ВУЗ: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова "ВГИК"
Категория: Книга
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 10508
Скачиваний: 211
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
76
Порто. Ведь мы должны были записывать концерт!
Вторая проблема, с которой мы столкнулись в Belem, - это отказ во включении на запись. Для
основной записи использовались два магнитофона (третий записывал шум зала и тайм-код). И вот в
начале второго отделения одного из концертов мастер магнитофон был включен на запись. Управляемый
с него магнитофон начал работать. И хотя индикация на мастер магнитофоне показывала, что он
записывает, таймер расхода ленты оставался на отметке "0000". Магнитофоны были дважды
перемотаны и снова запущены с тем же результатом. Мы сняли и заново установили кассеты … тот же
результат. И только после установки других кассет магнитофоны начали работать. Впоследствии
отказавшие кассеты использовались для записи репетиции, и с ними не было абсолютно никаких
проблем. Я больше никогда не сталкивался с этим. Этот случай не дал нам записать музыкальную пьесу
"Scaramouche", но к счастью она не потребовалась ни для телевизионной программы, ни для компакт-
диска. Но даже если бы она потребовалась, запасной магнитофон в это время уже записывал сигнал с
наиболее важных микрофонов.
6.3.1 Индикация дефектов и профессиональные нужды
Возвращаясь к вопросу "профессиональности", приведу пару примеров для прояснения моей
точки зрения.
При сведении записи мы использовали пару магнитофонов, наработка которых приближалась к
1000 часам. Временами на индикаторах высвечивались нервирующие сообщения о дефектах: Er2, Er5,
Er7. Хотя к тому времени из слухов я уже узнал, что означают эти символы, для большинства
пользователей их значение совершенно неизвестно. А контракты дистрибьюторов с некоторыми
изготовителями запрещают разглашать их значение третьим лицам. Это – типичный образец рыночной
стратегии для бытовой техники. Я знаю одного очень уважаемого инженера, который говорил: "Как я могу
сохранять уверенность при пользовании магнитофоном, если я не знаю серьёзности дефекта? Что
делать в таких случаях: быстро прекратить запись или рискнуть и продолжить? Не уничтожится ли моя
запись на ленте, если я продолжу? Будет ли запись долговременной?". Однажды в моей практике во
время проведения записи в пятницу вечером начала появляться индикация о дефекте. Более того,
дисплей BRC показывал "Дефект на магнитофоне 2", и все наши попытки удалить это сообщение ни к
чему не приводили. Мы пытались синхронизировать работу магнитофонов, но снова и снова, за десять
секунд до вхождения в режим синхронизации индикация "Дефект на магнитофоне 2" подменяла
индикацию тайм-кода. Мы думали: "Ну ладно, мы знаем о дефекте на магнитофоне 2, нам об этом было
сказано уже 20 раз. А что дальше? Что мы можем сделать?" Это сообщение сделало невозможным
отслеживание тайм-кода в критический момент синхронизации!
На следующий день один из музыкантов должен был уехать на гастроли в Германию, и это был
последний шанс сделать запись. Отправить магнитофон обратно импортёру можно было только в
понедельник, когда откроется его офис. А учитывая расстояние в 600 км, мы, вероятно, получили бы свой
аппарат не раньше среды. Пять дней без магнитофонов могут быстро превратить любую
профессиональную студию в непрофессиональную. Наши опытные техники тоже мало чем могли помочь
из-за недостатка информации о значении этих сообщений о дефектах.
6.3.2 Философия
Эпизод с "защитой от перезаписи", о котором мы упомянули в начале этого раздела, является
типичным случаем защиты от неопытного пользователя. Из-за несрабатывания каких-то
микропереключателей магнитофон «решил», что планка защиты от перезаписи снята с кассеты, хотя
этого фактически не было. Какие-то микропереключатели полностью блокировали функции записи и
форматирования магнитофонов! На профессиональных аппаратах нажатие на кнопку "запись" включает
магнитофон на запись, если только не был выключен переключатель "канала записи". На бобинах нет
никаких планок "защиты от перезаписи". Это - очевидная предохранительная мера бытового
оборудования. И использование её на магнитофонах ADAT является ещё одним источником
профессиональных проблем, не давая при этом никаких преимуществ профессиональному
пользователю.
Пользователи модульных цифровых многодорожечных магнитофонов должны понять, что за ту
цену, за которую продаются эти магнитофоны, вряд ли стоит рассчитывать на профессиональную
технику с профессиональным обеспечением. Но зачем же тогда рекламировать эти магнитофоны как
профессиональные, если это не так? За такую цену эта техника действительно великолепна!
Однажды в ноябре 1993 года я видел, как лента, зажёванная магнитофоном (я должен добавить -
не рекомендованного изготовителем типа), после этого скопировалась наилучшим образом. Затем она
была полностью восстановлена с помощью другого магнитофона и BRC. Случайно на той же неделе я
видел ленту, зажёванную профессиональным 24-дорожечным магнитофоном стоимостью в сто тысяч
долларов. Запись на ней была полностью утрачена, хотя я должен сказать, что с этими магнитофонами
такое случается крайне редко. Возможно, профессиональные пользователи платили бы значительно
больше, если бы производители изготовили действительно профессиональный магнитофон: с органами
управления сигналом на входе и выходе, с отсутствием защиты от неопытного пользователя, с
полностью профессиональным обслуживанием клиентов, включая подробное описание значения любого
сигнала о дефекте. Даже если стоимость этого магнитофона повысится в два-три раза, он со своими
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
77
возможностями по-прежнему будет достаточно дешёвой машиной (примечание: как раз в тот момент,
когда эта книга отправляется в печать, такие магнитофоны начинают появляться; но ещё слишком
рано судить о реакции рынка на них).
В конечном итоге, мои "фактические" потери от записи пяти живых концертов магнитофонами
ADAT были минимальными. Я помню как в конце семидесятых, когда я в составе группы инженеров
записывал (или, скорее, пытался это сделать) четыре концерта группы "Little Feat" на фестивале
"Rainbow" в Лондоне для альбома "Waiting for Columbus", пара 2-дюймовых 24-дорожечных магнитофонов
Ampex практически не работала три из четырёх концертов. Мне пришлось проиграться с магнитофонами
в течении всего четвёртого дня, который к счастью был единственным, когда группа играла хорошо. Но
если бы я тогда имел ADAT-ы, какое это было бы удовольствие! Разница в том, что тогда телефонный
звонок позволил нам тут же заполучить инженеров непосредственно фирмы Ampex, чтобы помочь нам
разобраться с возникшими проблемами. Если бы отказал ADAT, мы могли бы рассчитывать только на
себя.
6.4 104 дорожки
В 1995 году был достигнут определённый предел. На фото 17 показана конфигурация
оборудования, снова использованная в Алваладе, с 13-ю синхронизированными ADAT-ами в 104-
дорожечной конфигурации. В течение пяти часов нужно было записать 19 групп при минимуме времени
на перекоммутацию. Без серьёзных репетиций с концерта мы записали 37 песен из 43. Проблемы с
синхронизацией привели к потере по крайней мере части из оставшихся 6 песен, но тем не менее,
организаторы концерта посчитали это успехом. Если бы потребовалось, то четыре из шести "потерянных"
песен могли бы быть восстановлены. Этот концерт записывался без подготовки и ADAT-ы были собраны
из самых разных мест с самым разным программным обеспечением.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
78
Фото 17. 104-дорожечная комбинация магнитофонов ADAT. Временная инсталляция для записи
девятнадцати групп на футбольном стадионе лиссабонского "Спортинга" в Португалии в 1995 году. Три
оператора работали на четырёх пультах Mackie и одном Yamaha.
Запись производилась летом при температуре свыше 30°C. Пробное включение перед концертом
выявило несколько различных проблем, но главное - магнитофоны очень нагревались. Применение
вентиляторов и переносных кондиционеров воздуха позволило во многом решить проблему перегрева,
что замечалось ещё в условиях студии за несколько месяцев до этого. Опять нас выводила из себя
индикация дефектов, которая появлялась на дисплеях магнитофонов без каких-либо пояснений от
изготовителя или импортёра.
Во время этого концерта, на сцене было установлено два полных комплекта инструментов, чтобы
во время выступления одной группы следующая уже могла готовиться. Основные инструменты
дополнялись специальными музыкальными инструментами отдельных групп, что означало в целом
девяносто линий от сцены к микшерам записи (пять Mackie и один Yamaha, используемый только в
качестве микрофонного усилителя).
Кроме этого имелись микрофоны для записи аудитории, звуковые дорожки для видеозаписи,
тайм-код и т.д. За два или три дня до записи был разослан запрос на магнитофоны ADAT. В конце
концов, после прибытия последних двух из них лишь за полчаса до начала концерта, 13 магнитофонов
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
79
были собраны в одну 104-дорожечную цифровую систему записи, управляемую с Alesis BRC.
После того, как несколько компаний отвергли идею записи этого концерта, в котором участвовали
многие знаменитые музыканты, Regiestudios пригласила меня на совещание по поводу возможности
осуществления такой записи. Мы получили "добро" на запись лишь за восемь дней до концерта.
В тот момент на студии имелось только три ADAT-а и примерно двадцать кассет.
Отформатировать надо было около 110 кассет. У нас было только три магнитофона и только на
выходные, так как в рабочие дни они были задействованы в студии. "Добро" на запись было получено в
среду, а концерт должен был состояться в четверг следующей недели. То есть, начиная с вечера
пятницы 110 лент должны были быть отформатированы.
Снова по всей стране нельзя было найти даже приблизительно такого количества
рекомендованных кассет, а на их импорт не оставалось времени. Мы решили записывать на кассетах
Sony VXSE 180, которые мы успешно применяли ранее. В пятницу около полуночи три магнитофона и
кассеты были доставлены в мой отель и форматирование, которое продолжалось почти круглосуточно,
было окончательно завершено примерно в 9 утра в понедельник. Как и в прошлом году, мы столкнулись с
проблемой, когда некоторые магнитофоны отказывались форматировать некоторые ленты. Из прошлого
опыта, эта проблема была решена размещением на мастер магнитофоне предварительно
отформатированной ленты. С новым программным обеспечением 3.04 этот дефект не причинял столько
проблем как раньше, но, тем не менее, он по-прежнему имел место.
После 36 часов почти непрерывного использования один из магнитофонов начал зажёвывать
ленту. Это могло быть вызвано перенагревом, так как этот магнитофон находился между двумя другими,
а дневная температура в Лиссабоне превышала 30°C в тени. Из-за проблем с лентопротяжным
механизмом магнитофон на следующий день пришлось отправить дистрибьютору. Оказалось, проблема
была в приводном ремне. Для записи в студии на следующие два дня был одолжен другой магнитофон. А
отказавшая машина была вовремя возвращена до начала концерта в Алваладе, т.е. в среду - день
установки оборудования непосредственно перед днём концерта.
Когда наконец 13 магнитофонов были собраны, их программное обеспечение представляло из
себя смесь модификаций 3.03, 3.04 и 3.06. Все они управлялись с BRC, но, тем не менее, если бы вдруг
потребовалось управлять ими с мастер магнитофона, они были соединены в цепь в порядке возрастания
номера их программного обеспечения: так, первый магнитофон имел программное обеспечение 3.03, а
13-й - 3.06. Запомните, в схемах с большим количеством магнитофонов магнитофон с самым старым
программным обеспечением всегда должен находится в начале цепи.
Во время концерта не предполагалось никаких специальных пауз для смены кассет, поэтому для
«прикрытия» времени смены кассет использовался магнитофон Fostex E16, подключенный к микрофонам
аудитории, главного вокала и к основному микшеру. Каждый раз он переключался на запись того
инструмента, который должен был играть первым: плюс, конечно, тайм-код. DAT-магнитофон также
использовался для записи с микшерного пульта.
На практике, имея четырёх человек на смене кассет - два на снятии и два на установке - мы
успевали сменить кассеты на всех 13 магнитофонах примерно за 30 секунд, включая время выброса и
вход в синхронизацию. Мы боялись, что в напряжённых условиях концерта стопка из 26 кассет может
оказаться на полу. К счастью, этого не случилось.
Но три или четыре раза из восьми смена лент прошла не так гладко, как мы надеялись. Из тех
магнитофонов, которые мы выпросили или одолжили, с тремя были определённые проблемы. Так один
из них в трети случаев выбрасывал кассету через пару секунд после загрузки без каких-либо видимых
причин, хотя повторная загрузка проходила без каких-либо проблем. Другой магнитофон имел проблемы
со счётчиком ленты, но они были разрешены после того, как мы сняли крышку и прочистили весь
лентопротяжный механизм. Третий магнитофон выводил нас из себя, время от времени высвечивая на
дисплее индикацию "РROT" (защищено), когда мы пытались включить его на запись. Я снова повторюсь,
что все эти любительские системы предохранения от случайной записи не должны применяться на
профессиональных магнитофонах, где они не дают ничего, кроме дополнительной головной боли. Я бы
порекомендовал всем, кто всё ещё серьезно использует более ранние модели ADAT-ов, обрезать
розовый проводок, идущий к вертикально установленному сенсору «противозаписывающей» пластинки.
6.4.1 Концерт
При выбранном способе распределения записывающих дорожек некоторые из магнитофонов
оставались незагруженными во время выступления отдельных групп, что оказалось весьма кстати позже,
когда некоторые из аппаратов начали демонстрировать неустойчивую работу. С самого начала концерта
два магнитофона не удалось включить на запись: один из них высвечивал сигнал "РROT" (защита от
перезаписи), а причина отказа другого осталась неизвестной. Все попытки включить "саботажников" на
запись закончились неудачей, поэтому нам пришлось перемотать на "ноль" кассеты на всех
магнитофонах с помощью кнопки "locate zero". После перезагрузки кассет и повторного включения всё
заработало. К счастью, мы не потеряли ничего важного. Во время третьей смены лент у нас было очень
мало времени, при этом ударные работали почти без перерыва в течение всей смены. К этому времени
освободился один магнитофон, так как инструменты, для записи которых он предназначался,
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
80
использовались только группами, выступавшими в течение первого часа. И я решил, возможно,
поспешно, отсоединить последний магнитофон в цепочке для того, чтобы использовать его для записи
отдельно, без синхронизации с основным комплектом; при этом ударные записывались бы на него
параллельно во время смены лент. Позже магнитофоны могли бы быть синхронизированы по их
внутренним таймерам.
При смене кассет магнитофоны не включились в запись. Возможно из-за того, что BRC всё ещё
"искал" магнитофон номер 13, не в состоянии "сообразить", что он был отключён. Единственным выходом
в данном случае было отключить BRC и включить его снова после достаточной паузы. После повторного
переключения магнитофонов у нас заработало только три аппарата 20-й модификации и два 7-й.
Поэтому у нас не было другого выбора, как выключить все магнитофоны, выдержать паузу, а затем
последовательно включить их всех снова, причём последним - BRC. На этот раз всё было хорошо, но
одну песню мы потеряли.
При двух последующих сменах два магнитофона "отказались" включаться на запись, но к этому
времени у нас было больше свободных от записи аппаратов, и входные кабеля от неработающих
магнитофонов мы перекинули на запасные магнитофоны. Не включённые на запись магнитофоны мы
включали на воспроизведение, чтобы "отсутствующие" фрагменты не создавали неразберихи при
окончательной сортировке. Находясь в постоянной борьбе за «живучесть» системы мы не имели времени
делать подробные записи, поэтому при смене входного кабеля просто менялись бирки на магнитофонах
и кассетах. Другими словами, если входной сигнал с магнитофона 7 перекидывался на магнитофон 3, то
менялись также и клейкие ярлыки на них, а предварительно пронумерованная кассета устанавливалась
на соответствующе пронумерованный магнитофон независимо от его нового положения в комплекте. На
двух последних сменах кассет все 12 синхронизированных и 3 "свободных" магнитофона работали
отлично, хотя к тому времени только семь из них были включены на запись.
Перед концертом я сказал организаторам, что без пауз и взаимодействия со сценой мы можем
потерять до десяти песен из сорока трёх исполняемых. Главной целью записи была подготовка
специальной телепрограммы длительностью максимум два часа. Организаторы заявили, что главное
событие - это живой концерт, и если мы потеряем десять песен, то у них всё ещё будет свыше 30, что
вполне достаточно для телевизионного шоу. На самом деле мы не сумели записать шесть песен, и
только две из них не могли быть восстановлены. Так что нареканий никаких не было.
На следующий день я был физически и умственно истощённым. И когда кто-то меня на
следующий день спросил о том, как прошёл концерт, моей первой реакцией было "Какой концерт ?" … я
всё ещё ждал его. Позже, когда я начал мысленно восстанавливать картину происшедших на сцене
событий (нас окружало семь видеомониторов), то отметил, что хотя я хорошо запомнил процесс записи, о
самом концерте у меня мало что отложилось в памяти. Это был действительно стрессовый день.
6.4.2 Послесловие
Принимая во внимание то, что некоторые магнитофоны были доставлены только в одиннадцать
часов, и у нас не было возможности проверить всю систему перед концертом, потеря лишь шести песен
была неплохим результатом. По окончании вечера мы возвратили тринадцать работающих ADAT-ов
владельцам, и у нас было свыше 100 записанных кассет. Плюс три полудюймовые ленты от Fostex E16 и
3 DAT-кассеты. Концепция "строительных блоков" ADAT является очень гибкой системой с большими
возможностями. Я думаю, что мы могли бы использовать пару синхронизированных 48-дорожечных
цифровых магнитофонов Sony 3348 плюс модификации 3324A или S, но где бы мы смогли их найти в
такое короткое время? Стоимость и трудность транспортировки также могли оказаться очень
значительными. Поэтому именно ADAT-ы сделали возможным проведение этой записи. Наиболее
реальной альтернативой было бы использование 24-дорожечных аналоговых магнитофонов, но 46
имеющихся дорожек потребовали бы слишком много работы по предварительному сведению довольно
непредсказуемого концерта. Да и выполнение какого-либо ремонта или коррекции записи было бы
гораздо более трудным и потребовало бы гораздо больше времени.
Сведение было в конечном итоге выполнено не с тринадцати магнитофонов, а только с трёх. Те
же самые три магнитофона были использованы для цифровой корректировки "живых" лент в более
плотную форму, после чего промежуточное микширование отдельных частей или ударных групп можно
было выполнить в студии при хороших условиях микширования и мониторинга и при наличии
достаточного времени для принятия соответствующих решений о звуке и балансе. Если бы мы решили,
что какая-либо из промежуточных копий не подходит для окончательного сведения, она могла быть легко
переделана с оригинальной мастер-ленты. По-моему, для этой работы блочный цифровой 8-дорожечный
формат подходит наилучшим образом. Промежуточное и окончательное сведение заняло около трёх
недель студийного времени, и в конечном счёте было использовано для двух 75-минутных
телевизионных программ. Поступали предложения по использованию некоторых записей для выпуска на
компакт-диске. Одним словом, было очевидно, что результаты были очень хорошими.
Во время этой записи импортёры оборудования охотно предлагали свою помощь, их владельцы
приходили к нам и предлагали запасные магнитофоны, программное обеспечение, соединительные
кабеля и всё остальное, что только могло потребоваться. Хотя они были несколько расстроены моей