Файл: Оценка понимания и факторы успешной работы с информацией в деятельности психолога Психология самооценки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. В ней можно выделить реальную и идеальную составляющие.
Реальная профессиональная концепция себя – это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.
Рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого в общем и парциальном аспекте и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями.
Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Развитие самооценочной активности и
самооценочного мышления в
профессиональной деятельности
Психология самооценки
Цель изучения темы:
формирование системного подхода к развитию самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.
Задачи темы:
получить представление о концепции стремления к компетентности;
освоить информацию о социально-психологических факторах, влияющих на качество самооценочного мышления;
овладеть информацией о механизмах формирования адекватной самооценки на разных этапах обучения и профессионального становления;
иметь представление об особенностях формирования персонального SWOT- анализа.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
особенности формирования компетентности;
социально-психологические факторы, влияющие на качество самооценочного мышления;
механизмах формирования адекватной самооценки;
формировании персонального SWOT-анализа.
Уметь:
осуществлять анализ социально-психологических факторов, влияющих на качество самооценочного мышления;
выражать собственное критическое мнение о механизме формирования адекватной самооценки.
Владеть:
опытом применения знания при формировании собственного подхода к формированию адекватной самооценки;
опытом применения знания о механизмах формирования адекватного самооценивания в профессиональной деятельности.
Учебные вопросы темы:
1. Концепция стремления к компетентности.
2. Социально-психологические факторы, влияющие на качество самооценочного мышления.
3. Механизм формирования адекватной самооценки на разных этапах обучения и профессионального становления.
4. Персональный SWOT-анализ.
Вопрос 1. Концепция стремления к компетентности
Компетентность – это одно из ключевых понятий психологии управления.
Это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Понятие компетентности содержит различные взаимосвязанные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально- перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.
В фокусе нашего внимания находится вопрос взаимосвязи компетенции и самооценки. И первый вопрос, который мы рассмотрим в данной теме – это процесс формирования компетенции. Возрастная психология дает ответ по поставленный вопрос.
У ребенка в его субъективной картине мира очень рано формируется компетентностная модель, внутри которой он пробует оценивать себя. С ростом умений устанавливать отношения с другими людьми формируется социальная компетентность. У ребенка в процессе оценивания себя по критерию «что я умею или не умею делать», подражания взрослым формируется физическая компетентность. Когнитивная компетентность формируется в результате развития способностей решать проблемы и достигать поставленные цели.
Вместе с развитием компетентности в структуре личности формируется нравственно-этическая составляющая, которая вырастает из ответов ребенка на вопрос «хороший ли я?». На основе полученных подкреплений со стороны взрослых или сверстников создается обобщенный «образ Я» – отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. У ребенка в раннем детстве, когда отношение к нему родителей и их оценки играют ключевую роль, создаются неосознаваемые установки. С возрастом критерии самооценки у ребенка дифференцируются, становятся зависимыми от уровня притязаний и от степени трудности целей, которые ставят перед ним.
Компетенция формируется в течении всей жизни человека, и этот процесс связан с двумя компонентами:
оценкой внутренней или внешней своих личностных качеств, способностей, умений и т.д.,
стремлением к самопреобразованию – естественной потребности и ребенка, и взрослого, поскольку человек стремится к изменению линии своего поведения, а, следовательно, и перестройке самооценки.
При этом возникает проблема соответствия между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
Отечественные и западные исследователи в области психологии управления указывают на формирование самооценки как индивидуального свойства личности, обеспечивающего компетентность. То есть самооценка как процесс, механизм обеспечивает формирование компетентности в определённой области.
Анализ исследований, в которых самооценка представлена в качестве составляющей какой-либо компетентности, приводит к мысли, что самооценка может рассматриваться как самооценочная компетенция – способность самостоятельно оценивать совокупности смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов
реальной действительности, необходимого для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Таким образом, самооценка в профессиональной деятельности, может быть отнесена к уровню ключевых компетенций. Поскольку, самооценка и отражает, и обеспечивает чувство собственной компетентности, способствующей оптимизации деятельности, внутренней гармоничности отдельных компонентов личности, степени их устойчивости, возникает необходимость определения самооценочной компетентности как особого свойства личности, выражающегося в обладании самооценочной компетенцией, включающей информацию о себе, в том числе и как субъекте собственной деятельности, его личную оценку в соотношении с иерархией внутренних ценностей и с соответствии с оценками, полученными со стороны.
Еще один аспект вопроса соотношения компетентности и самооценки – интеграция знаний и навыков. Роберт Стернберг в своей концепции практического интеллекта компетентность трактует не просто как обладание знаниями, но как возможность их гибкого применения. Например, измеряемые различными психологическими тестами аналитические, творческие и практические способности человека могут рассматриваться как формы развиваемой компетентности. Эти способности нужны при решении различных жизненных проблем. Формы приобретаемого опыта, пишет Стернберг, входящие в понятие
«практический интеллект» и влияющие на интеллектуальную деятельность индивида в целом, определяют и меру его компетентности. Понятие «практический интеллект» связано с понятием «социальная компетентность субъекта», которую определяют как «высший уровень социальной активности, в ходе которой происходит процесс освоения и развития социальной действительности». Сегодня в отечественной психологии многоуровневая модель социальной компетентности рассматривается как способность к интеграции знаний и навыков с последующим их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды.
Таблица 1.
Согласно последним исследованиям, в связи с изменением экономики и развитием информационных технологий 93 % работодателей находятся в поле поиска людей с ярко выраженными «мягкими» навыками (sofr-skills). Поиск исполнителей с высоким IQ (hard-skills) заменили запросом на поиск людей с высоким эмоциональным интеллектом (EQ), обладающих высоким самосознанием и самоконтролем; развитой социальной чуткостью и эмпатией; способных
Таким образом, самооценка в профессиональной деятельности, может быть отнесена к уровню ключевых компетенций. Поскольку, самооценка и отражает, и обеспечивает чувство собственной компетентности, способствующей оптимизации деятельности, внутренней гармоничности отдельных компонентов личности, степени их устойчивости, возникает необходимость определения самооценочной компетентности как особого свойства личности, выражающегося в обладании самооценочной компетенцией, включающей информацию о себе, в том числе и как субъекте собственной деятельности, его личную оценку в соотношении с иерархией внутренних ценностей и с соответствии с оценками, полученными со стороны.
Еще один аспект вопроса соотношения компетентности и самооценки – интеграция знаний и навыков. Роберт Стернберг в своей концепции практического интеллекта компетентность трактует не просто как обладание знаниями, но как возможность их гибкого применения. Например, измеряемые различными психологическими тестами аналитические, творческие и практические способности человека могут рассматриваться как формы развиваемой компетентности. Эти способности нужны при решении различных жизненных проблем. Формы приобретаемого опыта, пишет Стернберг, входящие в понятие
«практический интеллект» и влияющие на интеллектуальную деятельность индивида в целом, определяют и меру его компетентности. Понятие «практический интеллект» связано с понятием «социальная компетентность субъекта», которую определяют как «высший уровень социальной активности, в ходе которой происходит процесс освоения и развития социальной действительности». Сегодня в отечественной психологии многоуровневая модель социальной компетентности рассматривается как способность к интеграции знаний и навыков с последующим их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды.
Таблица 1.
Согласно последним исследованиям, в связи с изменением экономики и развитием информационных технологий 93 % работодателей находятся в поле поиска людей с ярко выраженными «мягкими» навыками (sofr-skills). Поиск исполнителей с высоким IQ (hard-skills) заменили запросом на поиск людей с высоким эмоциональным интеллектом (EQ), обладающих высоким самосознанием и самоконтролем; развитой социальной чуткостью и эмпатией; способных
управлять отношениями и брать ответственность на себя. Развитие эмоционального интеллекта позволяет формировать адекватную самооценку, за счет осознание и принятия своих сильных и слабых сторон
Рисунок 1. Модель эмоционального интеллекта
В модели эмоционального интеллекта заложена универсальная способность человека принимать и перерабатывать информацию. Обладая эмоциональным интеллектом как способностью, человек может с помощью вербальных и невербальных сигналов доносить, получать, перерабатывать и актуализировать информацию. Эмоциональный интеллект является составляющей частью метанавыков, характеризующих уровень развития рефлексии.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
Рисунок 1. Модель эмоционального интеллекта
В модели эмоционального интеллекта заложена универсальная способность человека принимать и перерабатывать информацию. Обладая эмоциональным интеллектом как способностью, человек может с помощью вербальных и невербальных сигналов доносить, получать, перерабатывать и актуализировать информацию. Эмоциональный интеллект является составляющей частью метанавыков, характеризующих уровень развития рефлексии.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос 2. Социально-психологические факторы, влияющие на качество
самооценочного мышления
Специалисты в области психологии личности, социальной и возрастной психологии рассматривают компетентность как наиболее важный аспект формирования Я-концепции.
Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмет в содержание «Я-концепции» человека.
Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой. На уровне «Я-концепции» человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «Не умею».
Моделирование компетентности представляет одну из современных тенденций в области определения желательных качеств работника. Цель моделирования заключается в том, чтобы идентифицировать характеристику субъекта деятельности, которая будет отражать готовность персонала
самооценочного мышления
Специалисты в области психологии личности, социальной и возрастной психологии рассматривают компетентность как наиболее важный аспект формирования Я-концепции.
Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмет в содержание «Я-концепции» человека.
Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой. На уровне «Я-концепции» человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «Не умею».
Моделирование компетентности представляет одну из современных тенденций в области определения желательных качеств работника. Цель моделирования заключается в том, чтобы идентифицировать характеристику субъекта деятельности, которая будет отражать готовность персонала
осуществлять определенную деятельность, или будет соответствовать производственной культуре организации, например, Я-концепцию.
В этом контексте Я-концепция имеет несколько значений:
как некая неизменность, несмотря на развитие, «ядро», вкотором сосредоточена сущность человека;
как «хозяин», личность человека, который ответственен за его жизнь, контролирует поведение, мысли;
как психическая форма самоидентификации-индивидуализации человека на фоне окружающего мира и других людей;
как внутреннее сознание личностью самой себя.
Родственность всех перечисленных значений заключается в том, что за ними стоит одна реальность, выраженная одним именем Я.
Я-концепция, или образ Я, напрямую зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. Высокий уровень самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только в этом случае формируется целостная концепция «Я».
Чем глубже самосознание индивида, тем эффективнее он действует, поэтому расширение самосознания и дальнейшее его углубление в познании самого себя является условием успеха в труде, учебе, средством поддержания отношений с обществом.
В качестве компетенций, выступающих своеобразными гарантами эффективности, выступают глубинные качества, спрятанные в сердцевине личности:
психофизиологические свойства или особенности – являющиеся основой для наиболее качественного выполнения той или иной работы (например, скорость реакции для летчика, или эмоциональная устойчивость для менеджера, эмоциональная восприимчивость для социального работника);
мотивы, т.е. то, что нацеливает и придает знаниям и опыту действенный характер;
установки и ценности личности, составляющие Я-концепцию. Такая позиция также может быть представлена уровневой моделью (рис. 2)
Компетенции всегда содержат намерение, с помощью которого мотив или свойства будут работать на результат.
Рисунок 2. Уровневая модель
В этом контексте Я-концепция имеет несколько значений:
как некая неизменность, несмотря на развитие, «ядро», вкотором сосредоточена сущность человека;
как «хозяин», личность человека, который ответственен за его жизнь, контролирует поведение, мысли;
как психическая форма самоидентификации-индивидуализации человека на фоне окружающего мира и других людей;
как внутреннее сознание личностью самой себя.
Родственность всех перечисленных значений заключается в том, что за ними стоит одна реальность, выраженная одним именем Я.
Я-концепция, или образ Я, напрямую зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. Высокий уровень самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только в этом случае формируется целостная концепция «Я».
Чем глубже самосознание индивида, тем эффективнее он действует, поэтому расширение самосознания и дальнейшее его углубление в познании самого себя является условием успеха в труде, учебе, средством поддержания отношений с обществом.
В качестве компетенций, выступающих своеобразными гарантами эффективности, выступают глубинные качества, спрятанные в сердцевине личности:
психофизиологические свойства или особенности – являющиеся основой для наиболее качественного выполнения той или иной работы (например, скорость реакции для летчика, или эмоциональная устойчивость для менеджера, эмоциональная восприимчивость для социального работника);
мотивы, т.е. то, что нацеливает и придает знаниям и опыту действенный характер;
установки и ценности личности, составляющие Я-концепцию. Такая позиция также может быть представлена уровневой моделью (рис. 2)
Компетенции всегда содержат намерение, с помощью которого мотив или свойства будут работать на результат.
Рисунок 2. Уровневая модель
Смотрите также файлы
- Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
- Отчет по лабораторной работе 10 определение модуля упругости (модуля юнга) по деформации изгиба.docx
- Реферат по дисциплине Психология Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.docx