ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 635

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но жи- вые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шер- стью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, иг- ровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагирова- лись от труда. Игравшие стали делиться на команды, поя- вились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться про- стейшими правилами, появились спортивные судьи и зри- тели.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве само- стоятельных физических упражнений бег, метание, прыж- ки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим
уп- ражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физиче- ское воспитание.
8


В родовом обществе физическое воспитание носило вы- сокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений. У австралийцев игры, мета- ние бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корро- би». У индейцев Америки упражнения: ходьба, бег, пла- вание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, воен- ные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии

подготовки: 1-я ста- дия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись ини- циации – проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах явля- лось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методи- ческие приемы обучения: например, у индейцев учитыва- лись половые особенности, у чукчей – женщины участво- вали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит воени- зация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период
появляются начальные формы учреждений общественного воспитания тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физиче- ского воспитания юношей.

9


Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физи- ческое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспи- тание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.
Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития
Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейше- го развития человечеств