Файл: Задания итоговой аттестации учащихся 9х классов по предмету Русский язык (Я1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 1
Прочитайте два текста и выполните задание.


Текст А. Отрывок из статьи

Археологи увлечение кладоискательством называют не иначе как «чумой», а современных кладоискателей – расхитителями гробниц, вандалами XXI века, «черной напастью» или «черными копателями». Как отмечают историки, в последнее время «черная археология» вышла на новый виток своего развития, и, в первую очередь, ее порождает спрос черного рынка на исторические ценности. По словам специалистов, почти каждый казахстанский исторический комплекс когда-либо подвергался воздействию так называемых копателей.

Историю мест зачастую приходится собирать по крупицам, в ход идет все – архивные фонды музеев, литературные произведения, летописи, исследования археологов, легенды местных жителей, данные карт и спутниковых снимков.

Количество интересных находок на территории напрямую связано с активностью здесь людей в прошлом. А так как основную площадь Казахстана занимают степи, населенные в прошлом кочевниками, число крупных археологических раскопок не уж так велико. Поэтому особый интерес представляют территории, где проходили торговые пути, велась активная торговля. Наиболее крупные исторические места давно изучены археологами, а вот те, что поменьше, часто становятся местом поиска копателей.

Из обсуждений в социальных сетях и на специальных форумах, где копатели рассказывают о своих находках, нередко выставляют найденные экспонаты на продажу, советуют, как вести себя при встрече с представителями правоохранительных органов, невольно можно сложить некий портрет типичного кладоискателя: это мужчина среднего возраста и старше, имеющий стабильный доход, неприхотливый, потому что условия на выезде самые что ни на есть походные. Зачастую это образованные люди с широким кругозором, отличные собеседники, у которых в запасе всегда есть интересная история.

Текст Б. Запись в блоге

«Старьевщик. До чего докатился?!» – часто слышу от прохожих. Но я привык не обижаться. Да и на что? В Европе, например, мое увлечение не считается чем-то постыдным, неприличным, а, наоборот, очень популярно и называется «городской археологией». Кратко поясню, в чем смысл: на городских свалках я ищу интересные предметы, которые за ненадобностью выкидывают люди. В процессе есть, конечно, свои недостатки: неприятный запах, грязь, например.

За несколько лет я отыскал более сотни диковин, которые могли бы спокойно разместиться в стенах музея. А пока этого не произошло, моя квартира – это моя коллекция. Здесь есть все: от стульев и комодов до старинных статуэток и граммофона. К слову сказать, не помню, когда я в последний раз покупал какую-то мебель в магазине. Все – из восстановленных.

Мои находки ждет разная участь: что-то удается подчистить и восстановить в первоначальном виде, другие вещи получают совершенно новую жизнь. Буквально недавно я нашел старую гитару – несколько струн порвано, поломана задняя часть корпуса. Неудивительно, что хозяева решили с ней расстаться. Но ей можно найти самое необычное

применение: вставить в нее динамик и превратить в колонку или распилить и сделать частью инсталляции.

При помощи вебсайта надеюсь расширить круг единомышленников. Я также надеюсь встретить спонсора или мецената, который поможет открыть выставку старинных предметов. Ведь они излучают какую-то особую ауру. Они как люди, и многое могут рассказать о прошлом; нужно только уметь услышать и понять.




Задание.

Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала на тему «Поиск старинных предметов: больше вреда или пользы?».

Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

 Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

 Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 Язык грамотный, без ошибок


7-8 баллов

 Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля


7-8 баллов

 Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

 Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

 Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено


3-4 балла

 Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

 Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание


1-2 балла

 Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или бессвязная работа

1-2 балла

 Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен



Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 2
Прочитайте два текста и выполните задание.


Текст 1

Говорят: личностью не рождаются, а становятся. При этом явно подразумевается, что понятия человека и личности не тождественны. Но что такое личность?

В философии существовали и существуют различные понимания личности. У философа Гегеля решающим признаком личности является «автономия воли», или «самосознание». При этом говорилось, что личностью является не всякий человек. Нужно обладать даром «чистого мышления», чтобы стать личностью.

Термин «личность» в первоначальном значении обозначал маску актера греческого театра, затем он стал обозначать самого актера и его роли. Позднее этот термин приобретает иной, более глубокий смысл. Личность понимается как результат развития человека. Отдельный человек, индивид (например, ребенок) становится личностью по мере овладения опытом человечества.

Индивид становится личностью по мере овладения этой культурой. Овладеть же культурой, в принципе, может каждый человек. Не следует думать, что личность – это только выдающийся человек. Каждый нормальный человек, включенный в культуру, овладевающий ею, способный самостоятельно принимать решения и несущий за свои поступки ответственность перед обществом, – личность. Н. Бердяев считал, что быть личностью трудно, быть свободным – значит взять на себя бремя ответственности.

Сегодня часто звучат призывы к «душевности», «духовности». А ведь душевность связана с альтруизмом, потребностью быть полезным «для других»; «духовность» – с потребностью познания, развитием эмоциональной сферы и т. д. Говорят также о необходимости формирования «всесторонне развитой личности». Но как ее понимать? С давних времен складывалось представление о такой личности; в ее характеристику включают ряд параметров: сила и здоровье; прилежание, овладение практическими умениями и навыками; ум, мудрость, понимание жизни; доброта, нравственность, высокая степень гуманности; красота, развитость вкуса, эстетических чувств.
Текст Б

В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.

Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность – всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубоко детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития мало, что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».

Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем – то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. д. Но чаще словосочетание «стать личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать своё поведение.




Задание. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов на тему «Как стать настоящей личностью?».

Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

 Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

 Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 Язык грамотный, без ошибок


7-8 баллов

 Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля


7-8 баллов

 Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

 Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

 Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено


3-4 балла

 Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

 Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание


1-2 балла

 Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или бессвязная работа

1-2 балла

 Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен




Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 3

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А


Офшор (от англ. offshore – «вне берега») – страна или территория с особыми условиями ведения бизнеса для иностранных компаний. Среди них низкие или нулевые налоги, простые правила корпоративной отчетности и управления, возможность скрыть настоящих владельцев бизнеса. В связи с этим офшоры часто используют для преступлений: «отмывания» денег, добытых криминальным путем, государственной коррупции, мошеннических операций.

Термин «офшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 1950-х годов. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин «офшор» включает в себя не только юридическое понятие, но и экономико-географическое. Правоведы, не особо раскрывая финансовой сути офшоров, поднимают второстепенные темы, например, что нет единого мнения о том, что можно считать офшором.

Оффшорные схемы не являются современным явлением, их используют еще со времен древних Афин, когда был введен двухпроцентный импортный и экспортный налог. Во избежание уплаты налогов греческие и финикийские купцы начали объезжать территорию Афин в двадцать миль. Вскоре в качестве налоговых убежищ стали выступать близлежащие мелкие острова, куда завозились без уплаты пошлин и налогов контрабандные товары.

В XV веке во Фландрии были очень низкие торговые ограничения и налоги, из-за этого английским купцам было выгоднее возить и продавать шерсть во Фландрии, а не в Англии, где налоги и ограничения были значительно выше.

В США оффшорная история уклонения от налогов началась с XVIII века: для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, торговцы пытались осуществлять свою торговую деятельность через Латинскую Америку.
Текст В

Почему бизнес и многие состоятельные люди выбирают офшоры для своих денег и прочих активов? Причин этому несколько, поэтому просто перечислим некоторые из них, дав комментарий по каждому пункту.

Низкие или нулевые налоги в оффшорах. Одна из самых важных и популярных причин вывести свои активы в офшоры, будь то личные финансы или корпоративные счета компании, заключается в том, что в офшорных местах нет или снижены налоги. Это позволяет оптимизировать затраты и уменьшить налоговое бремя. Но тут проходит тонкая грань, где с одной стороны легальная оптимизация, а с другой – уклонение от уплаты налогов.

Все еще сравнительно высокий уровень конфиденциальности в оффшорах. За счет того, что во многих офшорах нет регистра директоро, можно добиться определенной степени защиты личных данных, информации о сделках и т.п.

Так же и в офшорах есть свои подводные камни, которые нужно учитывать, чтобы ни ваш бизнес, ни ваши личные финансы не пошли ко дну. Рассмотрим недостатки офшоров.

Различия в законодательстве. Нельзя прийти в офшор и работать по стандартным для Вашей страны правилам. В каждом государстве и юрисдикции есть свои особенности и своё законодательство, которое годиться для тех или иных бизнес целей.

Аудит компаний. Это так же зависит от конкретного офшора, но иногда приходиться пользоваться местным аудитом, как например, в Сингапуре или Гонконге. Это повышает расходы, поэтому вы четко должны понимать, нужны ли вам проверяющие и сможете ли вы потянуть их присутствие.