Файл: Оценка понимания и факторы успешной работы с информацией в деятельности психолога Психология самооценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


оценить когнитивные и мотивационные ресурсы персонала организации;

определить вектор индивидуально-личностного роста сотрудников;

создать условия для коррекции поведения персонала в различных условиях;

психологическая поддержка сотрудника, выраженная в помощи в выработке «стратегии отношений с самим собой».
Предложенный вашему вниманию метод изучения когнитивной самооценки прост в применении. Его можно использовать для тестирования сотрудников как на момент приема на работу, так и для работы с уже нанятыми сотрудниками с целью.
Метод, разработанный М. Б. Позиной может пригодиться вам:

чтобы настроить личные и групповые отношения на предприятии;

чтобы определить и спрогнозировать возможности каждого сотрудника и всего коллектива;

при подготовке персонала;

для улучшения мотивации сотрудников;

при обучении новых сотрудников.
Задания для самопроверки:
1. Назовите условия и факторы, определяющие качество когнитивной самооценки.
2. В чем заключаются основные отличия сопоставительного подхода в исследовании когнитивной самооценки от других?
3. Очень часто текст, который кажется человеку понятным и не вызывает вопросов, в действительности ему непонятен. Перечислите факторы, определяющие успешность усвоения текста.
4. Опишите существующие гендерные различия, которые были выявлены в результате экспериментальных исследованиях М. Б. Позиной.
5. Перечислите основные выводы к исследованию М. Б. Позиной.

Психология самооценки
Оценка понимания и факторы
успешной работы с информацией
в деятельности организационного
психолога
Глоссарий
Когнитивная самооценка
– это самостоятельно оцениваемая индивидом степень успешности акта интеллектуальной деятельности, или степень компетентности человека в определенной области познавательной деятельности, которую он может самостоятельно и адекватно оценить.
Когнитивный эготизм
– это завышение результатов своей интеллектуальной деятельности на фоне объективно низких показателей.
Метакогнитивные компоненты

«знание о знании», «мышление о мышлении», «осознание осознания». Совокупность знаний человека об основных особенностях познавательной сферы и способах её контроля.
Четыре компонента метапознания: метакогнитивные знания, метакогнитивный опыт, цели и стратегии.
1   2   3   4   5   6   7   8

Самооценочное мышление
– это способность человека давать мысленную оценку своим действиям и умение адекватно оценивать собственный прогресс в решении поставленных задач.
Теоретическое мышление
– вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач.

Самооценка в интеллектуальной деятельности
и рефлексии над деятельностью
Психология самооценки
Цель изучения темы:

формирование системного взгляда на понятие «самооценка» применительно к интеллектуальной деятельности и рефлексии.
Задачи темы:

получить представление о личностных факторах, влияющих на качество самооценки;

освоить информацию о типологии самооценочной деятельности;

овладеть информацией о методах исследования психологии самооценки;

иметь представление о трудностях исследования самооценки интеллектуальных достижений.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:

особенности модальностей и функциях самооценки при формировании личности;

разнообразие типов самооценки;

особенности методов исследования самооценки;

проблемное поле исследования самооценки интеллектульных достижений.
Уметь:

осуществлять сравнительный анализ самооценочного мышления в зависимости от его типа;

выражать собственное критическое мнение о особенностях исследования феномена самооценки.
Владеть:

опытом применения знания при формировании гипотезы исследования самооценочной деятельности;

опытом применения знания о особенностях отбора методов и подборе методик исследования феномена самооценки.
Учебные вопросы темы:
1. Личностные факторы, влияющие на качество самооценки.
2. Типология самооценочной деятельности.

3. Методы исследования психологии самооценки
4. Трудности исследования самооценки интеллектуальных достижений.
Вопрос 1. Личностные факторы, влияющие на качество самооценки
Самосознание – это процесс и продукт интеграции отдельных аспектов своего опыта, образов своего Я и мира (образов других) в единое многомерное образование. Его функционирование обеспечивает осознание человеком уникальности собственной личности, формирование отношений к своему Я, самооценки и саморегуляции поведения. Самооценку можно определить как

важнейшее личностное образование,

центральный компонент структуры личности,

результат интериоризации
(перенесения извне вовнутрь) представлений и оценок о ней других,

результат собственной активности, «самопостроения» своего Я,

отражающий качественной своеобразие внутреннего мира личности,

принимающей непосредственное участие в регуляции ее поведения и деятельности.
Процесс самооценки тесно связан с самопознанием личности. В случае направленности самопознания на публичные аспекты Я, оно способствует формированию социально-нормативного поведения. Фокусирование внимания на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения объединяются в особое образование самопознания личности – в самооценку, которая

выражает функциональные свойства личности,

отражает ее направленность и активность, наряду с другими факторами,

является показателем уровня психического развития личности, ее самоопределения, «зеркалом» личностных качеств человека.
Самооценка, наряду с самокритичностью, как способностью оценивать особенности своей личности и поступков, является важной составляющей самопознания.
Основные механизмы самопознания, и, следовательно, самооценки, – идентификация и рефлексия. Идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, и самосознания зрелой личности, выступает в качестве условия возникновения ее объективной и дифференцированной самооценки. Рефлексия становится возможной благодаря усложнению когнитивных способностей личности. Она обеспечивает постоянное наполнение самопознания новым материалом, способствует его структурированию, помогает человеку адекватно реагировать на внешние условия.
Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает обходимым условием, основным рычагом саморегуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности, личность осуществляет непрерывное соотнесение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. Высшая форма саморегуляции на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации данного стремления.
Самооценка в процесс функционирования может принимать разную
модальность:



категорическую, отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств,

проблематичную, реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе, ориентацию на предмет оценки с допуском его разноплановых трансформаций.
Временное содержание самооценки также позволяет выделить ее виды с соответствующими функциями.
Функция прогностической самооценки состоит в оценке субъектом своих возможностей, определении своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности и совершения поступка.
Функция актуальной самооценки проявляется в оценке и основанной на ней коррекции исполнительских действий по ходу развертывания деятельности.
Функция ретроспективной самооценки заключается в оценке субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствия поступков и т.п. она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности.
Все три функции самооценки тесно связаны между собой. В реальной деятельности самооценивания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения одной в другую.
Часто в психологической литературе упоминаются еще две функции самооценки: регулятивная и защитная.
Регулятивная функция самооценки связана с процессом осязания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии с другими людьми. Процесс оценки на уровне ощущения связан с возникновением чувства удовольствия или неудовольствия в результате поступающей информацией от внутренних ощущений в отделы головного мозга и их сопоставления с прошлым опытом.
1.
Опираясь на сформированную «рабочую модель мира и себя», человек оценивает свои «новые» с точки зрения сознания качества, которые проявляются в общении с другими.
2.
На основании этой оценки возникает чувство удовольствия или неудовольствия.
3.
Это побуждает индивида к определенной активности, направленной на себя, или вовне.
4.
В результате модель себя и мира подвергается изменению.
Защитная функция самооценки тесно связана с защитными механизмами личности. Наиболее подробно сущность защитных механизмов раскрывается в психоанализе.
У самооценки имеется организующая функция, аналогичная стимулирующей функции внешних оценок, которая зависит от объективности самооценки и характера субъективных аберраций, если самооценка неадекватна.
Таким образом, функциональная направленность и уровневая дифференциация самооценки ориентирует индивида относительно имеющихся эталонов, характеристикой которых является переживание успеха или неудачи в какой-либо деятельности. Это, в свою очередь, формирует определенную поведенческую модель, и она сигнализирует о различительной способности субъекта к оцениванию и позволяет исследователю диагностировать уровень имеющихся компетенций.
Вопрос 2. Типология самооценочной деятельности.
Сложности изучения феномена самооценки обусловлено разнообразием типологий самооценочной деятельности.


Рис. 1 Типология самооценки
Так, по видам самооценку подразделяют на общую и парциальную. Когда кто-либо считает себя хорошим человеком, это заключение принято считать общей самооценкой. Парциальная самооценка – это оценка в отдельных видах деятельности.
Кроме того, самооценка может быть актуальной (оценка уже достигнутого) и потенциальной. Потенциальную самооценку принято считать уровнем притязаний.
В отечественной психологии используется следующая классификация
самооценочного мышления:

прогностическая самооценка – оценка личных перспектив и свое отношение к потенциалу возможностей Я;

актуальная самооценка осуществляет коррекцию действий в процессе конкретной деятельности;

ретроспективная самооценка – это оценка достигнутых уровней развития, анализ выполненной работы, подведение итогов и прогноз последствий совершенных действий.
Самая распространенная типология самооценки:

адекватная самооценка,
соответствующая возможностям и достижениям человека;

заниженная самооценка, которая проявляется в излишней и необоснованной самокритичности, недовольством своим внешним видом или
поступками, боязнью выступать на публике, неумении отказывать людям, излишней обидчивости, боязни допустить ошибку или не справиться с чем-то и др.

завышенная самооценка – это искаженное представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Следует учитывать, что одна из характеристик Я-концепции – динамичное развитие. Следовательно, самооценка меняется в зависимости от изменения идентичности. Так, американский психолог Э. Эриксон описал 8 стадий развития личности в зависимости от возраста. Это еще один фактор, которые следует учитывать при исследовании феномена самооценки.
Рис. 2 Эго-концепция Э. Эриксона
Ученые, занимающиеся изучением причин нарушения самооценки, разработали еще одну типологию самооценки. в теме 1 уже была описана классификация самооценки Н. Брандена, который выделил два типа самооценки:

«генуинная» (подлинная) – формируются в условиях, в которых воспитывается индивид;

«псевдосамооценка», которая основывается на экстернальных источниках, подпитывающихся такими паттернами, как восхищение или одобрение окружающих людей, определенный социальный статус, физическая привлекательность и иные внешние факторы
Отечественный психолог Б.С. Братусь разработал трехкомпонентную модель самооценки, в которой поведение человека определяется динамикой изменений отношения к себе в пространстве трех осей координат: предсамооценки, уровня достижений и оценки других.
Предсамооценка, по мнению Б.С. Братуся, является генетическим предшественником самооценки и ее механизм воздействия обусловлен спецификой детско-родительских отношений, возникших в период раннего детства. При низкой предсамооценке уровень самооценки в большей степени будет определяться стимулами, которые поступают вместе с оценками окружающих в

зависимости от уровня достижений ребенка. Самооценка в таком случае поддается изменению или становится более гибкой.
При высокой предсамооценке возникает угроза несовпадения уровня притязаний и оценки результатов деятельности, что бессознательно воспринимается как неудача и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности.
Если повысить самооценку не удается или для ее повышения нет ресурсов, то субъект начинает прибегать к тактике избегания неудачи. Это, в свою очередь, приводит к упрощению форм существования и последующей социальной дезадаптации.
Существуют несколько вариантов поведения субъекта в трехмерном пространстве самооценки.
Если предсамооценка равна самооценке «принца» или самооценке «парии», то появляется нечувствительность субъекта к опыту. В этом случае включаются защитные механизмы, которые будут вытеснять, игнорировать или особым образом интерпретировать информацию, вступающую в противоречие с самооценкой.
Если предсамооценка неустойчива, то самооценка субъекта будет отождествляться с оценками окружающих, сигнализирующих об эффективности выполняемой деятельности. В этом случае самосознание человека будет полностью зависеть от внешнего влияния или внешних оценок. Опасность такого варианта поведения – конформизм, зависимость от предписаний референтной группы, неустойчивое эго.
Если предсамооценка выше уровня достижений и оценки других, то самооценка субъекта будет стремиться к росту, увеличивая уровень достижений.
Однако, если личностный ресурс человека ограничен и отсутствует возможность повысить уровень достижений, возникает риск общей неудовлетворенности и разочарования в себе. Возможен вариант ухода от оценочных стандартов посредством асоциальных форм поведения или более мягкие формы психологических защит, такие как уход в мир «безоценочных» фанатичных увлечений театром, музыкой и различного типа хобби.
Если предсамооценка ниже уровня достижений и оценки окружающих, то самооценка будет повышаться по мере возрастания уровня достижений и изменения внешних оценок. Человек в одном случае может быть излишне осторожным, не очень уверенным или консервативным, в другом – стремиться к власти и подчинять себе других.
Вопрос 3. Методы исследования психологии самооценки
Проблема диагностики самооценки входит в более широкую область психологического знания – психодиагностику индивидуального сознания и самосознания.
В психологии разработано достаточно большое число разнообразных методов диагностики самооценки в целом и ее отдельных составляющих в частности. Каждый метод, методика, методический прием исследования имеет как достоинства, так и недостатки, а также наиболее оптимальную сферу применения.
Методы исследования самооценки были разделены на прямые, косвенные, экспериментальные и психосемантические.
К прямым методам исследования относятся прежде всего самоописание и самоотчет, которые могут быть как свободными, так и стандартизированными. В их основе – допущение о том, что получаемый от испытуемого самоотчет может адекватно отражать его представление о себе.
Указанные методы исследования отличаются прямым типом измерения и вербальным характером ответов. Например, в методиках типа «свободного самоописания» испытуемый отвечает на вопрос: «Кто я?». Обработка данных