ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 633
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению уче- ных, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».
2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физичес- кие упражнения и игры имеют культовое и животнообраз- ное происхождение».
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его тео- рии в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.
5
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со- гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъектив- ный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст- во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы- ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка- чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно созна- ние человека, который придумывал упражнения для подго- товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы- тались доказать, что зачатки физического воспитания име- ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между
инстинктивным поведением жи- вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы- тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба- лись, так как человек стал применять физические упражне- ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи- ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно- вения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей перво- бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо- вой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным
6
физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать
фи- зическими упражнениями, так как они применялись с це- лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто- рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра- жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове- ка, а с другой – на повышение его трудоспособности.
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй является первой социаль- но-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельче- ского строя.
В истории первобытного общества выделяют три пе-
риода:
1) раннеродовой;
2) развитый родовой;
3) позднеродовой.
Особенности родового общества: ведение общего хо- зяйства; четкое разделение труда между полами; эпизоди- ческое столкновение между племенами, т.е. появляется во- енная организация родовой общины; возникают новые ви- ды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ре- месло.
7
Возникновение физической культуры историческая нау- ка относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторя- ли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Позже, в связи с начавшимся разделением труда по воз- растным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными
2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физичес- кие упражнения и игры имеют культовое и животнообраз- ное происхождение».
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его тео- рии в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.
5
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со- гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъектив- ный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст- во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы- ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка- чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно созна- ние человека, который придумывал упражнения для подго- товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы- тались доказать, что зачатки физического воспитания име- ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между
инстинктивным поведением жи- вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы- тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба- лись, так как человек стал применять физические упражне- ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи- ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно- вения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей перво- бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо- вой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным
6
физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать
фи- зическими упражнениями, так как они применялись с це- лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто- рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра- жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове- ка, а с другой – на повышение его трудоспособности.
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй является первой социаль- но-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельче- ского строя.
В истории первобытного общества выделяют три пе-
риода:
1) раннеродовой;
2) развитый родовой;
3) позднеродовой.
Особенности родового общества: ведение общего хо- зяйства; четкое разделение труда между полами; эпизоди- ческое столкновение между племенами, т.е. появляется во- енная организация родовой общины; возникают новые ви- ды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ре- месло.
7
Возникновение физической культуры историческая нау- ка относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторя- ли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Позже, в связи с начавшимся разделением труда по воз- растным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными