Файл: Анализ и совершенствование бизнеспроцессов организации закупок на примере предприятия ооо schaeffler rus.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики

Кафедра цифровой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Анализ и совершенствование бизнес-процессов организации закупок на примере предприятия ООО «Schaeffler RUS»»

Направление/специальность: 38.03.05 «Бизнес-информатика»

Направление (профиль/специализация): «Цифровая экономика»

Студентка 4 курса

Группы БИ-О-19/1

Старостина Ольга Максимовна ______________

Руководитель:

Сковиков Анатолий Геннадьевич ______________

г. Ульяновск, 2022

Содержание

Введение………………..……………………………………………………….…....3

Глава 1. Процессная организация деятельности предприятия…………………....5

    1. Бизнес-процессы: сущность, характеристики и виды…......…..……………….5

    2. Создание и формирование бизнес-процессов на предприятии……………….6

    3. Описание и анализ бизнес-процессов на предприятии…………..……………8

    4. Оптимизация и совершенствование бизнес-процессов предприятия….....…11

Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ООО «Schaeffler RUS»…….16

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………......16

2.2 Общая структура Schaeffler Group……………………………………………..17

2.3 Организационная структура ООО «Schaeffler RUS»…………..……………..19

2.4 SAP – программа для управления бизнес-процессами…………….……….…21

Глава 3. Анализ и совершенствование бизнес-процессов организации закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS»………………………………………………24

3.1 Особенности управления логистическими процессами в закупках………....24

3.2 Цикл бизнес-процессов закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS».….26

3.3 Оптимизационная модель закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS»...31

Заключение…………………………………………………………….……………36

Список использованной литературы…………………………………….………..38

Введение

В современном мире деятельность компаний состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Например: прием заказа клиента, оформление входящего договора, согласование бюджета, доставка товара заказчику, начисление зарплаты сотрудникам и так далее.

Вполне очевидно, что производительность компаний в значительной степени определяется эффективностью реализации бизнес-процессов, включая их моделирование, описание и совершенствование. В связи с этим возникает необходимость формализации этих процессов, а также разработки методов и алгоритмов, позволяющих оперативно проверять идеи по изменению их структуры.


Актуальность темы работы обусловлена всевозрастающей ролью планирования и организации закупочной деятельности. Так как правильное и эффективное управление данными процессами является залогом получения максимальной прибыли при минимальных издержках.

Целью данной работы является анализ и совершенствование ключевых процессов закупочной деятельности предприятия ООО «Schaeffler RUS», а также разработка рекомендаций по управлению ими.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи работы:

  1. Выявить теоретические аспекты процессной организации деятельности предприятия и проанализировать их.

  2. Познакомиться с понятиями совершенствования бизнес-процессов.

  3. Определить основные методы оптимизации бизнес-процессов.

  4. Выявить особенности управления логистическими процессами в закупочной деятельности организации.

  5. Провести анализ организационно-экономической характеристики предприятия ООО «Schaeffler RUS».

  6. Провести диагностику основных и вспомогательных бизнес-процессов закупок на предприятии ООО «Schaeffler RUS» для их совершенствования.

  7. Выработать практические рекомендации по применению новой оптимизационной модели закупочной деятельности на предприятии ООО «Schaeffler RUS».

  8. Сделать выводы.

Объектом исследования является процессный подход к организации закупок, который рассматривает данную деятельность как набор бизнес-процессов.

Предметом исследования является их моделирование, описание, анализ, совершенствование и регламентация.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы. Первый раздел включает в себя определение теоретических характеристик процессного подхода: создание и формирование бизнес-процессов, описание и анализ, а также их оптимизация и совершенствование. Во втором разделе описывается общая и организационная структура предприятия ООО «Schaeffler RUS», а также приводится анализ его основных бизнес-процессов. Третий раздел представляет собой практическую часть в виде разработки новой оптимизационной модели закупочной деятельности в программе SAP. Раздел также включает в себя итоговые результаты работы и их анализ.

ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Бизнес-процессы: сущность, характеристики и виды

Формируя представление о предприятии как о бизнес-системе, прежде всего ориентируются на процессы его хозяйственной деятельности как на главные объекты управления.



Такой переход от детализации функций к интеграции деятельности привел к формированию новой концепции управления – процессному управлению.

Процессный подход к управлению – это делегирование полномочий и ответственности через бизнес-процессы, которые преобразуют ресурсы в результаты. То есть под данным подходом понимается ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы. При этом системы качества предприятия обеспечивают качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационной структуры.

Бизнес-процесс – это комплекс мероприятий, совокупность разных видов деятельности, направленных на создание максимально ценного для потребителя продукта или услуги, а также на оптимизацию работы компании в целом.

Бизнес-процессы часто представляют собой комбинацию ключевых, управляющих и поддерживающих процессов. Ключевые процессы, процессы создания стоимости, объединяют задания и работу для выполнения требований клиента с применением основных производственных компетенций. К ним относятся: обработка и выполнение заказа, проектирование и дизайн продукта, производство и монтаж. Управляющие процессы содержат в себе задачи и деятельность, направленные на долгосрочное развитие и реализацию целей компании. К ним относятся: долгосрочное или инвестиционное планирование, стратегическое развитие компании. Поддерживающие процессы включают в себя необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, но не приводящие к непосредственной ценности для клиента. К ним относятся: техническое обслуживание, логистика, административные процессы.
Каждый бизнес-процесс включает целый ряд характеристик:

  • название и цель – чаще всего объединены – например, процесс закупок;

  • владельцы или исполнители – ­­лица, которые отвечают за результат – например, директор по закупкам;

  • ресурсы ­– требуются на любом из этапов – например, оборотные средства предприятия;

  • вход – ресурсы, которые после преобразуется во что-то новое – например, перечень необходимых для закупки товаров;

  • выход – готовый продукт – например, полученные на склад товары.

Кроме того, существуют четыре уровня бизнес-процессов:

  • 1-й уровень – внешние процессы – например, процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети;


  • 2-й уровень – внутренние процессы – например, процесс закупок на предприятии;

  • 3-й уровень – внутриструктурные процессы – например, разработка заказа в отделе закупок;

  • 4-й уровень – процессы, сопровождающие выполнение задач конкретной организационной структуры – например, согласование сроков поставки заказа сотрудником.


1.2 Создание и формирование бизнес-процессов на предприятии

Понимание процессов хозяйственной деятельности организации как главных объектов управления тесно связано с вопросом их идентификации, где определяющей является структура правил построения бизнес-процессов.

В связи с этим выделяют несколько основных принципов формирования бизнес-процессов:

  • принцип наличия входа или выхода бизнес-процесса – отсутствие их не позволяет говорить о процессе, поскольку не будет реализовываться его фундаментальная особенность – преобразование ресурсов;

  • принцип наличия поставщика бизнес-процесса – наличие поставщика ресурсов, необходимых для осуществления процесса;

  • принцип наличия клиента бизнес-процесса – отражает главную цель процесса – удовлетворение требований потребителей и клиентов;

  • принцип наличия границ бизнес-процесса – существование точек, в которых процесс начинается, заканчивается или соприкасается с другими процессами;

  • принцип взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов – позволяет представить общую картину деятельности и допустить фрагментацию или интеграцию при управлении ими;

  • принцип измеримости и управляемости бизнес-процесса – существование параметров, отражающих его функционирование, которые имеют качественные и количественные характеристики.

А само создание бизнес-процессов предполагает структуризацию всего, что задействовано в ходе достижения определенной цели – ресурсов, технологий, сроков, информационной составляющей или пространства.

Для этого нужно пройти 4 шага:

Шаг 1. Проанализировать текущие бизнес-процессы и разработать для каждого из них описание. На первоначальном этапе важно провести оценку именно текущих процессов. Так становится возможным определить, где происходит дублирование одних и тех же действий разными структурными подразделениями, а также поставить определенные задачи и назначить оптимизационные меры.

Шаг 2. Разработать модель в формате «как есть» (от английского «as is»), которая демонстрирует текущие бизнес-процессы, которые нужно изучить и описать. Она строится следующим образом:


  • собрать команду специалистов, которые задействованы в конкретном бизнес-процессе;

  • собрать все необходимое для входа – информацию о ресурсах, мощностях, требованиях к качеству, времени обработки и исполнения заказов, а также обозначить конечный результат;

  • сформулировать этапы описания на основании собранных данных в ходе интервью с работниками;

  • отобразить результаты в виде описания или графической нотации.

Шаг 3. Построить модель в формате «как должно быть» (от английского «to be»), которая создается исходя из анализа предыдущей модели, если нынешние бизнес-процессы оказываются неэффективными и несовершенными, а также разработать обновленный бизнес-процесс.

Шаг 4. Управлять бизнес-процессами, то есть осуществлять системный подход к проведению мероприятий по их оптимизации, повышению точности и скорости выполнения. Можно выделить 4 этапа управления ими:

  • моделирование – предполагает выявление и описание бизнес-процессов с разграничением зон ответственности лиц, на которых возложено управление;

  • исполнение – работники выполняют свои обязанности в соответствии с поставленными задачами;

  • контроль – действия подчинённых строго контролируются, ежедневно отслеживается выполнение плана;

  • улучшение – анализируется результат бизнес-процесса, выявляются слабые стороны и на базе этого проводится оптимизация для улучшения результатов в следующих циклах.


1.3 Описание и анализ бизнес-процессов на предприятии

Грамотно проанализированные и описанные бизнес-процессы являются основой для их успешного функционирования и взаимодействия, а значит и для самого предприятия.

Анализ бизнес-процессов предприятия – это совокупность методов и приёмов для систематического получения информации о текущем состоянии бизнес-процесса, выявлении его сильных и слабых сторон, а также поиск путей для его улучшения. То есть основная цель заключается в повышении эффективности деятельности компании путём поиска и усиления её слабых сторон и постоянного совершенствования работы бизнес-процессов.

Описание бизнес-процессов предприятия – это объективное изложение определенных действий, которые должны выполнять сотрудники компании для выполнения поставленных задач.