ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Область диагностики (пример заполнения)
Сводная таблица оценок состояния организации производства
Рис. 4. Представление исследуемой системы в виде «черного ящика»
Рис. 5. Представление исследуемой системы в виде «черного ящика»
Рис. 6. Пример корреляционного поля (положительная корреляция)
Рис. 7. Пример корреляционного поля (отрицательная корреляция)
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
_______________________________________________________________
Е. В. Валенцева, Л. Г. Риполь-Сарагоси
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
Учебно-методическое пособие
для расчетно-графической работы
Ростов-на-Дону
РГУПС
2022
ББК 65.05я7 + 06
Рецензент – доктор экономических наук, профессор М. М. Скорев
Валенцева, Е. В.
Организация и управление производством : учебно-методическое пособие для расчетно-графической работы / Е. В. Валенцева, Л. Г. Риполь-Сарагоси ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов-на-Дону : РГУПС, 2022. – 56 с.
Представлена методика использования инструментов организации и управления современным транспортным производством, в основе которой лежат количественные и качественные методы.
Для студентов всех форм обучения специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог» ФГОС 3++, специализации «Локомотивы», «Электрический транспорт железных дорог», «Высокоскоростной наземный транспорт», «Технология производства и ремонта подвижного состава», «Пассажирские вагоны», «Грузовые вагоны», выполняющих расчетно-графическую работу по дисциплине «Организация и управление производством».
Одобрено к изданию кафедрой «Экономика, учет и анализ».
© Валенцева Е. В., Риполь-Сарагоси Л. Г., 2022
© ФГБОУ ВО РГУПС, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. | 4 |
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ……………………………………… | 5 |
2 ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ ……................... | 30 |
Библиографический список ………………………………………… | 55 |
ВВЕДЕНИЕ
Организация и управление производством представляет собой целый комплекс мероприятий, направленных на достижение успеха. Задача системы организации и управления производством – сформировать такой рабочий производственный процесс, при котором сведены к минимуму потери рабочего времени, налажены взаимодействия между структурными подразделениями, выпускаемая продукция отвечает необходимым требованиям и обладает установленными качествами и свойствами и т.д.
Таким образом, процесс управления производством должен охватывать сразу множество сфер деятельности предприятия, а результатом такой работы служит отлаженный механизм, позволяющий бесперебойно осуществлять производственный процесс.
В процессе выполнения расчетно-графической работы будущие инженеры-электромеханики получат практические навыки использования традиционных и новых инструментов организации и управления производством на предприятиях железнодорожного транспорта. Эти навыки необходимы будущим специалистам для принятия грамотных управленческих решений.
Оформление расчетно-графической работы. Весь текст и имеющиеся расчеты следует записывать на одной стороне листа. На титульном листе нужно указать название вуза, кафедры, название работы, наименование дисциплины, фамилию исполнителя и проверяющего преподавателя. Исходные данные выбирают по номеру в электронном журнале и оформляют на следующей странице, после титульного листа, с указанием варианта задания. Содержание оформляют на странице после задания с указанием номера варианта и страницы. Также необходимо написать введение, в котором требуется пояснить суть работы, ее основные разделы. После этого можно выполнять работу по рекомендуемым методическим указаниям. В заключении следует отразить этапы работы и основные результаты. Библиографический список обязателен, на него необходимо сделать ссылки в самой работе, включая учебно-методическое пособие для выполнения расчетно-графической работы.
Расчетно-графическая работа состоит из разделов, которые имеют соответствующую нумерацию. В работе достаточно указать номер раздела и его заголовок согласно содержанию и далее выполнять задания.
Все таблицы, рисунки, графики должны иметь порядковую нумерацию и ссылки по тексту. Располагать их нужно в соответствующих разделах в удобном для пользования виде.
Примерный объем расчетно-графической работы должен составлять 20–25 машинописных листов формата А4.
Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.
При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность и четкость изображения по всему тексту пояснительной записки.
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОРГНАНИЗАЦИИ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Деятельность и развитие производственных предприятий осуществляются согласно определенным целям. В целом для предприятия свойственна основная либо глобальная цель, реализуемая как установление ассортимента, уровня выпуска, качества производимой продукции. Для реализации данной цели необходим коллектив работников и наличие соответствующих ресурсов.
Задача может быть представлена как конечный результат, а цель – в виде качественного и количественного показателей предприятия, участков, цехов.
Качественные цели являются более расплывчатыми задачами с отражением задач на год, квартал, месяц.
К числу качественных целей может относиться совершенствование системы организации и управления производством, а именно:
– организация технологических и трудовых процессов;
– организация рабочего времени;
– организация технического нормирования;
– организация системы менеджмента качества и др.
Для выявления проблем в организации и управлении производством на предприятии и дальнейшей разработки управленческих решений могут быть использованы различные инструментарии. Ниже описаны некоторые из них.
Диагностический анализ проблемы. Одним из способов распознавания и предвидения проблем в организациях является диагностика, которая представляет собой комплекс способов, методов и приемов изучения организации, позволяющий в короткие сроки и с минимумом затрат получить четкое представление об ее ресурсах, проблемах и возможностях инициировать позитивные организационные изменения и мобилизовать силы для их проведения.
Организационная диагностика представляет собой систематический сбор и анализ информации о состоянии организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также определения путей и резервов для их преодоления за счет применения концептуальных моделей и методов организации и управления. Диагностика проводится согласно принципам научного исследования, на основе используемых методов и их результатов должны быть приняты управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности организации.
Цель: получить практические навыки проведения диагностического анализа в производственных условиях.
Диагностика заключается в отнесении реального состояния организации производства на предприятии, описываемого вектором значений характеристических переменных У = [У1, У2, У3 … Уn] к одному из известных классов состояний Sn с помощью определенного правила R.
В случае диагностики предприятия по проблеме исследования организации производства на предприятии эта задача усложняется, так как описание состояния предприятия в рамках поставленной проблемы имеет ряд аспектов, например, организация технологического и трудового процессов, организация рабочих мест, организация условий труда, организация технического нормирования и т.д.
Алгоритм проведения диагностического анализа организации производства на предприятии представлен ниже и состоит из 6 шагов.
1 Представленные аспекты трудно описать только числовыми значениями yi(i = 1 … n). Введем пространство состояния организации производства на предприятии, в котором будет проводиться организационная диагностика, и обозначим его:
S + – развивающаяся область, расширяющая поле своей деятельности;
Sn – стабильное развитие;
S – – состояние, при котором область находится на стадии распада.
Данные о состоянии предприятия по шести сферам организации производства на предприятии представим в табл. 1 (области диагностики определяются по выбору студентов).
Таблица 1
Область диагностики (пример заполнения)
№ п/п | Сфера организации производства | Обозначение |
1 | Организация технологического процесса | У1 |
2 | Организация трудового процесса | У2 |
3 | Организация рабочего времени | У3 |
4 | Организация условий труда | У4 |
5 | Организация технического нормирования | У5 |
6 | Организация СМК (Системы Менеджмента Качества) | У6 |
Таким образом, через введенную систему состояний можно определить реальное состояние организации в различных областях деятельности.
2 Оценка аспектов организации производства осуществляется с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать высококвалифицированные работники предприятия, стаж работы которых на исследуемом предприятии не менее 3 лет, которые оценивают состояние организации производства по 6-балльной шкале.
По результатам экспертного опроса на основе данных оценки состояния организации производства на предприятии вносятся в таблицу. Пример заполнения таблицы приведен в табл. 2.
Таблица 2
Сводная таблица оценок состояния организации производства
Сфера организа- ции производства Эксперты | Y1 | Y2 | Y3 | Y4 | Y5 | Y6 | t |
1 | 3 | 4 | 6 | 2 | 5 | 1 | - |
2 | 3 | 1 | 6 | 4 | 5 | 2 | - |
3 | 3 | 6 | 5 | 2 | 5 | 1 | 2 |
4 | 3 | 2 | 6 | 3 | 4 | 1 | 2 |
5 | 3 | 4 | 5 | 2 | 6 | 1 | - |
6 | 1 | 4 | 5 | 3 | 5 | 2 | 2 |
ri | 16 | 21 | 33 | 16 | 30 | 8 | |
3 На следующем этапе для установления достоверности результатов экспертного опроса рассчитаем коэффициент конкордации или согласия экспертов:
,
где k – число экспертов;
m – число элементов.
,
где t3 – число областей, получивших одинаковый ранг;
р – число таких случаев.
Т рассчитывается для тех случаев, когда имеется несколько элементов, получивших одинаковый ранг.
.
Пример расчета
= (16 – 21)2 + (21 – 21)2 + (33 – 21)2 + (16 – 21)2 + (30 – 21)2 + (8 – 21)2 = 25 + 0 + 144 + 25 + 81 + 169 = 444.
Коэффициент конкордации (согласия) составит
g = .
Коэффициент согласия экспертов должен превышать значение 0,7. В этом случае мнение экспертов считается согласованным и данным опроса можно доверять.
4 Проанализировав данные экспертных оценок состояния организации производства на предприятии, построим диагностический профиль, пример построения приведен на рис. 1.
ri
Рис. 1. Пример построения диагностического профиля
организации производства на предприятии
На рис. 1:
S + – развивающаяся область, расширяющая поле своей деятельности (зона от 24 до 36 баллов);
Sn – стабильное развитие (зона от 13 до 23 баллов);
S – – состояние, при котором область находится на стадии распада (зона от 0 до 12 баллов).
На основе построенного диагностического профиля необходимо сделать вывод о наличии благоприятных областей и проблемных зон организации производства на предприятии.
5 Далее необходимо дать расширенное описание выявленной проблемы. Для этого можно воспользоваться любым подходящим инструментарием, например, граф связей, дерево решений, диаграмма причинно-следственных связей К. Исикавы (подробно будет рассмотрена далее).
6 В завершение необходимо предложить несколько управленческих решений для устранения выявленных недостатков в процессе диагностики по проблемным сферам организации производства.
Организация рабочего времени. Инструменты изучения затрат рабочего времени. Одним из элементов организации производства является организация рабочего времени. Рабочее время – это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора. Также в рабочее время могут входить иные периоды времени, которые прямо отнесены к рабочему времени нормами самого Трудового кодекса (ТК), иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 91 ТК РФ). Так, к примеру, во время труда входят перерывы для обогрева и отдыха для сотрудников, работающих в холодное время года на открытом воздухе (ст. 109 ТК РФ).
Нормальная продолжительность рабочего времени – 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ). В то же время продолжительность рабочего времени по ТК сокращается для отдельных категорий работников (например, для инвалидов I или II группы – до 35 ч в неделю, для «вредных и опасных условий труда» –36 ч в неделю).
Также по договоренности работнику может быть установлено неполное рабочее время. Причем некоторым категориям неполное время устанавливается в обязательном порядке по просьбе самого работника (например, беременным женщинам, одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет и т.д.) (ст. 93 ТК РФ).
Режим рабочего времени устанавливается работодателем. Работодатель должен установить режим рабочего времени, который предусматривает:
– продолжительность рабочей недели (пятидневка, шестидневка, выходные по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
– продолжительность ежедневной работы (смены);
– время начала и окончания работы;
– время перерывов в работе;
– число смен в сутки;
– чередование рабочих и нерабочих дней.
С целью выявления непродуктивных затрат рабочего времени необходимо проводить анализ рабочего времени. Одним из инструментов анализа затрат рабочего времени является метод «Фотография рабочего дня».
Фотография рабочего дня – это вид наблюдений, при помощи которого изучают и анализируют затраты времени одним рабочим или группой, связанные с выполнением того или иного процесса на протяжении всего рабочего дня (смены) или его части, независимо от того, на что затрачено это время. Фотография рабочего дня не раскрывает
технологию и методы осуществления процесса, а лишь фиксирует его протекание.
Цель фотографии рабочего дня заключается в выявлении резервов повышения производительности, улучшении использования оборудования. Это достигается путем определения целесообразности, последовательности тех или иных затрат времени, их измерения, установления степени возможного уплотнения рабочего дня исполнителей, устранения потерь рабочего времени и простоев оборудования.
Назначение фотографии рабочего времени состоит в выявлении недостатков в организации труда и производства, вызывающих потери или нерациональное использование рабочего времени, проектировании более рационального распределения времени рабочей смены по категориям затрат времени, в определении фактической выработки продукции, темпа ее выпуска и равномерности работы в течение смены.
По количеству объектов наблюдения, формам организации труда и т.д. фотографию рабочего дня подразделяют на индивидуальную, групповую, бригадную, массовую, маршрутную, многостаночную, целевую, фотографию производственного процесса и фотографию использования оборудования. Также различают дублированную и пикетную фотографию рабочего дня.
Дублированную фотографию рабочего дня проводят одновременно два работника. Этот способ применяют, когда видимость объекта наблюдения ограничена. Наблюдатели работают независимо друг от друга, а по окончании работы сопоставляют результаты, чтобы получить общую картину.
Пикетная фотография рабочего дня проводится несколькими наблюдателями, которые располагаются в определенных пунктах и фиксируют момент прохождения наблюдаемого объекта через данный пункт. Этот способ чаще всего применяется при изучении работы транспорта, так как по правилам безопасности наблюдатель не может все время перемещаться вместе с транспортом. В ходе индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает затраты рабочего времени одного исполнителя, работающего на одном рабочем месте, или время использования оборудования в течение рабочей смены или ее части.
Применение фотографии рабочего времени в течение всей смены при ручных работах поможет улучшить организацию труда и повысить его производительность за счет эффективного использования всего фонда времени.