Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для всесторонней и наиболее точной диагностики особенностей самооценки главным требованием к подбору методического аппарата является комплексность методов исследования.
Возникает вопрос: как действовать практикующим и организационным психологам, в ситуации, когда универсального метода диагностики самооценки пока не выработано? На сегодняшний день, существует множество авторских методик, основанных на принципе компиляции нескольких приемов изучения самооценки.
Для того, чтобы разработать свой подход к изучению самооценки необходимо, во-первых, хорошо ориентироваться в существующих методиках и методах, во-вторых, учитывать целый ряд факторов, таких как:
задачи и цели исследования,
контингент обследуемых,
условия тестирования,
собственные личностные особенности и опыт,
способы обработки результатов исследования.
Вопрос 4. Трудности исследования самооценки интеллектуальных
достижений
В ходе изучения феномена самооценки психологи регулярно сталкиваются с рядом трудностей, которые обусловлены сложностью предмета исследования. По
результатам можно говорить об определенном круге проблем.
1. В основе многих методик лежит гипотеза о самооценке как об относительно стабильной характеристике. В то же время было доказано эмпирическим путем ситуативность самооценки.
2. Среди самых известных зарубежных шкал самооценки – опросники, разработанные более полувека назад. Это очень простые и очевидные срезы общей самооценки. В арсенале отечественных средств измерения самооценки методик самоотчета очень много. Все они доказали свою устойчивость во времени и безусловно могут быть полезны в качестве оценки общего самоуважения. Однако если самооценку рассматривать как часть иерархически многомерного конструкта
Я-концепции, то при определенных обстоятельствах единая глобальная мера самооценки может давать противоречивые результаты и не обнаруживать значимых корреляций с другими переменными.
3. Было обнаружено, что самооценка, основанная на самоотчетах, не коррелирует с отчетами экспертов. Объяснение подобных рассогласований можно найти в целом ряде известных теорий.
Согласно теории Л. Фестингера человек стремится избежать когнитивного диссонанса. Он возникает на фоне рассогласования между тем, что он думает о себе, например, в области личных достижений и способностей, и той информацией, которую он получает от окружающих людей. В теории Дж. Келли когнитивное рассогласование связано со стремлением интерпретировать информацию в рамках привычных когнитивных схем, желаний и ожиданий, обусловленных личностными смыслами. Человек активно создает свой субъективный мир и творит индивидуальную реальность, опираясь на свои привычные когнитивные модели в интерпретации событий. В теории Ф. Зимбардо люди демонстрируют твердую непреклонность в вопросах, которые касаются их личности, привычного образа жизни и деятельности, и там, где они остро чувствуют угрозу своей идентичности.
4. Возможности экспертов при диагностике самооценки ограничены. У них нет объективного стандарта валидности оценок. Результаты исследования во многом будут зависеть от личности самих экспертов, которые колоссально отличаются друг от друга.
5. Подавляющее большинство испытуемых оказываются не готовы к ситуации самооценивания. И здесь начинают действовать защитные механизма человека, в попытках снизить уровень тревожности по отношению к «непонятному процессу». Все психологи знают, что тенденция к выбору социально желательных ответов при заполнении опросников самоотчета является основным фактором, искажающим достоверность полученных результатов. При этом появление таких ответов обусловлено не сознательной фальсификацией или преднамеренной ложью, а неосознанным желанием выглядеть не хуже других.
6. Исследования самооценки, которые проводили в эти годы российские и зарубежные ученые, выявили сложность количественного измерения этого многогранного конструкта. Оказалось, что практически невозможно в одном исследовании охватить все структурно-динамические характеристики феномена самооценки. Причины находились в понятийном пространстве самого конструкта, где «самооценка» и «самооценочная деятельность» тесно связаны и взаимообусловлены. Дело в том, что самооценка одновременно является и исходной, и результирующей стороной самого самооценочного процесса. А сам процесс, по своей сути, субъективен.
7. Во всех отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных самооценке, была обнаружена основная проблема. Она заключается в том, что измеряется не сам процесс рождения самооценок, а фиксируются уже готовые оценки, которые отражены в мышлении индивида, в структуре его личностных свойств или черт, в специфике выполняемой деятельности. Кроме того, даже имея классификацию самооценки с точки зрения ее структурно-динамических характеристик, до сих пор недостаточно проработан вопрос ее формирования и той роли, которую она выполняет как механизм произвольной психической саморегуляции.
И последний вопрос, актуализировавшийся в последние годы, это соотношение методов и предмета изучения с направлением исследования.
Диагностика самооценки применяется к самым различным сторонам жизнедеятельности человека.
Исследуются различные формы социального поведения (с 1982 г.);
проводится анализ самооценки у различных этнических групп (с
1991 г.);
изучается самооценка компетентности в отдельных областях жизнедеятельности человека (с 1993 г.);
осуществляется самооценка самоэффективности и здоровья у различных групп населения (с 1991 г.);
ученые на протяжении многих лет проводят мониторинг уровня самоуважения и самооценки у детей и подростков в разных странах (с 1983 г.);
в течение многих лет ученые исследуют гендерную специфику различий в уровне самооценки мужчин и женщин (с 1974 г.).
В фокусе внимания исследователей оказывается, как правило, один из аспектов феномена самооценки, актуальный для определенного направления жизнедеятельности. Применение, условно оцениваемых как «универсальные», методов изучения дает крайне противоречивые результаты, которые невозможно обобщить и выявить какие-либо корреляции. Сейчас уже становится понятно, что для диагностики самооценки имеет смысл четко описывать предмет и объект исследования – сторона жизнедеятельности человека, определяющие ее факторы, задействованные в ней элементы Я-концепции.
Ближе всего к изучению самооценки деятельности находятся исследования самоэффективности в рамках теории Альберта Бандуры. Это понятие было предложено Бандурой в качестве центрального конструкта в его социально- когнитивной теории. Автор высказал гипотезу о том, что вера человека в
эффективность собственных действий в существенной степени влияет на его поведение. Объяснение было следующим: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми он не сумеет справиться, однако активно и наступательно проявляет себя, когда уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. По мнению Бандуры, осознание человеком степени своей самоэффективности приводит его к желаемому результату и достижению успеха.
Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают и действуют. Разработанная в рамках этой теории «Шкала оценки самоэффективности» (авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993) предназначена для оценки Я-концепции через самооценку образа себя, субъективную оценку некоторых аспектов академической и социальной компетентности. Разработчики шкалы исходили из предположения о том, что общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой, связанной с такими проявлениями личности, как высокое самоуважение, оптимизм, общая и ситуативная тревожность, застенчивость, пессимизм.
Следует отметить, что в основе зарубежных исследованиях последних десятилетий лежит представление о самооценке как об иерархической, многоаспектной модели Я-концепции. Пример: опросник личной и академической
Я-концепции (PASCI), в который включены шкалы общей самооценки и шесть дополнительных шкал частных аспектов Я-концепции. Две шкалы предназначены для оценки социального принятия и социальной тревожности, две другие – для оценки внешности и физических способностей, и следующие две шкалы – для самооценки вербальных и математических способностей.
Считается, что показатели общей самооценки Я-концепции коррелируют с последующими академическими и профессиональными достижениями, предсказывают их и влияют на них. Однако, как показали дальнейшие исследования, подобная корреляционная связь обнаружена лишь в отношении тех людей, для кого учебные достижения занимают высокое место в их личной системе ценностей. В иных случаях значимой связи с учебными достижениями или интеллектуальной деятельностью не обнаружено.
Измерение самооценки, как видится, следует проводить в ходе специфической интеллектуальной деятельности, когда перед индивидом ставится задача в процессе осмысления и последовательного поиска верного решения соизмерять субъективные представления о полученных результатах с объективными критериями качества их выполнения. Методологическую базу постановки подобных задач можно найти в исследованиях российских ученых
(Бершадский М. Е., Борисова Ю., Гребнев И., Голубева Э. А., Кондратьева А. С.,
Неволин И. Ф., Путляева Л. В., Шмелев А. Г. и др.). Иначе говоря, для понимания механизма самооценки респонденту следует предлагать такой диагностический формат, при котором он, выполняя какое-то конкретное действие, имел бы возможность сравнивать данные своих представлений о качестве измеряемого параметра с реальными показателями успешности выполняемой им работы.
Ближе всего к решению этой задачи стоят методы оценки общеакадемических компетенций, позволяющие исследователям посредством анализа оценочных суждений индивида, специфики его самооценочного мышления и уровня развития рефлексии оценить процесс и продукт деятельности.
Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают и действуют. Разработанная в рамках этой теории «Шкала оценки самоэффективности» (авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993) предназначена для оценки Я-концепции через самооценку образа себя, субъективную оценку некоторых аспектов академической и социальной компетентности. Разработчики шкалы исходили из предположения о том, что общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой, связанной с такими проявлениями личности, как высокое самоуважение, оптимизм, общая и ситуативная тревожность, застенчивость, пессимизм.
Следует отметить, что в основе зарубежных исследованиях последних десятилетий лежит представление о самооценке как об иерархической, многоаспектной модели Я-концепции. Пример: опросник личной и академической
Я-концепции (PASCI), в который включены шкалы общей самооценки и шесть дополнительных шкал частных аспектов Я-концепции. Две шкалы предназначены для оценки социального принятия и социальной тревожности, две другие – для оценки внешности и физических способностей, и следующие две шкалы – для самооценки вербальных и математических способностей.
Считается, что показатели общей самооценки Я-концепции коррелируют с последующими академическими и профессиональными достижениями, предсказывают их и влияют на них. Однако, как показали дальнейшие исследования, подобная корреляционная связь обнаружена лишь в отношении тех людей, для кого учебные достижения занимают высокое место в их личной системе ценностей. В иных случаях значимой связи с учебными достижениями или интеллектуальной деятельностью не обнаружено.
Измерение самооценки, как видится, следует проводить в ходе специфической интеллектуальной деятельности, когда перед индивидом ставится задача в процессе осмысления и последовательного поиска верного решения соизмерять субъективные представления о полученных результатах с объективными критериями качества их выполнения. Методологическую базу постановки подобных задач можно найти в исследованиях российских ученых
(Бершадский М. Е., Борисова Ю., Гребнев И., Голубева Э. А., Кондратьева А. С.,
Неволин И. Ф., Путляева Л. В., Шмелев А. Г. и др.). Иначе говоря, для понимания механизма самооценки респонденту следует предлагать такой диагностический формат, при котором он, выполняя какое-то конкретное действие, имел бы возможность сравнивать данные своих представлений о качестве измеряемого параметра с реальными показателями успешности выполняемой им работы.
Ближе всего к решению этой задачи стоят методы оценки общеакадемических компетенций, позволяющие исследователям посредством анализа оценочных суждений индивида, специфики его самооценочного мышления и уровня развития рефлексии оценить процесс и продукт деятельности.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Задания для самопроверки
1.
На конкретных примерах изобразите поведенческие роли людей с низкой, высокой и адекватной самооценкой.
2.
Как уровень самооценки влияет на эффективность профессиональной деятельности. Приведите примеры.
3.
Почему единая глобальная мера самооценки не является надежным инструментом при анализе интеллектуальной и профессиональной деятельности?
4.
В исследованиях, посвященных изучению самооценки в области интеллектуальных достижений, было обнаружено, что самооценка, основанная на самоотчетах, не коррелирует с отчетами экспертов. Почему это происходит?
5.
Как теория самоэффективности связана с самооценкой деятельности?
Укажите ключевые аспекты измеряемого конструкта.
Психология самооценки
Самооценка как объект
психологического анализа
Глоссарий
«Я-концепция» – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относительно к себе.
Деятельностный подход в психологии – совокупность теоретико- методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм.
Оценочная активность осуществляется на основе эталона и эталонов. Именно они выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата.
Потребность – вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Принятие – нейтральная эмоция, согласие с существующим положением дел, является базисом для перехода из одной эмоции в другую, создает благоприятную атмосферу. В результате принятия создается естественное, спокойное и
«безоценочное» состояние.
Самооценка – специальная функция самосознания, не сводимая ни к когнитивному, ни к эмоциональному его компонентам. В этом случае самооценка становится критической позицией индивида по отношению к тому, чем он обладает, с точки зрения определенной системы ценностей.
Социально желательные ответы – это склонность или непроизвольное желание представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны.
Феномен нереалистического оптимизма – склонность человека считать себя более успешным и менее подверженным воздействию негативных событий, чем окружающие.
Эффект самовозвышения – склонность уделять большее внимание позитивной информации о себе, чем негативной, вне зависимости от того, соответствует она Я- концепции или нет.
Самооценка как объект психологического анализа
Психология самооценки
Цель изучения темы:
- формирование системного взгляда на теорию и психологическую практику исследования самооценки.
Задачи темы:
получить представление об этапах формирования теории самооценки в западной психологической науке;
освоить информацию об основных проблемах в изучении самооценки в зарубежной психологии;
овладеть информацией об особенностях развития теории самооценки в отечественной науке;
иметь представление об основных понятиях теории самооценки: «Я- концепция» и рефлексия.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
особенности теоретико-методологических исследований самооценки;
проблемы неадекватной самооценки в практике человека
значение самооценки в условиях учебной и профессиональной деятельности;
место самооценки в структуре «Я-концепции» личности и роль процесса рефлексии в ее формировании;
Уметь:
осуществлять сравнительный анализ теорий самооценки западных и отечественных психологов;
выражать собственное критическое мнение о феномене самооценки.
Владеть:
опытом применения знания при формировании собственного взгляда на феномен самооценки, особенности применения данного понятия в профессиональной и учебной деятельности;
опытом применения знания о понятии самооценка при решения практических задач в учебной и профессиональной деятельности, осмысления личных события и явления, руководствуясь принципами научной объективности.
Учебные вопросы темы:
1.
Теоретико-методологический обзор исследований самооценки
2.
Проблема завышенной самооценки в условиях учебной и профессиональной деятельности
3.
Современные стратегии управления обучением
4.
Самооценка в структуре «Я-концепции» личности. Самооценочный дисплей в анализе поведения и деятельности
Вопрос 1.
Теоретико-методологический обзор исследований самооценки
«Самооценка», «низкая самооценка», «высокая самооценка» Эти слова вошли в наш обиход. Что касается практики психологического консультирования, то «заниженная самооценка» является одной из самых распространенных жалоб, с которыми клиенты обращаются за помощью к психологу.
Понятие «самооценка» появилось в научной литературе в 1890 году, и с тех пор приковывает к себе внимание ученых. На сегодняшний день существует более
60 определений этого понятия, и по самым скромным подсчетам было обсуждено в более чем 25000 научных публикаций. Кроме психологии эта тема рассматривается и в других гуманитарных областях, таки как философия, социология, педагогика.
С чего же все начиналось? В конце XIX века в 1890 г. был обозначен в психологии новый предмет изучения – самооценка индивида. Точкой отсчета исследований по данной теме является выход работы «Принципы психологии» американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910 гг.). Он предложил новый подход, центральным понятием которого стало «Я» человека.
У. Джеймс ввел такое понятие как «актуальное Я», которое определяет важные для личности сферы жизнедеятельности. Именно в них человек планирует самореализоваться, добиться определенных достижений. После определения основной «линии» своего «Я», формируется так называемое «идеальное Я»: каким я буду добившись успеха в выбранной сфере. Это область притязаний человека.
Понятие самооценки было представлено У. Джейсом как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям (рис. 1).
Рис. 1. Понятие самооценки
Соответственно, чем больше достижения, тем выше самооценка.
Субъективный «успех» или «неуспех» в выбранной значимой сфере будет иметь серьезные психологические последствия.
Таким образом, самооценка по У. Джеймсу – это эмоциональное образование, в котором присутствует неудовлетворенность или удовлетворенность личности самим собой.
У. Джеймс указывает на пути повышения и снижения самооценки, через увеличение успехов, или, наоборот, снижение уровня притязаний. И считал рациональным второй путь, обосновывая это тем, что любое расширение нашего
«Я» влечет за собой лишнее бремя притязаний.
Многие из озвученных У. Джеймсом идей актуальны и по сей день, активно применяются на практике при построении техник повышения самооценки.