Файл: Анализ и совершенствование бизнеспроцессов организации закупок на примере предприятия ооо schaeffler rus.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики
Кафедра цифровой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Анализ и совершенствование бизнес-процессов организации закупок на примере предприятия ООО «Schaeffler RUS»»
Направление/специальность: 38.03.05 «Бизнес-информатика»
Направление (профиль/специализация): «Цифровая экономика»
Студентка 4 курса
Группы БИ-О-19/1
Старостина Ольга Максимовна ______________
Руководитель:
Сковиков Анатолий Геннадьевич ______________
г. Ульяновск, 2022
Содержание
Введение………………..……………………………………………………….…....3
Глава 1. Процессная организация деятельности предприятия…………………....5
-
Бизнес-процессы: сущность, характеристики и виды…......…..……………….5 -
Создание и формирование бизнес-процессов на предприятии……………….6 -
Описание и анализ бизнес-процессов на предприятии…………..……………8 -
Оптимизация и совершенствование бизнес-процессов предприятия….....…11
Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ООО «Schaeffler RUS»…….16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………......16
2.2 Общая структура Schaeffler Group……………………………………………..17
2.3 Организационная структура ООО «Schaeffler RUS»…………..……………..19
2.4 SAP – программа для управления бизнес-процессами…………….……….…21
Глава 3. Анализ и совершенствование бизнес-процессов организации закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS»………………………………………………24
3.1 Особенности управления логистическими процессами в закупках………....24
3.2 Цикл бизнес-процессов закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS».….26
3.3 Оптимизационная модель закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS»...31
Заключение…………………………………………………………….……………36
Список использованной литературы…………………………………….………..38
Введение
В современном мире деятельность компаний состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Например: прием заказа клиента, оформление входящего договора, согласование бюджета, доставка товара заказчику, начисление зарплаты сотрудникам и так далее.
Вполне очевидно, что производительность компаний в значительной степени определяется эффективностью реализации бизнес-процессов, включая их моделирование, описание и совершенствование. В связи с этим возникает необходимость формализации этих процессов, а также разработки методов и алгоритмов, позволяющих оперативно проверять идеи по изменению их структуры.
Актуальность темы работы обусловлена всевозрастающей ролью планирования и организации закупочной деятельности. Так как правильное и эффективное управление данными процессами является залогом получения максимальной прибыли при минимальных издержках.
Целью данной работы является анализ и совершенствование ключевых процессов закупочной деятельности предприятия ООО «Schaeffler RUS», а также разработка рекомендаций по управлению ими.
Исходя из цели, можно сформулировать задачи работы:
-
Выявить теоретические аспекты процессной организации деятельности предприятия и проанализировать их. -
Познакомиться с понятиями совершенствования бизнес-процессов. -
Определить основные методы оптимизации бизнес-процессов. -
Выявить особенности управления логистическими процессами в закупочной деятельности организации. -
Провести анализ организационно-экономической характеристики предприятия ООО «Schaeffler RUS». -
Провести диагностику основных и вспомогательных бизнес-процессов закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS» для их совершенствования. -
Выработать практические рекомендации по применению новой оптимизационной модели закупочной деятельности на предприятии ООО «Schaeffler RUS». -
Сделать выводы.
Объектом исследования является процессный подход к организации закупок, который рассматривает данную деятельность как набор бизнес-процессов.
Предметом исследования является их моделирование, описание, анализ, совершенствование и регламентация.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы. Первый раздел включает в себя определение теоретических характеристик процессного подхода: создание и формирование бизнес-процессов, описание и анализ, а также их оптимизация и совершенствование. Во втором разделе описывается общая и организационная структура предприятия ООО «Schaeffler RUS», а также приводится анализ его основных бизнес-процессов. Третий раздел представляет собой практическую часть в виде разработки новой оптимизационной модели закупочной деятельности в программе SAP. Раздел также включает в себя итоговые результаты работы и их анализ.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Бизнес-процессы: сущность, характеристики и виды
Формируя представление о предприятии как о бизнес-системе, прежде всего ориентируются на процессы его хозяйственной деятельности как на главные объекты управления.
Такой переход от детализации функций к интеграции деятельности привел к формированию новой концепции управления – процессному управлению.
Процессный подход к управлению – это делегирование полномочий и ответственности через бизнес-процессы, которые преобразуют ресурсы в результаты. То есть под данным подходом понимается ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы. При этом системы качества предприятия обеспечивают качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационной структуры.
Бизнес-процесс – это комплекс мероприятий, совокупность разных видов деятельности, направленных на создание максимально ценного для потребителя продукта или услуги, а также на оптимизацию работы компании в целом.
Бизнес-процессы часто представляют собой комбинацию ключевых, управляющих и поддерживающих процессов. Ключевые процессы, процессы создания стоимости, объединяют задания и работу для выполнения требований клиента с применением основных производственных компетенций. К ним относятся: обработка и выполнение заказа, проектирование и дизайн продукта, производство и монтаж. Управляющие процессы содержат в себе задачи и деятельность, направленные на долгосрочное развитие и реализацию целей компании. К ним относятся: долгосрочное или инвестиционное планирование, стратегическое развитие компании. Поддерживающие процессы включают в себя необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, но не приводящие к непосредственной ценности для клиента. К ним относятся: техническое обслуживание, логистика, административные процессы.
Каждый бизнес-процесс включает целый ряд характеристик:
-
название и цель – чаще всего объединены – например, процесс закупок; -
владельцы или исполнители – лица, которые отвечают за результат – например, директор по закупкам; -
ресурсы – требуются на любом из этапов – например, оборотные средства предприятия; -
вход – ресурсы, которые после преобразуется во что-то новое – например, перечень необходимых для закупки товаров; -
выход – готовый продукт – например, полученные на склад товары.
Кроме того, существуют четыре уровня бизнес-процессов:
-
1-й уровень – внешние процессы – например, процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети;
-
2-й уровень – внутренние процессы – например, процесс закупок на предприятии; -
3-й уровень – внутриструктурные процессы – например, разработка заказа в отделе закупок; -
4-й уровень – процессы, сопровождающие выполнение задач конкретной организационной структуры – например, согласование сроков поставки заказа сотрудником.
1.2 Создание и формирование бизнес-процессов на предприятии
Понимание процессов хозяйственной деятельности организации как главных объектов управления тесно связано с вопросом их идентификации, где определяющей является структура правил построения бизнес-процессов.
В связи с этим выделяют несколько основных принципов формирования бизнес-процессов:
-
принцип наличия входа или выхода бизнес-процесса – отсутствие их не позволяет говорить о процессе, поскольку не будет реализовываться его фундаментальная особенность – преобразование ресурсов; -
принцип наличия поставщика бизнес-процесса – наличие поставщика ресурсов, необходимых для осуществления процесса; -
принцип наличия клиента бизнес-процесса – отражает главную цель процесса – удовлетворение требований потребителей и клиентов; -
принцип наличия границ бизнес-процесса – существование точек, в которых процесс начинается, заканчивается или соприкасается с другими процессами; -
принцип взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов – позволяет представить общую картину деятельности и допустить фрагментацию или интеграцию при управлении ими; -
принцип измеримости и управляемости бизнес-процесса – существование параметров, отражающих его функционирование, которые имеют качественные и количественные характеристики.
А само создание бизнес-процессов предполагает структуризацию всего, что задействовано в ходе достижения определенной цели – ресурсов, технологий, сроков, информационной составляющей или пространства.
Для этого нужно пройти 4 шага:
Шаг 1. Проанализировать текущие бизнес-процессы и разработать для каждого из них описание. На первоначальном этапе важно провести оценку именно текущих процессов. Так становится возможным определить, где происходит дублирование одних и тех же действий разными структурными подразделениями, а также поставить определенные задачи и назначить оптимизационные меры.
Шаг 2. Разработать модель в формате «как есть» (от английского «as is»), которая демонстрирует текущие бизнес-процессы, которые нужно изучить и описать. Она строится следующим образом:
-
собрать команду специалистов, которые задействованы в конкретном бизнес-процессе; -
собрать все необходимое для входа – информацию о ресурсах, мощностях, требованиях к качеству, времени обработки и исполнения заказов, а также обозначить конечный результат; -
сформулировать этапы описания на основании собранных данных в ходе интервью с работниками; -
отобразить результаты в виде описания или графической нотации.
Шаг 3. Построить модель в формате «как должно быть» (от английского «to be»), которая создается исходя из анализа предыдущей модели, если нынешние бизнес-процессы оказываются неэффективными и несовершенными, а также разработать обновленный бизнес-процесс.
Шаг 4. Управлять бизнес-процессами, то есть осуществлять системный подход к проведению мероприятий по их оптимизации, повышению точности и скорости выполнения. Можно выделить 4 этапа управления ими:
-
моделирование – предполагает выявление и описание бизнес-процессов с разграничением зон ответственности лиц, на которых возложено управление; -
исполнение – работники выполняют свои обязанности в соответствии с поставленными задачами; -
контроль – действия подчинённых строго контролируются, ежедневно отслеживается выполнение плана; -
улучшение – анализируется результат бизнес-процесса, выявляются слабые стороны и на базе этого проводится оптимизация для улучшения результатов в следующих циклах.
1.3 Описание и анализ бизнес-процессов на предприятии
Грамотно проанализированные и описанные бизнес-процессы являются основой для их успешного функционирования и взаимодействия, а значит и для самого предприятия.
Анализ бизнес-процессов предприятия – это совокупность методов и приёмов для систематического получения информации о текущем состоянии бизнес-процесса, выявлении его сильных и слабых сторон, а также поиск путей для его улучшения. То есть основная цель заключается в повышении эффективности деятельности компании путём поиска и усиления её слабых сторон и постоянного совершенствования работы бизнес-процессов.
Описание бизнес-процессов предприятия – это объективное изложение определенных действий, которые должны выполнять сотрудники компании для выполнения поставленных задач.