Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права.
Материальные отрасли - конституционное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие регулируют права и обязанности субъектов.
Процессуальные отрасли - уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и гражданско-процессуальное право - устанавливают порядок рассмотрения уголовных, административных и гражданских дел.
Связь материальных и процессуальных отраслей права является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права - это своего рода наднациональная отрасль права.
Если попытаться обрисовать систему права России, то это можно сделать следующим образом.
Во-первых, открывает систему базовая, фундаментальная ведущая отрасль - конституционное (государственное) право РФ. Эта отрасль закладывает основы правового регулирования в России и обусловливает все остальные отрасли российского права.
Во-вторых, группа профилирующих отраслей права, куда входят три материальных (административное, гражданское и уголовное) и три процессуальных отрасли.
В-третьих, группа специальных отраслей (то есть имеющих кодексы) - семейные, трудовые, таможенные, налоговое право и т.д.
В-четвертых, группа комплексных отраслей, не имеющих единого кодифицированного акта, таких как экологическое, муниципальное, морское и т.д.
Основные отрасли системы российского права
Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти | Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право |
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т.д.) | Уголовное право - отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться |
Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д. | Уголовно-процессуальное право - отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам |
Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т.е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов | Гражданское процессуальное право - отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам |
Трудовое право - отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время для отдыха |
-
Источники права Российской Федерации.
В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.
Как уже было сказано, правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством. Обычай выступает основным источником права в древнеазиатском, античном и феодальном обществах. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является "Русская Правда" - юридический памятник XI - XII веков.
Сегодня правовой обычай - это правило поведения, к которому осуществляется отсылка, текстуально в законе оно не закрепляется. Нередко в правовых системах наряду с правовым обычаем используется понятие "обыкновение". Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения.
В тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
В настоящее время из всех деловых обыкновений российский законодатель особо выделяет деловые обычаи или обычаи делового оборота. В ст. 5 Гражданского кодекса РФ установлено: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ. В законодательстве России используется и другой термин - торговый обычай. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе, хотя нередко такие документы имеются. В Российской Федерации публиковались сборники обычаев многих морских портов и обычаи внешней торговли.
Вторым, по степени возрастания важности, источником российского права является договор нормативного содержания. Это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Они широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Необходимо отличать договор как источник права от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи, залога, найма и т.д.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.
Еще раз подчеркнем, что для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Таковыми являются федеративный договор, заключенный субъектами РФ, договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.
В качестве основной формы права нормативный договор выступает в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договор, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств. Это принцип воспринят и Конституцией РФ (ст. 15).
Однако не следует забывать, что, как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативно-правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в России.
В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:
Конституция Российской Федерации |
Федеральные законы: - федеральные конституционные законы; - текущие (обычные) федеральные законы |
Указы Президента Российской Федерации |
Постановления Правительства Российской Федерации |
Нормативные акты министерств и ведомств |
Особую группу в этой системе образуют:
Международные договоры Российской Федерации |
Нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
Нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды.
Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:
Основания для классификации | Виды актов |
По органу, издавшему акт | - Акты парламента - Акты президента - Акты правительства - Акты органов исполнительной власти - Акты государственных органов субъектов Федерации - Акты органов местного самоуправления |
По юридической силе акта | - Законы - Подзаконные акты |
По субъектам правотворчества | - Акты, принятые на референдуме - Акты органов государственной власти - Акты иных общественных организаций - Совместные акты |
В зависимости от территории действия акта | - Общефедеральные акты - Акты субъектов Федерации - Акты муниципальных образований - Локальные акты (акты, имеющие хождение в пределах предприятия, организации, учреждения) |
По сфере действия акта | - Акты общего действия (охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов) - Акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов, направлены на более глубокое их исследование) - Локальные акты (применяются в узкоспециализированных сферах человеческого общежития) |
В зависимости от срока действия акта | - Акты неопределенно-длительного действия (используются до тех пор, пока не будут отменены каким-нибудь новым нормативным актом) - Акты временного действия (принимаются в связи с необходимостью решения наиболее важных и не требующих отлагательства вопросов; прекращают свое действие по разрешению вопроса, в связи с которым они были приняты) |
В зависимости от предмета правового регулирования | - Конституционные акты - Административные акты - Уголовные акты - Гражданские акты и т.д. |
Закон Российской Федерации - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
По своей юридической силе законы подразделяются на следующие виды:
Наименование видов | Их сущность | Примеры |
Конституция | Основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти | Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ |
Федеральные конституционные законы | Принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией | Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п. |
Федеральные законы (текущие или обычные) | Акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества | Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т.п. |
Законы субъектов Федерации | Издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию | Закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п. |
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
Наименование видов | Их сущность |
Указы Президента РФ | Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место |
Постановления Правительства РФ | Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ |
Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти | Принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры |
Решения и постановления местных органов государственной власти | Принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами |
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления | Принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др. |
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов | Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. |
Локальные нормативные акты | Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка) |