Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от вида субъектов, занимающихся правоприменительной деятельностью, индивидуальные акты подразделяются на акты органов законодательной власти; органов исполнительной власти; судебных, репрессивных и надзорных органов; органов местного самоуправления: издаваемые администрацией предприятий и учреждений и др.

Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов. Они широко используются для более глубокого изучения и совершенствования как самих этих актов, так и правоприменительной практики в целом.


  1. Теория и практика систематизации законодательства.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (см. п. 12.2);

инкорпорация законодательства - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (см. п. 12.3);

консолидация законодательства - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (см. п. 12.4);

кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (см. п. 12.5).

1. Учет нормативных актов

Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов.


Кроме того, такой учет необходим:

  • для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов;

  • для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу;

  • для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов;

  • для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Основные принципы организации учета законодательства:

  • полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

  • достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты;

  • удобства пользования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Различают следующие виды учета законодательства:


В целом под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм или нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств и признаков, не присущих правовым институтам. Так, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.

Отрасль регулирует обширную сферу общественных отношений и в отличие от института содержит исчерпывающий набор юридических средств и методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями являются авторское право и наследственное право.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права - сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.
Система права


Институт права

Подотрасль права

Отрасль права

Совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений

Совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права

Совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования

В трудовом праве - институт охраны труда; в конституционном - институт гражданства; в гражданском - институт купли-продажи и т.д.

В гражданском праве подотрасль "обязательственное право" объединяет ряд правовых институтов, таких как институт поставки, мены, подряда и др.

Конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.



По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.
Виды институтов права


Основания для классификации

Наименование видов

Их сущность

По сферам распространения

Отраслевые

Сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходит за рамки одной отрасли права (например, в уголовно-процессуальном праве институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого)




Межотраслевые

Существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права

По правовому характеру

Материальные

Регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод




Процессуальные

Регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т.п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав

По выполняемым функциям

Регулятивные

Регулируют соответствующие общественные отношения




Учредительные

Закрепляют правовой статус субъекта общественных отношений




Охранительные

Охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают от пагубного воздействия с чьей-либо стороны

По внутренней структуре

Простые

Не содержат в себе каких-либо внутренних образований




Сложные

Имеют в составе мелкие самостоятельные элементы - субинституты



Отрасль права характеризуется:


Предметом правового регулирования - общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами

Методом правового регулирования - различными способами правового воздействия государства на общественные отношения


Публичное и частное право
В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и частное право, вытекающее из природы между личностью и государством.

Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы. Как утверждал древнеримский юрист Ульпиан, публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Соответственно, публичное право - это область государственных дел, а частное право - сфера частных дел.


Линии сравнения

Публичное право

Частное право

Интересы, которые обеспечивает

Общественные, государственные

Личные

Предмет правового регулирования

Неимущественные отношения

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчиненность и координация действий участников правовых правоотношений. Императивный (субординационный) метод: вертикально-властная связь между субъектами общественных отношений

Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Диспозиционный (координационный) метод: горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений

Состав участников

Государственные органы власти; частные лица и государство

Частные лица (физические и юридические)

Состав отраслей права

Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т.д.

Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право и т.д.

Сущность

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления

Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц