Файл: Задания итоговой аттестации учащихся 9х классов по предмету Русский язык (Я1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов на тему «Офшоры для бизнеса: хорошо это или плохо?».


Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

 Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

 Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 Язык грамотный, без ошибок


7-8 баллов

 Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля


7-8 баллов

 Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

 Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

 Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено


3-4 балла

 Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

 Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание


1-2 балла

 Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или бессвязная работа

1-2 балла

 Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен



Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 4
Прочитайте два текста и выполните задание.


Текст А

Американские ученые и статисты считают, что уже к 2025 году велосипеды не только составят конкуренцию автомобилям, но и начнут вытеснять их с мирового рынка и дорог, а в некоторых странах станут основным средством передвижения. Об этом уже свидетельствует бесконечные вереницы велосипедистов на трассах и шоссе Бельгии, Голландии, Дании, Швеции. А в Германии и США велосипедов ежегодно продается больше, чем автомобилей. И тому есть свои причины.

Во-первых, велосипед — это хорошее лекарство от весьма распространенной болезни нашего времени — гиподинамии. Верно, работу в офисе называют пережитком индустриальной эпохи, но отказ от нее происходит медленно и нерешительно. Как следствие — сотрудник проводит рабочий день в кресле и вечер на диване, и добирается на работу — с работы, сидя в автомобиле или маршрутке, и две-три тренировки в неделю не способны кардинально повлиять на ситуацию. Если же автомобилю и общественному транспорту предпочесть велосипед, самочувствие ощутимо улучшится, и это будет заметно невооруженным глазом. К тому же, для хранения велосипеда не требуется отдельного гаража.

Во-вторых, двухколесный транспорт экологичен. Привычные нам автомобили загрязняют планету — и воздух, и воду, и землю — ядовитыми частицами выхлопных газов, а шумовое загрязнение — бич крупных городов — подавляюще воздействует на психику. Недаром жители мегаполисов в разы чаще страдают психическими расстройствами, чем те, кто живет за городом.

Так, по меньшей мере 500 миллионов китайцев добираются на работу и с работы на велосипедах, а в центрах многих европейских городов уже введен запрет на передвижение на автотранспорте, открыты сотни пунктов проката велосипедов.

Велосипед был первым транспортом, позволившим человеку передвигаться быстро и на большие расстояния, используя только собственные мускулы. Но в погоне за скоростью и комфортом двухколесный транспорт был вытеснен автомобильным, работающем на топливе — невозобновляемом природном ресурсе.

Текст В

Жизнь современного человека сложно представить без автомобиля. Личное транспортное средство давно перестало быть роскошью, и сегодня 90% семей нашей страны имеют хотя бы один автомобиль. На автомобиле мы ездим на работу и по магазинам, он просто необходим при поездках за город или в гости к родственникам, которые живут в других регионах. Даже при поездке в командировку многие предпочитают воспользоваться услугами компаний, которые предлагают прокат авто без водителя, а не передвигаться по чужому городу на общественном транспорте.

Наличие автомобиля – это возможность не зависеть от расписания автобусов и маршруток, возможность быстро передвигаться по городу в любую погоду и в любое время суток. Особенно важно наличие собственного автомобиля для сельских жителей. Все знают, насколько непредсказуемой может быть российская погода. Дождь или снегопад могут сделать даже выход из дома весьма неприятным занятием, а как быть в том случае, если необходимо ехать на работу в город, как это делают каждый день многие сельские жители, или даже просто добраться до магазина? Автомобиль станет спасением и в той ситуации, когда требуется срочно доставить до ближайшей больницы заболевшего родственника или помочь соседям перевезти урожай. Покупая автомобиль, необходимо учитывать, в каких условиях он будет эксплуатироваться, и в зависимости от этого выбирать подходящую модель.

Конечно, стоимость современных «железных коней» может быть весьма различной – от дорогостоящих раритетных авто или спортивных спорткаров до бюджетных моделей. Выбор автомобиля зависит только от возможностей и предпочтений его владельца – кому-то нравится чувствовать свое превосходство над другими водителями на дороге, а кто-то совершенно не обращает внимания на то, на чем ездят другие и радуется, что его автомобиль отлично выполняет все возложенные на него функции, и совершенно неважно, насколько престижной является его марка.



Задание. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) на тему «Велосипед или автомобиль: что выбрать?».


Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

 Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

 Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 Язык грамотный, без ошибок


7-8 баллов

 Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля


7-8 баллов

 Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

 Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

 Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено


3-4 балла

 Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

 Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание


1-2 балла

 Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или бессвязная работа

1-2 балла

 Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен



Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 5
Прочитайте два текста и выполните задание.



Текст А

Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.

Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и селах. Их не заменить столичными театрами и музеями.

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок — она «спокойнее», строже, бесстрастнее. Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. Биолог, исследующий явления жизни, не вносит нового начала в сам объект исследования. Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

Иное дело краеведение. Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаем.

Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Сохранять нужно все памятники данной местности, независимо от того, какому народу они принадлежат. Каждый город — это синтез нескольких культур. (По Д.С. Лихачеву)
Текст В

В школе села Баянды в Мангистау для изучения краеведения уже установили юрту, в ней школьники смогут ознакомиться с убранством, предметами быта.

«Я очень рада, что такой предмет, как краеведение, ввели в учебную программу. В Мангистауской области находится треть от всех исторических памятников Казахстана – не зря этот регион называют музеем под открытым небом. Поэтому очень сложно было вместить такой объёмный материал в один учебник. Теперь школьники с малых лет будут знать историю и культуру своего края», – говорит заместитель директора СШ №3 села Баянды Кумис Тобышева.

Предмет краеведение с этого учебного года будут изучать школьники с 5 по 7 класс. На него выделено 20 часов за эти три года.

Главное отличие предмета в том, что в каждом регионе будет свой учебник. В Мангистауской области такие книги уже выпустили, вскоре их распределят по школьным библиотекам. Над учебником работали учёные, краеведы, археологи, сотрудники музеев и учителя. Краеведение объединяет материалы по четырём дисциплинам: истории, литературе, географии и музыке.

Ранее учебники по краеведению для 5-7 классов презентовали в Алматы. Учебник охватывает 1000-летнюю историю города и даже события, произошедшие совсем недавно. В книге упоминается и архитектор Ян Гейл, разработавший план реконструкции центра города. Есть и страница о жизни и трагической смерти фигуриста Дениса Тена.

Издательство «Алматыкітап баспасы» выпускает семь учебников по новому предмету: об Астане, Алматы, Карагандинской, Актюбинской, Туркестанской, Алматинской и Жамбылской областях.



Задание. Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-аргументацию (170-200 слов) на тему «Роль краеведения в образовании школьников».


Коммуникативность

Языковая компетентность

9-10 баллов

 Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля

9-10 баллов

 Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 Язык грамотный, без ошибок


7-8 баллов

 Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля


7-8 баллов

 Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками

5-6 баллов

 Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

5-6 баллов

 Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено


3-4 балла

 Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля

3-4 балла

 Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание


1-2 балла

 Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или бессвязная работа

1-2 балла

 Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен




Задания итоговой аттестации учащихся 9-х классов

по предмету «Русский язык» (Я1)

Вариант 6
Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А