Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли - конституционное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие регулируют права и обязанности субъектов.

Процессуальные отрасли - уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и гражданско-процессуальное право - устанавливают порядок рассмотрения уголовных, административных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права - это своего рода наднациональная отрасль права.

Если попытаться обрисовать систему права России, то это можно сделать следующим образом.

Во-первых, открывает систему базовая, фундаментальная ведущая отрасль - конституционное (государственное) право РФ. Эта отрасль закладывает основы правового регулирования в России и обусловливает все остальные отрасли российского права.

Во-вторых, группа профилирующих отраслей права, куда входят три материальных (административное, гражданское и уголовное) и три процессуальных отрасли.

В-третьих, группа специальных отраслей (то есть имеющих кодексы) - семейные, трудовые, таможенные, налоговое право и т.д.

В-четвертых, группа комплексных отраслей, не имеющих единого кодифицированного акта, таких как экологическое, муниципальное, морское и т.д.
Основные отрасли системы российского права


Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т.д.)

Уголовное право - отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться

Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовно-процессуальное право - отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам

Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т.е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов

Гражданское процессуальное право - отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам

Трудовое право - отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время для отдыха





  1. Источники права Российской Федерации.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

Как уже было сказано, правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством. Обычай выступает основным источником права в древнеазиатском, античном и феодальном обществах. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является "Русская Правда" - юридический памятник XI - XII веков.

Сегодня правовой обычай - это правило поведения, к которому осуществляется отсылка, текстуально в законе оно не закрепляется. Нередко в правовых системах наряду с правовым обычаем используется понятие "обыкновение". Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения.

В тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений российский законодатель особо выделяет деловые обычаи или обычаи делового оборота. В ст. 5 Гражданского кодекса РФ установлено: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ. В законодательстве России используется и другой термин - торговый обычай. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе, хотя нередко такие документы имеются. В Российской Федерации публиковались сборники обычаев многих морских портов и обычаи внешней торговли.

Вторым, по степени возрастания важности, источником российского права является договор нормативного содержания. Это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Они широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Необходимо отличать договор как источник права от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи, залога, найма и т.д.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.



Еще раз подчеркнем, что для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Таковыми являются федеративный договор, заключенный субъектами РФ, договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.

В качестве основной формы права нормативный договор выступает в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договор, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств. Это принцип воспринят и Конституцией РФ (ст. 15).

Однако не следует забывать, что, как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативно-правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в России.

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:


Конституция Российской Федерации

Федеральные законы:

- федеральные конституционные законы;

- текущие (обычные) федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации

Нормативные акты министерств и ведомств



Особую группу в этой системе образуют:


Международные договоры Российской Федерации

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации


Нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды.
Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:


Основания для классификации

Виды актов

По органу, издавшему акт

- Акты парламента

- Акты президента

- Акты правительства

- Акты органов исполнительной власти

- Акты государственных органов субъектов Федерации

- Акты органов местного самоуправления

По юридической силе акта

- Законы

- Подзаконные акты

По субъектам правотворчества

- Акты, принятые на референдуме

- Акты органов государственной власти

- Акты иных общественных организаций

- Совместные акты

В зависимости от территории действия акта

- Общефедеральные акты

- Акты субъектов Федерации

- Акты муниципальных образований

- Локальные акты (акты, имеющие хождение в пределах предприятия, организации, учреждения)

По сфере действия акта

- Акты общего действия (охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов)

- Акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов, направлены на более глубокое их исследование)

- Локальные акты (применяются в узкоспециализированных сферах человеческого общежития)

В зависимости от срока действия акта

- Акты неопределенно-длительного действия (используются до тех пор, пока не будут отменены каким-нибудь новым нормативным актом)

- Акты временного действия (принимаются в связи с необходимостью решения наиболее важных и не требующих отлагательства вопросов; прекращают свое действие по разрешению вопроса, в связи с которым они были приняты)

В зависимости от предмета правового регулирования

- Конституционные акты

- Административные акты

- Уголовные акты

- Гражданские акты и т.д.



Закон Российской Федерации - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По своей юридической силе законы подразделяются на следующие виды:


Наименование видов

Их сущность

Примеры

Конституция

Основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ

Федеральные конституционные законы

Принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией

Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.

Федеральные законы (текущие или обычные)

Акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества

Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т.п.

Законы субъектов Федерации

Издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию

Закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.


Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:


Наименование видов

Их сущность

Указы Президента РФ

Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место

Постановления Правительства РФ

Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ

Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти

Принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры

Решения и постановления местных органов государственной власти

Принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

Принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты

Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)