Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях;

  • являются участниками, кредиторами этих организаций; состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях;

  • являются кредиторами этих граждан.

Вместе с тем указанные организации или граждане должны отвечать одной из следующих характеристик:

  • являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации;

  • являются крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией;

  • владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией;

  • могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

В целях урегулирования конфликта интересов Федеральный закон № 7-ФЗ также устанавливает ряд требований к совершению некоммерческой организацией сделок, в которых имеют заинтересованность заинтересованные лица:

  • во-первых, до принятия решения о заключении такой сделки заинтересованные лица обязаны сообщить о наличии заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью;

  • во-вторых, такая сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

В противном случае сделка может быть признана недействительной.

Положения, допускающие возникновение конфликта интересов, содержаться и в законодательстве, регулирующем профильную деятельность подведомственных организаций. Так п.2 ст.48 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает педагогическому работнику оказывать платные услуги учащимся образовательно организации, если это может привести к конфликту интересов. Ст. 36.1 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» закрепляет необходимость исключения конфликта интересов при организации и функционировании общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры.

Возможные организационные меры по регулированию и предотвращению конфликта интересов.

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для подведомственной организации) подведомственной организации целесообразно принятие положения о конфликте интересов


Положение о конфликте интересов – это внутренний документ подведомственной организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников подведомственной организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:

  • цели и задачи положения о конфликте интересов;

  • используемые в положении понятия и определения;

  • круг лиц, попадающих под действие положения;

  • основные принципы управления конфликтом интересов в подведомственной организации;

  • порядок раскрытия конфликта интересов работником подведомственной организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;

  • обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;

  • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;

  • ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Круг лиц, попадающих под действие положения

Действие положения следует распространить на всех работников подведомственной организации вне зависимости от уровня занимаемой должности. Обязанность соблюдать положение также следует закрепить для физических лиц, сотрудничающих с подведомственной организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения необходимо включать в текст договоров.

Основные принципы управления конфликтом интересов в подведомственной организации

Основной задачей деятельности подведомственной организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

В основу работы по управлению конфликтом интересов в подведомственной организации могут быть положены следующие принципы:

  • построение организационной структуры на основе максимального исключения причин, способствующих возникновению конфликта интересов;

  • определение должностных обязанностей сотрудников, исходя из необходимости исключения возникновения конфликта интересов;

  • обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

  • индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для подведомственной организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

  • конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

  • соблюдение баланса интересов подведомственной организации и работника при урегулировании конфликта интересов;

  • защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) подведомственной организацией.


Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов

В положении о конфликте интересов необходимо закрепить обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов, например, следующие:

  • при принятии решений по вопросам хозяйственной деятельности подведомственной организации и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами подведомственной организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

  • избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

  • раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

  • содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

Порядок раскрытия конфликта интересов работником подведомственной организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

Подведомственной организации следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников подведомственной организации. В подведомственной организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:

  • раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

  • раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

  • разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;

  • раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в подведомственной организации (заполнение декларации о конфликте интересов).

Раскрытие сведений о конфликте интересов необходимо осуществлять в письменном виде. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации на основе карты коррупционных рисков и перечня должностей с повышенным коррупционным риском.

Подведомственная организация при этом обязана обеспечивать конфиденциальность рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.

К числу способов разрешения возникшего конфликта интересов можно отнести следующие:

  • ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

  • добровольный отказ работника подведомственной организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

  • пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

  • временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

  • перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

  • отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами подведомственной организации;

  • увольнение работника из подведомственной организации по инициативе работника;

  • увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и т.д.

  • ограничение на принятие единоличных решений;

  • введение конкурсных процедур при осуществлении хозяйственной деятельности организации.


Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим.

Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений

Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции, иные лица.

Кроме указанных норм в положение о конфликте интересов целесообразно включить следующие нормы:

- понятие конфликта интересов;

- понятие личной заинтересованности;

- типовые ситуации в отрасли, где велика вероятность возникновения конфликта интересов;

- перечень должностей с высоким коррупционным риском.

- мероприятия по выявлению и профилактике конфликта интересов.

В качестве базовых понятий могут быть использованы определения конфликта интересов и личной заинтересованности, данные в настоящих методических рекомендациях.

Типовые ситуации с высокой вероятностью возникновения конфликта интересов могут быть определены для каждого бизнес-процесса, либо сформирован общий перечень. Следует выделить ряд типичных ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных управленческих функций в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника подведомственной организации;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства.

К управленческим функциям для целей профилактики возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности следует отнести полномочия сотрудника подведомственной организации принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, либо готовить проекты таких решений.

К числу таких ситуаций могут быть отнесены следующие:

1. Работник организации А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.


Пример: работник театра, принимающий решения об организации гастролей, заключает договор на организацию гастролей в каком-либо городе с организацией, в которой руководителем выступает его близкий родственник.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.

2. Работник организации участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.

Пример: руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.

3. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.

Пример: работник организации, ответственный за изготовление и приобретение реквизита, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника организации.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение должностных обязанностей работника; внедрение тендерной системы закупок.

4. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся аффилированной с организацией А.

Пример: Сотрудник учебного заведения, ответственный за реализацию платных дополнительных образовательных услуг, выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся аффилированной организации – основному месту работы указанного сотрудника. При этом трудовые обязанности этого сотрудника по основному месту работы связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.

Возможные способы урегулирования: изменение должностных обязанностей работника; отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации; рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.