ВУЗ: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова "ВГИК"
Категория: Книга
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 10510
Скачиваний: 211
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
81
предыдущей критикой в прессе, но думаю, что после того как они стали свидетелями того, насколько
тяжело давалась такая запись, они осознали справедливость моих предыдущих заявлений. Эти
заявления были результатом раздражения, вызванного тем фактом, что потенциально фантастическая
концепция была испорчена недостатком профессионального обеспечения по всей дистрибьюторской
цепочке вплоть до самих производителей. Но я снова должен подчеркнуть со всей ясностью, что
модульный цифровой 8-дорожечный формат сделал эту запись практически реализуемой.
6.5 Сравнение качества звука и типового применения
С того времени я построил в Лиссабоне много студий, использующих модульные цифровые
многодорожечные магнитофоны для некоторых очень профессиональных операций. В частности,
использовалось следующее оборудование: Alesis ADAT, Fostex ADAT, Tascam DA88, и их аналоги фирмы
Sony. Я также построил несколько студий, использующих магнитофоны Sony DASH. Должен честно
признаться, что я не мог определить каких-либо существенных различий в качестве звука техники
различных изготовителей и форматов. И действительно, в апрельском номере журнала "Studio Sound" за
1997 год был опубликован пространный отчет о серии тестовых прослушиваний, показавших, что
опытные эксперты испытывали значительные трудности в поисках отличий звучания широкого спектра
цифровой техники, особенно при использовании цифровых сигналов на входе и выходе. (На фото 18
показан 24-дорожечный магнитофон Sony 3324A DASH в
аппаратной комнате, расположенной рядом с контрольной
комнатой, показанной на фото 10-12.)
Фото 18. Цифровой магнитофон Sony
3324A в комнате с кондиционированием
воздуха.
Это
помещение
является
«машинным залом» контрольной комнаты,
показанной на рис.10-12.
Во время этих прослушиваний было отмечено
некоторое ухудшение качества сигнала при использовании
цифро-аналоговых конверторов отдельных магнитофонов,
когда они сравнивались с очень дорогими цифро-
аналоговыми конверторами Apogee, но никогда эти
различия не были очень существенными. Такие
результаты этих испытаний для меня не были
неожиданными. Но меня до сих пор удивляет, как в
условиях крайней дороговизны первоклассных цифро-
аналоговых преобразователей в недорогих модульных 8-
дорожечных магнитофонах обеспечивается 8 таких
встроенных устройств столь же высокого качества. Общее
качество звучания различной техники для меня всегда
было критичным, поэтому я временами удивлялся людям,
особенно в средних по цене студиях, которые критически
относились к качеству звука в этих магнитофонах.
В звукозаписи, где факты и реальность имеют
расплывчатые
границы,
тщательно
проведённое
исследование, подобное описанному в журнале "Studio
Sound", дает надёжную привязку к реальности. Но почему
же тогда так много людей вокруг говорит, что
определенные цифровые системы не совсем хорошие?
Этот тип комментариев преобладает во многих project-
студиях. По-моему, почти все подобные комментарии
связаны с тем, что люди перекладывают на магнитофоны
вину за качество звука всей записывающей цепи. И
правда, очень немногие делают записи на этих
магнитофонах, используя в комплекте с ними микрофоны
за 3000 долларов и предварительные микрофонные
усилители типа FM Acoustics "ClassAmp" за 5000
долларов. Они также редко прослушивают запись с помощью первоклассных мониторных систем. Суть в
том, что более профессионально ориентированные магнитофоны, такие как Sony 3324S, как правило,
используются очень дорогими микрофонами и микшерными пультами. Очень немного студий покупает
микшерные пульты Focusrite или Neve при записи на магнитофоны ADAT. В большинстве случаев
записывающие системы должны сочетаться с другим оборудованием соответствующего ценового уровня.
Как говаривали старые компьютерщики: "Мусор на входе - мусор на выходе". Так что если исходный
сигнал уже искажён, не следует винить магнитофоны за то, что они честно его воспроизводят.
Менее дорогим магнитофонам создают негативный имидж и два других аспекта деятельности
project-студий. Во-первых, люди с меньшим уровнем опыта и подготовки делают свои записи скорее на
менее дорогой технике, чем на наиболее совершенном оборудовании. Эти люди вероятнее всего будут
использовать сбалансированные входы на +4 dBV, полагая, что они "более профессиональные" даже в
тех случаях, когда входы на -10 dBV будут более приемлемыми для оптимального согласования с другим
оборудованием. Во-вторых, уровень исполнительского мастерства музыкантов и продюсеров, связанных
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
82
с большей частью этой техники, может быть ниже, чем для записей, сделанных на Sony 3348 и тому
подобной технике. Таким образом, более дорогая техника, как правило, имеет преимущество в работе с
более качественным материалом. А поэтому нет ничего удивительного в том, что материал, который
такая техника воспроизводит, может быть более привлекательным чем то, что мы слышим от среднего
модульного 8-дорожечного магнитофона. Но по-моему, с точки зрения качества звука модульный 8-
дорожечный цифровой магнитофон удовлетворяет почти всем запросам, особенно при использовании
цифровых входов и выходов.
Но если бы это были все проблемы! В большинстве построенных мной студий, где
использовалось такое оборудование, люди не были удовлетворены его повседневной работой. Когда
студии располагаются в тех же городах, что и головные фирмы-агенты по продаже этой техники, её
обслуживание не слишком проблематично. Но когда студия расположена в 500 километрах от
ближайшего сервисного цента, то становится очень трудно обеспечить профессиональное
обслуживание. В некоторых странах я знаю многие фирмы-агенты, чьи возможности по обслуживанию
техники настолько плохи, что магнитофоны возвращаются от них с одним исправленным дефектом и
двумя вновь созданными. Совсем не редкость, когда магнитофоны возвращают с обслуживания с
неправильно настроенной головкой, и магнитофон больше не согласуется с другими магнитофонами в
студии. Всё это - издевательство над самим понятием «профессионализм».
Не везде можно достать нужные кассеты. Если студия имеет доступ к специальным типам лент,
поставляемыми определёнными поставщиками специализированных материалов для звукозаписи, то она
может и не испытывать проблем, например, с индикацией дефектов. Но есть определённые
свидетельства того, что даже DAT-кассеты в некоторые регионы мира поставляются не лучшего
качества, что ставит под угрозу надёжность.
Проблемой является и вопрос текущего обслуживания. Джон Уоткинсон (John Watkinson), один из
ведущих специалистов по цифровым системам записи, наиболее решительно указал на тот факт, что
ленточный магнитофон - это ленточный магнитофон. Он требует регулярной чистки и подстройки
независимо от того, цифровой он или аналоговый, бытовой или профессиональный, очевидно это или
нет, совпадает ли это с временем стандартного обслуживания или нет. Если осыпалась какая-то часть
покрытия, то головки могут требовать чистки. И если эту работу не может выполнить персонал студии на
технике, которая считается профессиональной, то ситуация становится похожей на фарс. Хотя я должен
отметить, что недавно фирма Studer начала производство серьёзных 8-дорожечных модульных
магнитофонов с необходимым руководством по обслуживанию. Тогда, возможно, менее
профессиональная техника в большинстве случаев будет отправлена для домашнего пользования. Суть
же состоит в том, что если вскрытие магнитофона для срочного обслуживания нарушает гарантию, а
«невскрытие» приводит к убыткам из-за потерянного студийного времени в обстоятельствах различной
степени серьёзности, то такая техника не может называться "профессиональной". Серьёзные проблемы
при осуществлении уже описанных концертных записей могут привести к куда более серьёзным
финансовым потерям, чем стоимость покупки нового магнитофона, не считая ущерба для репутации.
Поэтому, если ущерб от потери гарантии незначителен в сравнении со многими другими
рабочими обстоятельствами, самым разумным будет просто проигнорировать все "нельзя" изготовителя
и обращаться с техникой так, как и нужно обращаться с профессиональной техникой - включая
проведение регулярного (если требуется, то ежедневного) обслуживания. А если отказ магнитофона
причинил значительные убытки, то есть ли возможность взыскать их? В большинстве стран есть законы,
относящиеся к рекламе торговой марки и ложному представлению товара покупателю. Если
оборудование продается на рынке как профессиональное, а его реальные характеристики в течение
определённого промежутка времени не отвечают профессиональным стандартам, тогда вполне
возможно подать иск в суд. Я упоминал ранее, что совершенно случайно в тот же день, когда я был
свидетелем того, как магнитофон ADAT "зажевал" ленту, мой коллега потерял ленту на Sony 3324A. Этот
случай действительно имел место. Однако отмечу, что магнитофон 3324A к тому моменту проработал
более семи лет с очень высокой рабочей нагрузкой в студии с относительно невысоким уровнем
текущего обслуживания. На практике же магнитофоны DASH фирмы Sony заслуженно имеют репутацию
замечательно надёжной техники.
6.5.1 Финансовые реальности.
Примерно два года тому назад я перестроил студию, которую её владельцы решили оснастить
магнитофонами ADAT японской сборки. С тех пор количество отказов при ежедневном интенсивном
использовании достигло разочаровывающего уровня, что осложнялось проблемой технического
обслуживания в неудобное время. Студия зачастую работала по 24 часа в сутки. Главный инженер
студии недавно подсчитал, что за десятилетний период эксплуатации может возникнуть необходимость
пять раз заменить три магнитофона, т.е. каждые два года интенсивного использования. Удвойте это на
стоимость технического обслуживания, перевозки техники в ремонтные мастерские и обратно, убытков от
простоев, а так же на стоимость всех других текущих эксплуатационных расходов, и тогда использование
трёх магнитофонов ADAT в течение десяти лет, возможно, будет на 50% дороже, чем использование
Sony 3324S. Более того, остаточная стоимость магнитофона Sony 3324S даже после десяти лет
эксплуатации будет значительно выше, чем пятого комплекта магнитофонов ADAT. Эти расчёты учли
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
83
продажу других четырёх комплектов по окончании каждого двухлетнего периода, плюс разницу,
получаемую за счёт банковских процентов при применении двух способов закупки: магнитофон Sony -
однократный платёж, магнитофоны ADAT - каждые два года.
6.6 Подведём итоги
На фото 19 показана студия с четырьмя магнитофонами Fostex ADAT. Владельцем студии
является Руи Велосо (Rui Veloso), португальский певец и гитарист. Студия была построена в пристройке,
показанной на фото 20, справа от его дома. Магнитофоны используются главным образом для его
собственных записей, кроме того у него есть ещё один магнитофон в его доме, предназначенный для
сочинения песен. При использовании модульного 8-дорожечного магнитофона отдельно (не в комплекте
с другими аппаратами) его надёжность значительно выше. Большая часть затрачиваемого впустую
времени и многие из общих проблем, связанных с модульными цифровыми многодорожечными
магнитофонами, относятся к синхронизации нескольких магнитофонов и взаимозаменяемости кассет
между ними. К настоящему времени я построил около 20 студий, использующих три или больше
модульных восьмидорожечников. Хотя трудно увидеть определённую тенденцию, когда один модный
магнитофон сменяет другой, но прошло уже достаточное время для формирования общей картины.
Никто из моих клиентов не был полностью удовлетворён надёжностью этих магнитофонов. Всех
выводила из себя необходимость отправлять их в ремонтные центры при любых проблемах. За тот же
период времени владельцы построенных мною студий, в которых использовались магнитофоны DASH,
не имели никаких претензий к ним. Модульные восьмидорожечники являются отличным приобретением с
учётом их стоимости для не слишком интенсивного использования. Они обеспечивают отличное качество
записи. Однако я не стал бы использовать их в ситуациях, требующих напряжённой работы, а также при
проведении дорогостоящих записей, в которых участвует большое количество музыкантов.
Фото 19. Fostex ADAT. Контрольная комната частной студии Руи Велосо (Rui Veloso): видна 32-
дорожечная система магнитофонов Fostex ADAT вместе с микшерным пультом ранних выпусков
Soundcraft DC2000 и мониторами KRK.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
84
Фото 20. Пристройка к зданию справа имеет внутри контрольную комнату, показанную на фото 19.
Я надеюсь, что данная глава поможет дать объективное обоснование опыта, которым обладают
многие пользователи 8-дорожечных магнитофонов, и предположений тех, кто собирается ими стать. Нет
реальных свидетельств того, что последние модификации в значительной мере свободны от недостатков
их предшественников, описанных в этой главе. Временами у многих людей появляется ощущение, что
они брошены один на один со своими проблемами. Возможно, факты, приведённые выше, дадут им
некоторое чувство комфорта и намного больше уверенности, если они пожелают контролировать
ситуацию. Для использования в не слишком напряжённых условиях я без колебания порекомендую
любой из таких магнитофонов. Качество они обеспечивают отличное! Некоторые люди критикуют этот
тип магнитофонов. Но проблема может быть на самом деле в неоптимальном согласовании или плохой
цепи прохождения сигнала.
Я бы воздержался от использования модульной 8-дорожечной системы, если бы она требовалась
для ежедневного интенсивного использования или для записи, которую нельзя продублировать, т.е.
когда надёжность имеет первостепенное значение. Только время покажет, будут ли значительно более
дорогие (7000 долларов) магнитофоны последнего поколения, предназначенные для более интенсивного
использования, демонстрировать лучшую долговременную надёжность. Выглядят они прочнее, чем их
предшественники. Хотя нужно помнить, что производство этих магнитофонов принесёт действительно
большие доходы только от массовых продаж. А массовая продажа очень чувствительна к цене. Так что
вряд ли стоит ожидать, что компании, производящие технику для массового спроса, будут слишком
заинтересованы тратить достаточно много времени на решение проблем нескольких серьёзных
пользователей. Они будут стремиться к достижению компромисса между ценой и качеством, который
принесет наибольшую прибыль.
6.7 Географические различия
В конце 1997 года были опубликованы отчёты о зонах совместимости в США. Магнитофоны с
восточного побережья оставались совместимыми с другими магнитофонами в этом регионе, но зачастую
создавали проблемы, когда записанные кассеты отправлялись в студии на юге или на западном
побережье. Обмены между студиями превращались в проблему. Становилось очевидным, что
региональные дистрибьюторы использовали свои собственные процедуры настройки головок, которые
приводили к тому, что взаимная совместимость магнитофонов была ограничена конкретными
географическими регионами.
Мы всё ещё очень далеки от реализации всего потенциала модульных цифровых
многодорожечных систем. Но кто знает, не сделает ли внедрение новых звукозаписывающих систем
морально устаревшей эту концепцию ещё до того, как она достигнет желаемого уровня развития.
Шестилетний опыт работы с модульными цифровыми многодорожечными магнитофонами
оставил стойкое впечатление бесконечного потока раздражающих и разочаровывающих проблем,
ограничивающих применение исключительно гибкой и потенциально замечательной концепции. Сейчас,
в середине 1999 года, многие студии переходят к системам записи на жёсткий диск. Только время
покажет, правы они или нет. Но одной из причин перехода их на новую концепцию являются проблемы
надёжности модульно-цифровых многодорожечных магнитофонов, а не на качество записи или
функциональная гибкость.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
85
Традиционные системы звукозаписи требуют индивидуального внимания, когда что-нибудь идёт
не так. Компьютеризированные же системы могут быть усовершенствованы через Интернет, т.е. могут
подвергаться "массовой починке". Так как стоимость физического обслуживания не слишком отличается
для магнитофонов ADAT или 3348, то с экономической точки зрения полупрофессиональные
традиционные системы проигрывают, так как они требуют большего внимания. Из-за того, что рынок в
наши дни требует производить такие несовершенные (полупрофессиональные) системы, возможно,
компьютеризированные системы будут более выгодными с финансовой точки зрения для более
дешёвого сегмента рынка, так как «ремонт» программного обеспечения стоит относительно недорого.
Там не менее в 14-й главе мы поговорим и об их недостатках.