Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10514

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

101 

 
уделяется серьёзного внимания. Это наводит меня на мысль, которую Вы [Ф.Н.] высказывали много 
раз  как  устно,  так  и  в  звукоинженерной    прессе: «Действительно  ли  Quad Electrostatics  настолько 
естественны,  что  они  не  могут  быть  на 99,99 процентов  представителями  класса 
громкоговорителей в целом? Не то чтобы они слишком хороши, чтобы быть правдой, а то, что они 
слишком достоверны, чтобы быть представителями громкоговорителей?» 

Проблема мониторов – это только одна из причин, по которой я считаю архиважным делом, 

чтобы  даже  в  чудесной  студии  «New Digital Age»  записи  проходили  через  мастеринг  опытных 
мастеринг-инженеров,  а  не  отсылались  на  завод  вроде  конструктора  «сделай  сам».  Это  слишком 
трудный и абстрактный вопрос для того, чтобы спорить: люди, которые больше всех нуждаются в 
совете,  часто  понимают  это  меньше  всех.  Это – результат  нынешней  «вседозволенности», 
которая  складывается  в  результате  непрекращающегося  падения  цен  на  полупрофессиональную 
аппаратуру. Но я не считаю, что это хорошо сказывается на репутации всей индустрии звукозаписи 
в целом.
  

Таковы  лишь  некоторые  взгляды  Майка  Брауна,  которые  я  хорошо  понимаю  и  уважаю.  Однако 

перед  тем  как  перейти  к  взглядам  еще  одного  мастеринг-инженера,  будет  уместно  познакомиться  с 
точкой зрения очень уважаемого и опытного инженера звукозаписи. Я решил выбрать первого же, с кем 
столкнусь, т.к. это уменьшит любую возможность выискивания людей с одинаковыми убеждениями.  

Вскоре  после  моего  разговора  с  Майком  Брауном  я  оказался  в  Лиссабоне,  чтобы  побывать  на 

первых  пробных  записях  в  студии  Rui Veloso,  которую  я  только  что  закончил  (см.  фото 19, 20). Его 
последний  альбом  к  тому  времени  восемь  раз  стал  платиновым  в  Португалии,  побив  все  предыдущие 
национальные рекорды продаж. В период окончания студии он играл в казино Trump  в Атлантик-Сити в 
США, а незадолго до этого его снова приглашали поиграть с Би-Би Кингом для его нового альбома. Для 
работы  над  своим  следующим  альбомом  Руи  выбрал  ирландского  продюсера  и  инженера  Рейфа  Мак-
Кенну  (Rafe McKenna),  достигшим  международного  признания  в  работе  с  Bad Company  (платиновый 
альбом в США), Richard MarxUB40Six Was NineWet Wet WetForeignerPaul McCartneyDepeche Mode
Thomas DolbyGiant и целым рядом других хорошо известных артистов. Он имеет репутацию "всеядного" 
специалиста, умеющего одинаково хорошо работать с рок-музыкой, классической, современной музыкой, 
ритм-энд-блюз, и пр. 

Я знал Рейфа с давних пор. Когда я завершил строительство студии Townhouse в Лондоне в 1978 

году, Барбара Джеффрис (Barbara Jeffries) и я пришли к заключению, что единственный способ для нас 
"запустить  в  работу"  ещё  одну  супер-студию  в  условиях  тогдашнего  экономического  климата – это 
пригласить  работать  в  ней  профессионалов  высочайшей  пробы.  Рейф  произвел  на  меня  впечатление, 
когда  он  был  помощником  инженера  в  студии  Music Centre  (теперь  CTS)  в  Уэмбли,  которой  я  часто 
пользовался  для  сведения  и  мастеринга  записей  для  фирмы  Virgin.  Мы  предложили  ему  работу 
помощника инженера в Townhouse. Но Music Centre уже повысил его до уровня звукоинженера, и он не 
хотел  "опускаться"  снова.  Он  отклонил  наше  предложение,  и  работу  "схватил"  Хью  Пэдгам  (Hugh 
Padgham)
, который тоже был в нашем коротком списке потенциальных "супер-помощников". В 1978 году 
Рейф посчитал фирму Virgin слабой компанией и теперь смеётся над своей ошибкой. 

Я прибыл на студию Rui Veloso в тот же день, когда Рейф прилетел туда из Лондона на пробные 

записи,  поэтому  появилась  отличнейшая  возможность  выслушать  его  взгляды.  Конечно,  человек  с 
опытом  и  послужным  списком  Рейфа  Мак-Кенны  может  самостоятельно  решать,  звучат  ли  его  мастер-
ленты,  как  ему  бы  хотелось,  или  нет.  Итак,  нужно  ли  человеку  его  калибра  обращаться  в  мастеринг-
студию перед отправкой ленты на завод? 

Р.М.: Мастеринг является важной частью работы над записью. И хотя есть много инженеров, 

вроде  меня,  которые  могут  сделать  такую  работу,  она  обычно  отдаётся  мастеринг-инженеру, 
который является экспертом в данной области. В самом деле, я всегда, когда это вообще возможно, 
пользуюсь услугами мастеринг-студии.  Некоторое  беспокойство я испытываю только тогда, когда 
волею случая работа делалась в других странах, а последующий мастеринг делается или без меня, 
или в мастеринг-студии без достаточной репутации. 

При  сведении  и  записи  я  обычно  использую  собственные  мониторы,  хотя  наличие  в  студии 

хорошего  мониторинга – дополнительный  плюс.  Если  на  этапе  записи  и  сведения  я  привередлив  в 
выборе мониторов, то на этапе мастеринга я привередлив уже в выборе студий, и выбираю только 
те,  где  работают  люди,  которых  я  знаю  и  которым  доверяю.  Я  позволяю  им  пользоваться  теми 
мониторами,  которые  они  знают,  потому  что  я  доверяю  их  ушам  и  их  компетентности  в  целом. 
Тогда  я  абсолютно  уверен,  что  обработанная  эквалайзером  и PQ-кодированная  мастер-лента  была 
проверена  на  наличие  каких  бы  то  ни  было  ошибок  до  отправки  на  завод  для  изготовления  глас-
мастера.  Я  всегда  стараюсь  пользоваться  услугами  известных  мастеринг-студий,  но  конкретный 
выбор падает на те из них, которые постоянно работают на меня. Когда я работал за рубежом и не 
участвовал в мастеринге, у меня было несколько сюрпризов, связанных с готовыми компакт-дисками. 
Иногда  мне  казалось,  что  законченные CD звучат  более  жёстко  или  с  большим  металлом  чем  те, 
которые я помнил. 

Что  касается  общего  частотного  баланса,  то  я  не  иду  на  компромиссы  в  угоду  моде. 

Конечный  результат,  к  которому  я  стремлюсь – это  то,  что  я  считаю  правильным  для  данного 
проекта  вместе  с  продюсером  и  артистом,  с  которым  я  в  это  время  работаю.  Такой  подход  не 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

102 

 
подводил  меня,  и  я  не  вижу  никаких  причин  его  менять.  Зачастую  именно  в  мастеринг-студии 
приходит удовлетворение от проделанной работы. Иностранные компании, с которыми я работал, 
пытаются обойти этап мастеринга, мотивируя это желанием сократить бюджет. Но по сравнению 
с  общей  стоимостью  альбома  это  такой  мизер,  что  вряд  ли  экономия  на  мастеринге  является 
мудрым решением. Для меня же это – очень важный этап в процессе производства записи.  

Надеюсь,  что  из  замечаний  Рейфа  ясно,  что  экономить  на  мастеринге - глупо,  а  то,  что 

предлагают  мастеринг-студии - стоит  потраченных  денег.  Мастеринг-студии  обеспечивают  на  выходе 
максимальную  реализацию  потенциала,  заложенного  в  миксах,  а  также  коммерческую  пригодность 
продукта.  В  своё  время  технология  изготовления  грампластинок  гарантировала  профессиональный 
мастеринг.  Если  и  выпускались  какие-то  «глупости»,  то  обычно  это  делалось  намеренно,  а  не  из-за 
невежества. 

Падение стоимости по всей цепи процесса звукозаписи позволило большому числу недостаточно 

обученных  людей  отправлять  мастер-ленты  прямо  на  фабрики  через  так  называемые  рекординговые 
компании, наименее ответственные из которых только рады снизить производственные расходы. В итоге 
такой подход напоминает стрельбу наугад, а мы имеем продукт непредсказуемого качества. 

Соблазнительно убеждать себя в том, что твоя мастер-версия – это «то, что надо». Но сам факт 

участия  в  записи,  сопровождаемый  зацикливанием  на  чём-либо  несущественном,  уводит  многих  в 
«виртуальную»  реальность.  Потеря  чувства  реальности  вместе  с  глубоким  убеждением  в  собственной 
правоте  порождают  непреходящее  ощущение  «правильности»  своих  мастер-лент.  Этим  могут  страдать 
даже  некоторые  опытные  профессионалы,  но  они-то  хоть  об  этом  догадываются!  Так  что  пользуйтесь 
услугами мастеринг-инженеров, которым доверяете, не дайте им уйти в небытие. Один из самых главных 
уроков  профессионализма – знать  границы  своих  способностей.  Лучшие  специалисты  никогда  не 
стесняются просить помощи.  

Я  не  знаю  ни  одного  серьезного  мастеринг-инженера,  который  бы  в  работе  полагался 

исключительно на пару мониторов NS-l0 или им подобных, поскольку мастеринг-инженерам от них нужна 
более  высокая  линейность  и  разрешающая  способность.  Однако  выбор  из  числа  мониторов  с  более 
высокими характеристиками должен оставаться выбором каждого инженера. С другой стороны, многие из 
тех,  кто  избегает  посещения  мастеринг-студий,  оценивают  всё-таки  свою  работу  на  совершенно 
непригодных для этого громкоговорителях. И если Вы хотите слышать истинное звучание своего микса, 
такое  положение  просто  недопустимо.  Если  Вы  хотите  услышать  нелинейные  искажения  и  жёсткость 
звучания,  накопленные  в  результате  обработки  и  эффектов,  в  их  истинном  объёме,  нельзя  допустить, 
чтобы они «скрывались» за недоброкачественностью дешёвых громкоговорителей.  

Мастеринг-инженерам  нужны  «чистые»  мониторы.  Но  мастеринг – это  не  просто  мониторинг; 

мастеринг – это  ещё  в  известной  степени  и  приговор  на  объективность,  приправленную  штрихами 
творчества и субъективизма. 

Когда я напишу эту главу, она перед публикацией пройдет через руки литературного редактора. 

Не  говоря  о  технических  проблемах,  таких  как  типографские  ошибки,  я  не  припомню  случая,  чтобы 
потенциал и дух моей работы снизились из-за того, что она побывала в руках хорошего литредактора. А 
во многих случаях она и вовсе стала более совершенной в отношении чёткости изложения. Как бы то ни 
было,  хороший  литредактор  всегда  готов  обсудить  привносимые  изменения,  и  если  я  действительно  в 
чём-то уверен, то к моему мнению отнесутся с уважением. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

103 

 

 

Фото 21. Контрольная комната Sonic Solutions на студии Townhouse в Лондоне, Великобритания 
 
Хороших  мастеринг-инженеров  можно  сравнить  с  хорошими  литредакторами.  Их  мастерство  и 

суждения  отточены  хотя  бы  уже  тем  объёмом  и разнообразием  материала,  который  проходит  через  их 
руки.  Они  чувствуют  стиль  изложения  и  знают,  что  такое  баланс.  В  обоих  случаях,  чем  выше  уровень 
материала,  который  проходит  через  их  руки,  тем  больше  они  будут  знать  о  том,  что  же  действительно 
происходит в области их деятельности и чего можно реально добиться. Если Вы отправите им материал 
только для того, чтобы критически проверить верность их глаз и ушей, можете быть уверены на все сто, 
что  когда  конечный  продукт  будет  представлен  на  суд  публики - они  себя  не  подведут.  Это  критики, 
которые работают на Вас. Никакой опыт не спасает от случайных ошибок, от которых становится очень 
неловко. Поэтому лучше, если Вам «на ушко» вовремя и тактично дадут дельный совет, чем выпустить 
продукт, который Вас публично опозорит. 

Из сказанного Рейфом Мак-Кенной следует, что не существует опыта такого уровня, который бы 

позволил  не  обращаться  за  советом  в  хорошие  мастеринг-студии.  Поэтому,  под  занавес,  давайте 
остановимся  на  взглядах  ещё  одного  очень  опытного  мастеринг-инженера – Гордона  Викари  (Gordon 
Vicary)
.  На  момент  публикации  Гордон  перешёл  работать  на  фирму  Soundmasters,  но  почти 20 лет  до 
этого он работал на фирме Townhouse в Лондоне, персонал которой аккумулировал разнообразный опыт 
в  области  мастеринга  на  протяжении  почти 100 лет.  Студия  Sonic Solutions,  принадлежащая  фирме 
Townhouse,  показана  на  фото 21. Гордон  начинал  работать  в  монофонической  студии  грамзаписи  на 
фирме Pye в Лондоне в конце 1970 года, когда возможности мастеринг-инженера были так ограничены, 
что иногда это напоминало работу в смирительной рубашке.  

Г.В:  Многое  изменилось  с  тех  пор.  В  отношении  большинства  записей,  которые  нам 

приходилось  «нарезать»,  существовало  мнение,  что  до  обеда  мы  можем  управиться  с  одним 
альбомом и синглом, а с обеда до 6 часов вечера - ещё с двумя альбомами. В наши дни вполне обычное 
явление,  если  на  один  альбом  уходит 15 часов,  а  то  и  побольше,  если  нужно  сделать  отдельные 
производственные мастер-версии для винила, кассеты и компакт-диска. 

Чаще  всего  я  сотрудничаю  с  инженером  или  продюсером,  которые  делали  сведение.В  начале 

80-х я перешёл из Utopia в Townhouse. Там были одни из лучших в Лондоне помещения по дизайну и 
оснащению, которые всегда были востребованы для выполнения работ самого высокого уровня. Это 
была  отличная  школа,  где  с  известнейшими  исполнителями  работали  выдающиеся  инженеры  и 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

104 

 
продюсеры, что способствовало выработке хороших эталонных стандартов для моей работы. 

Единственный  способ  оценить  то,  что  Вы  слышите – это  воспользоваться  мониторной 

системой, способной достоверно воспроизвести микс при абсолютном минимуме окраски, идущей от 
громкоговорителей или от помещения. Пользуясь роскошным оборудованием и оснасткой в течение 
20 прошедших лет, я во многих случаях был способен подметить в миксах что-то такое, чего клиент 
никогда прежде не слышал. В настоящее время мы пользуемся мониторами PMC-BB5 с усилителями 
Bryston. Для нас мониторы PMС звучат наиболее естественно изо всех, которые мы перепробовали, 
и  мы  очень  довольны  качеством  их  работы  на  всех  уровнях  мониторинга.  Однако  я  по-прежнему 
люблю  пользоваться  и  малыми  мониторами.  Обычно  я  делаю  эквализацию  на  больших  мониторах, 
затем проверяю её на малых, затем перепроверяю снова, последовательно переключаясь до тех пор, 
пока не добьюсь удовлетворительного результата. 

Тем не менее, во многих случаях важно не столько то, что ты слышишь, сколько то, что ты 

хочешь  услышать.  Опыт,  полученный  мною  в  первые  годы  карьеры,  дал  мне  такое  чутьё  на  звуки, 
которого многие инженеры, не являющиеся инженерами механической грамзаписи, возможно, никогда 
так  и  не  смогут  испытать.  Нарезая  диски  на  старых  станках,  приходилось  не  только  слушать 
музыку, но и вслушиваться в неё в попытке обнаружить что-то в общем звучании, что указывало на 
потенциальные  проблемы.  Например,  избыточный  уровень  высоких  частот  мог  легко  вывести  из 
строя дорогостоящую режущую головку. Особенности звучания, создававшие проблемы при переносе 
на  винил,  могут  отрицательно сказаться  на  общем  балансе или формировании стерео образов при 
использовании  любого  другого  носителя.  Некоторые  характеристики  звука  порождают  как  бы 
предупредительные  импульсы  в  моей  голове,  что  особенно  ощущалось,  когда  я  работал  на  старых 
системах  механической  записи  на  диски.  И  хотя  многие  из  тех  проблем  сегодня  уже  как  бы 
проблемами  и  не  являются,  всё-таки  иногда  оказывается,  что  с  их  решением  проявляется  разница 
между хорошей и великолепной записью. 

Опыт  работы  с  различными  звучаниями,  накапливаемый  практикующим  мастеринг-

инженером,  полезен  при  составлении  альбомов  из  записей,  сделанных  в  разных  студиях  разными 
инженерами и продюсерами. Для меня до сих пор настоящее удовольствие - добиться согласованного 
и  однородного  звучания  альбома,  составленного  из  "трудного"  ассортимента  песен.  Более  того - 
вволю  попользоваться  эквалайзером,  чтобы  достичь  наилучшего  общего  звучания  компакт-диска,  а 
не свести всё к наименьшему общему знаменателю с помощью фильтров, как это иногда случалось с 
винилом. 

Сейчас  гораздо  меньше  записывают  на  винил.  Но  всё  равно  к  этому  нужно  серьёзно 

относиться,  поскольку  такой  носитель  всё  ещё  существует.  И  клиенты  будут  жаловаться,  если 
запись при переносе с компакта  на винил не будет звучать хорошо, даже если они сами не отнеслись 
к  этому  достаточно  серьёзно  во  время  мастеринга  оригинала.  У  нас  нет  постоянных  клиентов, 
которые  всё  ещё  фанатично  привязаны  к  винилу.  Но  время  от  времени  появляется  какой-нибудь 
клиент, для которого винил является очень важным носителем.  

Что же касается людей, которые сами делают себе мастеринг… Мастеринг-инженеры часто 

работают  с  музыкальной  продукцией  высочайшего  уровня.  У  них  есть  готовый  эталон,  чувство 
«планки», поэтому они точно знают, что нужно доработать, чтобы подвести запись к стандарту. 

Всегда  были  и  есть  по-настоящему  хорошие  звукоинженеры,  производящие  великолепно 

звучащие миксы независимо от того, где или на чём они записывались. С другой стороны, работа на 
дешёвом оборудовании требует от них максимального напряжения, а записи, сделанные на нём чуть 
менее  профессиональными  инженерами,  не  обладают  всем  звуковым  спектром.  Такие  люди  часто 
работают с дешёвыми мониторами. Поэтому из-за отсутствия многолетнего опыта они не могут 
понять,  чего  же  не  хватает.  Во  многих  случаях  их  работы  выполнены  на  отличном  музыкальном 
уровне и хорошо сбалансированы, поэтому очень жаль, когда какие-то мелочи их подводят. Они могут 
переусердствовать  с  частотными  фильтрами,  чтобы  "подчистить"  запись  в  надежде,  что  такие 
подчистки  не  повредят  ей.  На  дешёвых  мониторах  они  не  слышат  последствий  этого.  А  когда  мы 
получаем такие записи, нам становится точно понятно, чего в них не хватает. Частоты, которые 
можно  было  бы  поднять  для  того,  чтобы  привести  звучание  в  соответствие  со  звуком 
дорогостоящих проектов, либо попросту отсутствуют на ленте, либо в них есть какие-то ранее не 
услышанные огрехи, ограничивающие величину подъема. А это можно было сделать ранее, когда эти 
проблемы не были столь очевидными. 

Как  по  мне,  то  получаешь  истинное  удовольствие,  если  что-то  сберёг  или  значительно 

улучшил.  Хотя  если  подойти  к  этому  с  другой  стороны,  не  меньшее  удовольствие  получаешь  и 
тогда, когда к тебе приходят уже превосходно сделанные мастер-ленты, к которым нельзя ничего ни 
добавить,  ни  убавить,  а  тебе  остаётся  лишь  передать  их  на  завод.  Полагаю,  что  Вас  может 
удивить,  почему  такие  высококачественные  мастер-ленты  проходят  через  мои  руки.  Ответ,  как  я 
думаю,  таков:  это  делается  только  для  того,  чтобы  окончательно  убедиться  в  том,  что  всё 
сделано  хорошо.  Это  придаёт  уверенности  людям,  делавшим  запись,  которые  к  концу  долгой  и 
напряжённой  работы  слишком  устают,  слишком  напряжены,  слишком  ещё  близко  к  сердцу 
воспринимают происходящее, чтобы быть абсолютно уверенными, что они в самом деле слышат то, 
что, как им кажется, они слышат. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

105 

 

Что  касается  меня,  то  я  получаю  удовольствие  почти  от  всей  своей  работы,  будь  это 

восстановление  катастрофически  плохой  записи,  которой  место  в  мусорном  баке,  или  же 
окончательный кивок одобрения в сторону работы, выполненной супер-специалистом. Единственное, 
от  чего  я  бываю  по-настоящему  разочарован,  это  когда  я  слышу  выпущенные  на  рынок  записи, 
которые хорошие мастеринг-инженеры могли бы значительно улучшить за относительно небольшие 
деньги,  но  заинтересованные  лица  посчитали  это  излишними  расходами.  Испытываешь 
безысходность, когда думаешь: "А я бы мог это спасти, и это стоило бы не более стоимости двух 
часов студийного времени". Особенно горько, когда мастеринг-студии обходят стороной только из-
за невежества.
  

8.3 Заключение. 

Майк  Браун,  Рейф  Мак-Кенна  и  Гордон  Викари.  У  каждого  у  них  за  плечами 20-30 летний 

профессиональный  опыт,  а  количество  записей,  которыми  они  занимались,  и  вовсе  не  поддаётся 
исчислению.  Все  они  считают  мастеринг-студии  важнейшим  этапом  звукозаписи.  Они  могут  выжать 
последнюю  унцию  потенциала  из  записи,  которая  в  чём-то  не  дотягивает  до  уровня  называться 
замечательной.  Они  могут  в  последнюю  минуту  проверить  безукоризненную  запись  (чтобы  все 
чувствовали себя спокойно), могут "подчистить" небольшие дефекты, а главное - могут "одолжить" пару 
сочувствующих,  понимающих  и  объективных  ушей,  которые  слышат  всё  более  отстраненно,  чем  уши 
людей, принимавших участие в записи. Они согласны, что наиважнейшая необходимость - это наличие 
условий мониторинга, при которых окраска и искажение звука невелики. Причём было бы хорошо иметь и 
плоские амплитудно-частотные характеристики, если это окажется возможным. Хотя в целом их значение 
не  так  уж  велико,  поскольку  мастеринг-инженеры  не  только  вслушиваются  в  нюансы,  но  и  сравнивают 
тональный  баланс  с  известными  стандартами,  к  которым  они  обращаются  ежедневно.  Во  многих 
отношениях хорошие мастеринг-инженеры - это профессионалы из профессионалов, истинная ценность 
которых  часто  недооценивается  как  простыми  людьми,  так  и  значительной  частью  музыкальной 
индустрии. 

Одна из причин, почему я так много написал о мастеринге в книге, посвященной project-студиям - 

это  желание  осветить  некоторые  аспекты  мониторинга,  которые  не  всегда  можно  вполне  оценить, 
работая  в  узком  кругу  своего  коллектива  или  просто  читая  рекламу.  Один  из  моих  друзей  недавно 
возвратился с выставки AES несколько смущённый тем, что каждый продавец мониторов заверял его в 
том,  что  продукция  его  фирмы  самая  лучшая.  Действительно,  он  не  знал,  кому  верить.  Я  считаю,  что 
самый  лучший  выход – не  слушать  представителей  компаний,  выпускающих  мониторы,  а  больше 
полагаться на мнение опытных пользователей и, что более важно, - на свои собственные уши. Надеюсь, 
что  взгляды,  выраженные  в  данной  главе,  дадут  какое-то  представление  не  только  о  степени  личных 
предпочтений,  что  неизбежно,  но  и  о  том,  почему  некоторые  из  занятых  в  данной  отрасли  людей 
склоняются к тому или иному направлению. Всё это в конечном итоге зависит от опыта, а не от того, кто 
что говорит. 

Что  касается  парадокса,  связанного  с hi-fi акустикой  и  студийными  мониторами,  то  мастеринг-

инженеры – это люди, которые прежде всего должны работать в качестве связующего звена между двумя 
лагерями. Именно их особые знания служат гарантией, что материал, записанный в студиях, дойдет до 
жилищ  людей  в  самом  наилучшем  виде.  Я  приступил  к  написанию  этой  главы  без  каких-либо 
предубеждений,  но  вскоре,  к  своему  полному  удивлению,  обнаружил,  что  все  люди,  имена  которых  я 
упоминал  в  тесте,  отдают  предпочтение  разным  мониторам.  Я  знаю,  что  Рейф  Мак-Кенна  на  время 
написания этой главы, выбрал громкоговорители KRK в качестве своих мониторов среднего и ближнего 
поля. 

Когда  я  строю  студии,  у  меня  есть  свои  предпочтения  в  отношении  того,  какие  мониторные 

системы использовать в качестве основных. Ещё бы у меня их не было! Ведь именно я разработал целую 
серию мониторов для фирмы Reflexion Arts, которые отвечали моим представлениям в отношении того, 
что я и большинство моих клиентов хотели бы слышать в первую очередь. По сути, хороший звук - это 
звук  настолько  нейтральный,  насколько  этого  можно  добиться  в  текущих  условиях,  поскольку  термин 
"мониторинг"  предполагает  что-то,  что  может  служить  более  или  менее  объективным  ориентиром. 
Однако,  вот  уже  несколько  лет  я  не  испытываю  большого  желания  вмешиваться  во  вкусы  клиентов 
касательно покупки мониторов ближнего поля. Ведь в самом деле - это та область, где вкусы разнятся до 
крайности. 

Но  я  считаю,  что  в  большинстве  случаев  для  общего  мониторинга  необходимо  иметь  хорошую 

мониторную  систему  с  прозрачным  звучанием,  не  скрадывающую  недостатки,  обладающую  широким 
частотным  диапазоном.  Но  выбор  малых  мониторов,  которые  являются  "наилучшими"  помощниками  в 
достижении желаемого общего звучания музыкального микса, остаётся сугубо личным выбором. 

Помните  аналогию  с  теннисными  ракетками?  Ведь  с  плохой  оснасткой  стать  чемпионом  ни  в 

теннисе, ни в звукозаписи нельзя. Хотя в конечном итоге не ракетки и мониторы сами по себе, а именно 
опыт их профессиональных пользователей - вот что приводит к чемпионству. В конце концов, ничто не 
может заменить опыт. А хорошие мастеринг-студии, как бы то ни было, как раз и являются средоточием 
огромного и столь необходимого опыта.