений в отделы головного мозга и их сопоставления с прошлым опытом.
1.
Опираясь на сформированную «рабочую модель мира и себя», человек оценивает свои «новые» с точки зрения сознания качества, которые проявляются в общении с другими.
2.
На основании этой оценки возникает чувство удовольствия или неудовольствия.
3.
Это побуждает индивида к определенной активности, направленной на себя, или вовне.
4.
В результате модель себя и мира подвергается изменению.
Защитная функция самооценки тесно связана с защитными механизмами личности. Наиболее подробно сущность защитных механизмов раскрывается в психоанализе.
У самооценки имеется организующая функция, аналогичная стимулирующей функции внешних оценок, которая зависит от объективности самооценки и характера субъективных аберраций, если самооценка неадекватна.
Таким образом, функциональная направленность и уровневая дифференциация самооценки ориентирует индивида относительно имеющихся эталонов, характеристикой которых является переживание успеха или неудачи в какой-либо деятельности. Это, в свою очередь, формирует определенную поведенческую модель, и она сигнализирует о различительной способности субъекта к оцениванию и позволяет исследователю диагностировать уровень имеющихся компетенций.
Вопрос 2. Типология самооценочной деятельности.
Сложности изучения феномена самооценки обусловлено разнообразием типологий самооценочной деятельности.
Рис. 1 Типология самооценки
Так, по видам самооценку подразделяют на общую и парциальную. Когда кто-либо считает себя хорошим человеком, это заключение принято считать общей самооценкой. Парциальная самооценка – это оценка в отдельных видах деятельности.
Кроме того, самооценка может быть актуальной (оценка уже достигнутого) и потенциальной. Потенциальную самооценку принято считать уровнем притязаний.
В отечественной психологии используется следующая классификация
самооценочного мышления:
прогностическая самооценка – оценка личных перспектив и свое отношение к потенциалу возможностей Я;
актуальная самооценка осуществляет коррекцию действий в процессе конкретной деятельности;
ретроспективная самооценка – это оценка достигнутых уровней развития, анализ выполненной работы, подведение итогов и прогноз последствий совершенных действий.
Самая распространенная типология самооценки:
адекватная самооценка,
соответствующая возможностям и достижениям человека;
заниженная самооценка, которая проявляется в излишней и необоснованной самокритичности, недовольством своим внешним видом или
поступками, боязнью выступать на публике, неумении отказывать людям, излишней обидчивости, боязни допустить ошибку или не справиться с чем-то и др.
завышенная самооценка – это искаженное представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Следует учитывать, что одна из характеристик Я-концепции – динамичное развитие. Следовательно, самооценка меняется в зависимости от изменения идентичности. Так, американский психолог Э. Эриксон описал 8 стадий развития личности в зависимости от возраста. Это еще один фактор, которые следует учитывать при исследовании феномена самооценки.
Рис. 2 Эго-концепция Э. Эриксона
Ученые, занимающиеся изучением причин нарушения самооценки, разработали еще одну типологию самооценки. в теме 1 уже была описана классификация самооценки Н. Брандена, который выделил два типа самооценки:
«генуинная» (подлинная) – формируются в условиях, в которых воспитывается индивид;
«псевдосамооценка», которая основывается на экстернальных источниках, подпитывающихся такими паттернами, как восхищение или одобрение окружающих людей, определенный социальный статус, физическая привлекательность и иные внешние факторы
Отечественный психолог Б.С. Братусь разработал трехкомпонентную модель самооценки, в которой поведение человека определяется динамикой изменений отношения к себе в пространстве трех осей координат: предсамооценки, уровня достижений и оценки других.
завышенная самооценка – это искаженное представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Следует учитывать, что одна из характеристик Я-концепции – динамичное развитие. Следовательно, самооценка меняется в зависимости от изменения идентичности. Так, американский психолог Э. Эриксон описал 8 стадий развития личности в зависимости от возраста. Это еще один фактор, которые следует учитывать при исследовании феномена самооценки.
Рис. 2 Эго-концепция Э. Эриксона
Ученые, занимающиеся изучением причин нарушения самооценки, разработали еще одну типологию самооценки. в теме 1 уже была описана классификация самооценки Н. Брандена, который выделил два типа самооценки:
«генуинная» (подлинная) – формируются в условиях, в которых воспитывается индивид;
«псевдосамооценка», которая основывается на экстернальных источниках, подпитывающихся такими паттернами, как восхищение или одобрение окружающих людей, определенный социальный статус, физическая привлекательность и иные внешние факторы
Отечественный психолог Б.С. Братусь разработал трехкомпонентную модель самооценки, в которой поведение человека определяется динамикой изменений отношения к себе в пространстве трех осей координат: предсамооценки, уровня достижений и оценки других.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16
Предсамооценка, по мнению Б.С. Братуся, является генетическим предшественником самооценки и ее механизм воздействия обусловлен спецификой детско-родительских отношений, возникших в период раннего детства. При низкой предсамооценке уровень самооценки в большей степени будет определяться стимулами, которые поступают вместе с оценками окружающих в
зависимости от уровня достижений ребенка. Самооценка в таком случае поддается изменению или становится более гибкой.
При высокой предсамооценке возникает угроза несовпадения уровня притязаний и оценки результатов деятельности, что бессознательно воспринимается как неудача и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности.
Если повысить самооценку не удается или для ее повышения нет ресурсов, то субъект начинает прибегать к тактике избегания неудачи. Это, в свою очередь, приводит к упрощению форм существования и последующей социальной дезадаптации.
Существуют несколько вариантов поведения субъекта в трехмерном пространстве самооценки.
Если предсамооценка равна самооценке «принца» или самооценке «парии», то появляется нечувствительность субъекта к опыту. В этом случае включаются защитные механизмы, которые будут вытеснять, игнорировать или особым образом интерпретировать информацию, вступающую в противоречие с самооценкой.
Если предсамооценка неустойчива, то самооценка субъекта будет отождествляться с оценками окружающих, сигнализирующих об эффективности выполняемой деятельности. В этом случае самосознание человека будет полностью зависеть от внешнего влияния или внешних оценок. Опасность такого варианта поведения – конформизм, зависимость от предписаний референтной группы, неустойчивое эго.
Если предсамооценка выше уровня достижений и оценки других, то самооценка субъекта будет стремиться к росту, увеличивая уровень достижений.
Однако, если личностный ресурс человека ограничен и отсутствует возможность повысить уровень достижений, возникает риск общей неудовлетворенности и разочарования в себе. Возможен вариант ухода от оценочных стандартов посредством асоциальных форм поведения или более мягкие формы психологических защит, такие как уход в мир «безоценочных» фанатичных увлечений театром, музыкой и различного типа хобби.
Если предсамооценка ниже уровня достижений и оценки окружающих, то самооценка будет повышаться по мере возрастания уровня достижений и изменения внешних оценок. Человек в одном случае может быть излишне осторожным, не очень уверенным или консервативным, в другом – стремиться к власти и подчинять себе других.
Вопрос 3. Методы исследования психологии самооценки
Проблема диагностики самооценки входит в более широкую область психологического знания – психодиагностику индивидуального сознания и самосознания.
В психологии разработано достаточно большое число разнообразных методов диагностики самооценки в целом и ее отдельных составляющих в частности. Каждый метод, методика, методический прием исследования имеет как достоинства, так и недостатки, а также наиболее оптимальную сферу применения.
Методы исследования самооценки были разделены на прямые, косвенные, экспериментальные и психосемантические.
К прямым методам исследования относятся прежде всего самоописание и самоотчет, которые могут быть как свободными, так и стандартизированными. В их основе – допущение о том, что получаемый от испытуемого самоотчет может адекватно отражать его представление о себе.
Указанные методы исследования отличаются прямым типом измерения и вербальным характером ответов. Например, в методиках типа «свободного самоописания» испытуемый отвечает на вопрос: «Кто я?». Обработка данных
При высокой предсамооценке возникает угроза несовпадения уровня притязаний и оценки результатов деятельности, что бессознательно воспринимается как неудача и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности.
Если повысить самооценку не удается или для ее повышения нет ресурсов, то субъект начинает прибегать к тактике избегания неудачи. Это, в свою очередь, приводит к упрощению форм существования и последующей социальной дезадаптации.
Существуют несколько вариантов поведения субъекта в трехмерном пространстве самооценки.
Если предсамооценка равна самооценке «принца» или самооценке «парии», то появляется нечувствительность субъекта к опыту. В этом случае включаются защитные механизмы, которые будут вытеснять, игнорировать или особым образом интерпретировать информацию, вступающую в противоречие с самооценкой.
Если предсамооценка неустойчива, то самооценка субъекта будет отождествляться с оценками окружающих, сигнализирующих об эффективности выполняемой деятельности. В этом случае самосознание человека будет полностью зависеть от внешнего влияния или внешних оценок. Опасность такого варианта поведения – конформизм, зависимость от предписаний референтной группы, неустойчивое эго.
Если предсамооценка выше уровня достижений и оценки других, то самооценка субъекта будет стремиться к росту, увеличивая уровень достижений.
Однако, если личностный ресурс человека ограничен и отсутствует возможность повысить уровень достижений, возникает риск общей неудовлетворенности и разочарования в себе. Возможен вариант ухода от оценочных стандартов посредством асоциальных форм поведения или более мягкие формы психологических защит, такие как уход в мир «безоценочных» фанатичных увлечений театром, музыкой и различного типа хобби.
Если предсамооценка ниже уровня достижений и оценки окружающих, то самооценка будет повышаться по мере возрастания уровня достижений и изменения внешних оценок. Человек в одном случае может быть излишне осторожным, не очень уверенным или консервативным, в другом – стремиться к власти и подчинять себе других.
Вопрос 3. Методы исследования психологии самооценки
Проблема диагностики самооценки входит в более широкую область психологического знания – психодиагностику индивидуального сознания и самосознания.
В психологии разработано достаточно большое число разнообразных методов диагностики самооценки в целом и ее отдельных составляющих в частности. Каждый метод, методика, методический прием исследования имеет как достоинства, так и недостатки, а также наиболее оптимальную сферу применения.
Методы исследования самооценки были разделены на прямые, косвенные, экспериментальные и психосемантические.
К прямым методам исследования относятся прежде всего самоописание и самоотчет, которые могут быть как свободными, так и стандартизированными. В их основе – допущение о том, что получаемый от испытуемого самоотчет может адекватно отражать его представление о себе.
Указанные методы исследования отличаются прямым типом измерения и вербальным характером ответов. Например, в методиках типа «свободного самоописания» испытуемый отвечает на вопрос: «Кто я?». Обработка данных
суждений посредством контент-анализа позволяет исследователю выявить степень значимости определенных качеств для испытуемого.
К прямым методам исследования самооценки относятся также оценочные опросники и шкалы, которые допускают различную степень свободы и разнообразия ответов. К ним относятся:
оценочный опросник Куперсмита,
шкала самооценки Розенберга,
Теннессийская шкала Я-концепции Питца,
индекс адаптации и ценности Биллза,
методика Дембо-Рубинштейн,
«проба де Гриефе»,
методика ранжирования,
Q-сортировка Кона,
процедура якорных примеров Тэйлора.
Главным достоинством прямых методов является большой объем информации, богатый и интересный материал, позволяющий сделать заключение о самооценке испытуемого. Их основным недостатком являются:
1. влияние внешних (личность экспериментатора, условия проведения исследования и т.д.) и внутренних (установки испытуемых – предрасположенность отвечать заведомо определенным образом, эффект социальной желательности, мотив социальной оценки, желание или нежелание раскрыться, сотрудничать с экспериментатором и т.д.) факторов на полученные данные;
2. сложность их обработки.
Наиболее спорным моментом является вопрос, касающийся прямых методов исследования: всегда ли прямой вербальный самоотчет – валидная и надежная мера исследования самооценки? Демонстрируемая самооценка может сильно отличаться от подлинной, реальной самооценки. О причинах говорилось в
Теме 1.
Косвенные исследования самооценки разделаются на невербальные и проективные.
Невербальные методы используются для работы с испытуемыми, у которых наблюдаются различные трудности в вербализации своего запроса и состояния.
Проективные методы позволяют исследовать те аспекты самооценки, которые невозможно выявить при помощи прямых методов: скрываемую или отрицаемую самооценку, маскирующуюся за феноменом социальной желательности, а также неосознанную или частично осознанную самооценку, непосредственная вербализация которой затруднена.
Общими для этого класса методов являются следующие черты:
неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
отсутствие ограничений в выборе ответов;
отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных».
Использование проективных техник для изучения самооценки имеет особенность: они не являются инструментом, специально созданными для измерения самооценки. Это методы широкого диапазона применения, нацеленные на изучение целостной картины личности.
Недостатки проективных методов:
нестандартизированность условий их проведения,
отсутствие мер подсчета и норм,
трудность обработки полученных данных,
недоучет влияния личности экспериментатора.
Делаются попытки синтеза проективных и психометрических принципов исследования самооценки и самосознания. Примером являются:
К прямым методам исследования самооценки относятся также оценочные опросники и шкалы, которые допускают различную степень свободы и разнообразия ответов. К ним относятся:
оценочный опросник Куперсмита,
шкала самооценки Розенберга,
Теннессийская шкала Я-концепции Питца,
индекс адаптации и ценности Биллза,
методика Дембо-Рубинштейн,
«проба де Гриефе»,
методика ранжирования,
Q-сортировка Кона,
процедура якорных примеров Тэйлора.
Главным достоинством прямых методов является большой объем информации, богатый и интересный материал, позволяющий сделать заключение о самооценке испытуемого. Их основным недостатком являются:
1. влияние внешних (личность экспериментатора, условия проведения исследования и т.д.) и внутренних (установки испытуемых – предрасположенность отвечать заведомо определенным образом, эффект социальной желательности, мотив социальной оценки, желание или нежелание раскрыться, сотрудничать с экспериментатором и т.д.) факторов на полученные данные;
2. сложность их обработки.
Наиболее спорным моментом является вопрос, касающийся прямых методов исследования: всегда ли прямой вербальный самоотчет – валидная и надежная мера исследования самооценки? Демонстрируемая самооценка может сильно отличаться от подлинной, реальной самооценки. О причинах говорилось в
Теме 1.
Косвенные исследования самооценки разделаются на невербальные и проективные.
Невербальные методы используются для работы с испытуемыми, у которых наблюдаются различные трудности в вербализации своего запроса и состояния.
Проективные методы позволяют исследовать те аспекты самооценки, которые невозможно выявить при помощи прямых методов: скрываемую или отрицаемую самооценку, маскирующуюся за феноменом социальной желательности, а также неосознанную или частично осознанную самооценку, непосредственная вербализация которой затруднена.
Общими для этого класса методов являются следующие черты:
неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
отсутствие ограничений в выборе ответов;
отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных».
Использование проективных техник для изучения самооценки имеет особенность: они не являются инструментом, специально созданными для измерения самооценки. Это методы широкого диапазона применения, нацеленные на изучение целостной картины личности.
Недостатки проективных методов:
нестандартизированность условий их проведения,
отсутствие мер подсчета и норм,
трудность обработки полученных данных,
недоучет влияния личности экспериментатора.
Делаются попытки синтеза проективных и психометрических принципов исследования самооценки и самосознания. Примером являются:
методика управляемой проекции В.В. Столпина,
методика КИСС (косвенное изучение системы самооценкок)
Е.О. Федотовой и Е.Т. Соколовой.
Экспериментальные методы исследования открывают возможность целенаправленного конструирования такой ситуации, которая позволяет выделить и исследовать изучаемую переменную, выявить ее качественные и количественные характеристики.
Изначально экспериментальные методы были направлены на исследование уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе). Дальнейшие исследования привели к выводу о том, что уровень притязаний не является прямым показателем особенностей самооценки, как это вначале представлялось. Данная методика стала прототипом для создания различных приемов экспериментального исследования самооценки:
реальная самооценка и уровень притязаний (Б.В. Зейгарник),
экспериментальное манипулирование самооценкой (Wells, Warwell),
самооценка при вызванном успехе и неудаче (Wylie).
Такие способы исследования часто используются для изучения самооценки детей. Специалистами в области возрастной психологии был разработан целый ряд специальных методических приемов, благодаря которым самооценка изучалась не прямо, а косвенно.
В экспериментальных исследованиях психологи получают возможность не только исследовать, но и формировать самооценку испытуемых.
Достоинством экспериментальных методик является то, что они позволяют сопоставить особенности самооценки испытуемого с результатами его конкретной деятельности и реальным поведением. Также их можно применять практически к любому контингенту испытуемых в возрастном и личностном аспектах.
Недостатком этих методик является то, что они позволяют судить о самооценке лишь опосредованно, косвенно – через ее взаимодействие с уровнями притязаний, реальными и идеальными целями, результатами учебной деятельности и т.д.
Психосемантические методы исследования в последнее время все больше применяются для изучения личности, ее самосознания и самооценки. Их используют в тех областях психологической науки, где употребляются
субъективное шкалирование,
различные модификации семантического дифференциала,
методики оценки сходства,
техника репутационных решеток.
Достоинства данных методик заключается в том, что они:
могут быть применимы к широкому контингенту испытуемых,
позволяют реконструировать и интерпретировать самооценку непосредственно в терминах самого испытуемого,
дают возможность проследить динамику самооценки,
получить количественные результаты.
Основные недостатки данных методов исследования:
сложность достижения необходимой степени косвенности измерения, которая позволила бы зафиксировать подлинную, а не демонстрируемую самооценку,
трудности в обработке данных, поскольку требуются специальные компьютерные программы,
не могут быть применены при экспресс-диагностике самоотношения и самооценки.