Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10513

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

106 

 

 
 
 
 
 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

107 

 

Глава 9 И ещё кое-что, достойное внимания 

В 80-х  годах  произошли  колоссальные  изменения  в  подходах  к  проектированию  студий 

звукозаписи. Если в середине 70-х студии строились в основном для серьёзных компаний, то со средины 
и  до  конца 80-х  начался  бум  строительства студий  для  любителей-аматоров.  И  если  в 70-х  владельцы 
строящихся студий чётко представляли, что им нужно, то потом стало всё наоборот. Зачастую владелец 
строящейся студии начинает переговоры, вооружившись списком названий оборудования, без которого, 
по  мнению  его  или  её,  не  обойтись…  И  на  этом - всё.  Нехватка  опыта  на  начальном  этапе  приводит  к 
тому,  что  многие  владельцы  уже  построенных  студий  не  могут  понять,  что  же  нужно  для  того,  чтобы 
студия  работала  хотя  бы  на  полукоммерческой  основе.  Вслед  за  этим  они  начинают  паниковать  и, 
отчаянно  пытаясь  выжить,  выставляют  до  смешного  малую  стоимость  за  студийное  время.  По-моему, 
сейчас  на  этом  поприще  работает  много  людей,  имеющих  гораздо  больше  денег,  чем  опыта.  Это 
касается как владельцев студий, так и пользователей. Неопытные клиенты часто выдвигают совершенно 
необоснованные  и  абсолютно  нелепые  требования  владельцам  студий,  которые  из-за  сильнейшей 
конкуренции скатываются до уровня раболепия, что ещё больше провоцирует клиентов на предъявление 
нелепых  требований.  Это  напоминает  ситуацию,  возникающую  при  попытках  договориться  с 
террористами, т.е. лишь способствует их более наглому поведению. 

В XXI веке  требуется  гораздо  большее  понимание  основополагающих  принципов  работы 

современных  студий.  В  целом,  они  используются  сейчас  не  совсем  не  так,  как 10 или 15 лет  назад. 
Проблемы,  с  которыми  они  сейчас  сталкиваются,  редко  возникают  по  вине  самих  студий.  Скорее  это 
либо следствие того, что данные студии не отвечают цели, ради достижения которой они используются, 
либо  же  ей  не  отвечают  применяемые  методы,  несмотря  на  наличие  соответствующего  оборудования. 
Этот вопрос рассматривается далее, в 14-й главе. 

9.1 Эталонные стандарты 

Когда-то  студии  были  в  авангарде  борьбы  за  совершенство  записи.  А  сейчас,  похоже,  многие 

гонятся за капиталом и посредственностью. До сих пор удивляюсь: как люди могут потратить на студию 
400 000 долларов или больше, а работать на мониторах менее чем за 400 долларов? Другими словами, 
уровень такой студии определяется каким-то элементом аппаратуры – в данном случае парой мониторов, 
–  на  которые  может  приходиться  лишь  одна  тысячная  бюджета  студии.  Потому-то  на  рынке  иногда 
успевают  продать  большие  партии  некоторых  пультов  или  другого  оборудования  до  того,  как  станет 
известно  об  их  недостатках.  А  без  хороших  мониторов  и  контрольных  комнат  такие  их  недостатки 
замечаются не сразу. 

Зачастую решения принимаются на базе очень скудной информации. Нужны примеры? 
Владелец одной студии как-то спросил моё мнение о двух б/у микшерах (назовём их "А" и "Б"), и 

какой из них выбрать для своей студии. Спустя пару дней он сообщил мне о беседе с одним музыкантом, 
заверявшим  его,  что  выбор  должен  пасть  на  пульт  "А",  а  затем  перечислил  все  "за"  в  его  пользу.  Я 
засомневался  в  некоторых  моментах.  Тогда  владелец  студии  попросил  меня  поговорить  напрямую  с 
"агитатором" за микшер "A", и я охотно согласился. В разговоре выяснилось, что этот музыкант в глаза 
никогда не видел микшера "Б", не говоря уже о том, чтобы на нём работать. А ведь у него не спрашивали 
мнение  о  микшерах  марки  "А",  а  спрашивали  о  том,  что  выбрать – пульт  "А"  или  "Б".  И  в  отношении 
заданного вопроса ответ был, конечно же, несостоятельным. Когда студии строятся на основании слухов 
и по произвольным критериям, они не могут служить прогрессу в сфере звукозаписи. Только постоянное 
стремление  к  идеалу  может  двигать  отрасль  звукозаписи  вперёд,  и  это  стремление  зачастую  больше 
вознаграждает  тех,  кто  инвестирует  не  деньги  в  чистом  виде,  а  знания.  Лоббирование  же  «рыночных 
компромиссов» приведёт отрасль к общему упадку.  

Кстати,  а  по  каким  же  мониторам  люди  обо  всём  этом  судят?  Нередко  их  звук  похож  на  звук 

«радиоточки»  или  автомагнитолы.  Представьте  себе,  что  Вы  решили  измерить  температуру  плавления 
серебра  с  помощью  термометра,  градуированного  до 100 °C. Можно  сделать  только  два  вывода: 1) 
температура  плавления  серебра  выше 100 °C; 2) температура  плавления  выше  предела  измерения 
термометра. Но точной температуры плавления мы не узнаем. Примерно то же происходит и с записями: 
если у нас нет высококачественных широкополосных мониторов в качестве эталона (и в любом случае, 
если  мы  не  пользуемся  менее  качественными  мониторами  ближнего  поля  для  того,  чтобы  узнать,  как 
будет  звучать  запись  на  аппаратуре  низкого  качества),  мы  не  сможем  судить  о  том,  насколько 
хорошей записи можно добиться.  

9.2 Комплексный подход к проектированию. 

Сейчас  самое  время  взглянуть  на  те  процессы  эрозии,  которые  происходят  с  практическими 

методами  звукозаписи,  и  на  подспудные  тенденции,  существующие  в  этой  быстро  расширяющейся 
отрасли.  Такое  вечно  изменчивое  состояние  очень  затрудняет  достижение  удовлетворительных 
результатов. Эклектический вариант проектирования по принципу «с бору по сосенке», который сводится 
к  тому,  что  «я  хочу  иметь  мониторные  системы  из  студии  А,  заднюю  стену  из  студии B, покрытие 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

108 

 
передней стены из студии C, интерьер студии D, и т п. – не имеет шансов на существование. Если бы с 
таким  подходом  создавали,  например,  скаковых  лошадей,  то,  скорее  всего,  получился  бы  верблюд. 
Поэтому наиболее подходящим нужно считать комплексный подход. Покрытие передней стены из студии 
C может быть совершенно не совместимым с дизайном задней стенки студии B. Аргумент, выдвигаемый 
в  защиту  эклектического  подхода,  звучит  примерно  так: «Вот  в  студии F не  было  дизайнера-
проектировщика, а как она звучит(!); поэтому все эти дизайнеры – просто нахлебники!».  Допустим, что 
студия F звучит действительно здорово, но это может быть просто счастливая случайность. Футбольная 
команда  может  выиграть  кубок  по  счастливой  случайности,  но  ведь  никто  не  оспаривает  тот  факт,  что 
наличие  высококлассных  игроков  и  особенно  опытного  тренера  способствуют  превращению  этой 
случайности  в  закономерность.  На  ум  приходит  только  одна  компания,  успешно  эксплуатирующая 
принцип  конструирования  на  основании  узлов  и  агрегатов,  полученных  из  разных  источников. 
Автомобили «Роллс-Ройс» - отличные машины, хотя и редко отличаются новизной. Все эти годы фирма 
отбирала  лучшие  комплектующие  других  товаропроизводителей,  тщательно  их  дорабатывала  и 
внедряла  в  собственные  разработки.  Думаю,  они  выплатили  авторские  гонорары  фирме 
Oldsmobile/Cadillac  за  конструкцию  двигателя, General Motors/Borg-Warner – за  конструкцию  коробки 
передач, Hispano-Suiza – за  конструкцию  тормозной  системы  и  подвески,  а  также  нескольким  другим 
фирмам-производителям.  Опыт  фирмы Rolls-Royce показывает,  что  такой  подход  может  дать  хорошие 
результаты.  Он  также  показывает  и  то,  насколько  дорого  такой  подход  обходится,  чтобы  он 
действительно «работал»! Если попытаться проделать такое же со случайными запчастями со свалки, то, 
скорее всего, это приведёт к катастрофе. Бюджет строительства project-студий обычно не так уж велик, 
поэтому подход «собирательства и подгонки компонентов» вряд ли даст те же результаты, что у «Роллс-

Ройса». 

9.3 Ошибочные концепции 

Существование  студий  звукозаписи  становится  всё  более  сложным.  Число  переменных 

параметров  уже  сейчас  достигает  пугающих  пропорций.  Может  быть  именно  это  где-то  объясняет, 
почему люди подчас обращаются к «сверх-упрощенческим» теориям и чаяниям, надеясь отыскать себе 
безопасное убежище в мире хаоса. Однако, подобно зарыванию страусом головы в песок, такие «сверх-
упрощенческие» настроения не устраняют самого источника проблем. Реальные проблемы, с которыми 
мы  сталкиваемся,  диктуются  законами  физики.  Эти  естественные  законы  всемогущи,  и  никакие 
препирательства не заставят их отступить. 

9.4 Поиск истинного пути. 

Вооружившись  здравым  смыслом,  противостоящим  псевдонаучным  догмам,  мы  можем 

попытаться хоть как-то распутать клубок назревших проблем. 

Существует чрезвычайное разнообразие студий по форме, размерам и дизайну. Появилась более 

конкурентно  настроенная  и  требовательная  клиентура.  Большинство  персонала  студий  не  имеют  такой 
подготовки, как профессионалы прошлых лет. Всё чаще мы записываем синтезированные звуки, не имея 
возможности ориентироваться на естественные образцы, чтобы сравнить записываемый звук с «живым» 
звуком (оригиналом). 

Всё  это  придаёт  малоопытному  персоналу  чувство  неуверенности,  и  именно  она  отнимает  так 

много времени при выработке принципов проектирования новых студий. Если развитие отрасли пошло по 
такому  пути,  то  с  этим  приходится  мириться.  Попытки  что-либо  изменить  сейчас  можно  сравнить  с 
попыткой плыть против течения водопада; слишком уж велико сопротивление! Хотя конечно, понимание 
этих проблем вреда не принесёт. 

Часто  применяются  ложные  силлогизмы.  Например: «коты  имеют  хвосты;  собака  Шарик  имеет 

хвост; поэтому Шарик – это кот». Аналогичные заявления о мониторах также могут привести к подобным 
ложным  и  неразумным  заключениям.  Однако  даже  здесь  изначальные  посылы  могут  иметь  спорное 
отношение к реальной проблеме. Кто-то, к примеру, говорит: «Мониторы "X" классно звучат в комнате "Y" 
при  прослушивании  всей  моей  коллекции  записей,  поэтому  я  всегда  пользуюсь  ими  для  оценки 
правильности  сведения  микса  (подразумевается,  что  в  какой  угодно  обстановке)».  При  обсуждении 
мониторов  вопрос  должен  стоять  так:  а  точно  ли  они  воспроизводят  звучание?  Даже  если  все  записи 
звучат  великолепно,  проверялись  ли  эти  записи  путём  воспроизведения  в  помещениях,  в  которых  они 
изначально  сводились,  чтобы  услышать  то,  как  они  должны  звучать?  Далее.  Проводились  ли  эти 
проверки  записей  в  присутствии  их  продюсеров,  которые  могут  подтвердить  совпадение  звучания  со 
звучанием  сведённого  оригинала?  То,  что  для  кого-то  его  записи  звучат  великолепно  на 
громкоговорителях 'X' в комнате 'Y' – уже само по себе понятие весьма произвольное. Помещения имеют 
огромное  влияние  на  звучание,  очень  большое  значение  имеет  расположение  мониторов  в  них. 
Характеристики помещения и мониторов могут как дополнять друг друга, так и быть несовместимыми. Мы 
также  можем  привыкнуть  к  какому-то  определённому  профилю  звучания,  который  будет  вводить  нас  в 
заблуждение,  и  мы  будем  путать  точность  со  знакомостью,  поскольку  наши  мозги  обладают 
потрясающей  способностью  к  «акклиматизации»  и  «самовыравниванию»  постоянно  встречающихся 
недостатков. Если не проявлять осторожность, мы можем скатиться к поискам того звучания, к которому 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

109 

 
мы  привыкли,  будучи  уверенными  в  его  «правильности».  Эта  ситуация  противоположна  той,  которая  с 
годами  сложилась  в  мастеринг-студиях,  где  сопоставление  с  изначально  задуманными  нюансами  и 
звучанием,  как  правило,  вполне  возможно  благодаря  присутствию  членов  коллектива,  производившего 
запись оригинала. 

9.5 Что же правильно? 

Слово  «правильно»  само  по  себе  имеет  чрезвычайно  произвольное  значение.  Нет  ни 

контрольных  комнат,  ни  мониторов,  отличающихся  абсолютной  точностью  как  в  объективном,  так  и  в 
субъективном  смысле,  по  крайней  мере,  в  отношении  широкого  спектра  музыки.  При  современном 
состоянии  технологий  маловероятно  появление  в  обозримом  будущем  абсолютно  совершенных 
мониторных  систем.  Мы  должны  принять  как  должное,  что  в  настоящее  время  мы  имеем  дело  не  с 
абсолютными, а с компромиссными решениями, что, тем не менее, не должно мешать нам стремиться к 
абсолюту.  Громкоговорители,  как  и  микрофоны,  являются  преобразователями  давления.  У  них  только 
одна  плоскость  движения  диффузора,  в  то  время  как  натуральный  инструмент  излучает  звук  в  трёх 
измерениях.  Мы  создаём  фантомные  стерео  образы  из  двух  сравнительно  небольших  по  площади 
источников  слева  и  справа.  А  группа  музыкантов,  располагающихся  вширь  перед  слушателем,  сама  по 
себе создает индивидуальные комплексные трёхмерные источники звука. Вот почему обычные системы 
звукозаписи  далеки  от  идеальных.  Хотя  безэховые  камеры  создают  совершенно  непрезентабельную 
обстановку  для  прослушивания  (по  крайней  мере,  с  точки  зрения  бытовой  акустики),  они  могут  быть 
единственным  окончательным  решением  проблемы  точности.  Мы  должны  помнить,  что  все 
контрольные  комнаты  являются  несовершенными  и  имеют  какие-то  акустические  характеристики, 
придающие  окраску  звукам,  которые  мы  слушаем.  Окраска  у  разных  помещений - разная,  и  общее 
восприятие  звучания  тоже  будет  разным.  Эта  тема  будет  затронута  в 11-й  главе  «Проблемы  малых 
помещений», где будет рассказано, как минимизировать такие проявления. 

Если  в  стремлении  к  совершенству  мы  не  учтём  нынешних  ограничивающих  факторов,  то 

окажемся  с  совершенно  неправильным  мерилом  в  руках,  чтобы  судить  о  том  уровне  эффективности, 
которого можно добиться. Мониторы, как и помещения, также обладают тембральными особенностями, 
которые  сказываются  на  общем  звучании.  Производители  громкоговорителей  вместо  того,  чтобы 
стараться  добиться  большего  сходства  своей  продукции  по  характеристикам,  как  правило,  имеют  свои 
«фирменные» эталоны звучания. 

Много  раз  меня  вызывали  на  студии  из-за  того,  что,  например,  малый  барабан  или  том-том 

изменял высоту тона при переключении с одной системы мониторов на другую. Все барабаны обладают 
резонансом; если бы этого не было, их звук совершенно потерял бы свою индивидуальность. Вся музыка 
в целом – это, в сущности, набор управляемых резонансов. Разве что перкуссия в ненастроенном виде 
отличается от других групп музыкальных инструментов тем, что резонансы здесь не проявляются в виде 
управляемых  гармонических  структур.  Перкуссия  больше  похожа  на  взрыв  шума  со  случайными 
резонансными эффектами. Именно на этом была основана работа первых драм-машин. Точно так же, как 
и  в  случаях  с  настраиваемыми  инструментами,  звучание  перкуссии  стремится  подстроиться  под  тон 
самого сильного резонанса. Величины этих случайных резонансов часто очень близки по уровню; разные 
мониторы  имеют  разные  амплитудно-частотные  характеристики  и  свои  собственные  резонансы;  а  в 
сумме  они  могут  как  подчеркивать,  так  и  снижать  какие-то  определённые  резонансы  барабанов.  Эти 
относительно  небольшие  отклонения  могут  быть  достаточными,  чтобы  при  переключении  с  одной 
системы  мониторов  на  другую  акцент  с  основного  резонанса  сместился  на  вторичный  резонанс. 
Вследствие этого может возникать ощущение изменения высоты тона барабана. Это не так уж страшно, 
ибо  мы  уже  пришли  к  выводу  о  том,  что  все  системы  громкоговорителей  имеют  недостатки.  Девяносто 
девять  шансов  из  ста,  что  при  сведении  этого  барабана  с  остальными  инструментами  проблема  будет 
хорошо «замаскирована». 

Зачастую персонал многих студий тратит кучу времени и денег на решение подобной проблемы 

несоответствия звучания большой и малой мониторных систем, особенно если на это жалуется приезжий 
звукоинженер. Но большую тревогу вызывает фактически безоговорочное доверие некоторых инженеров 
определённым мониторам ближнего поля и их вера в то, что эти мониторы совершенно точно работают в 
любой обстановке и для всех видов музыки.  

Однажды  меня  попросили  разобраться  с  проявлением  резонанса  на  одной  конкретной  ноте 

синтетического  баса.  После  многих  проверок  стало  ясно,  что  звук,  о  котором  идёт  речь,  вызывает 
резонанс  как  раз  в  малом  мониторе.  Было  совершенно  очевидно,  что  проблема  этого  резонанса 
существует только у этих конкретных мониторов, в конкретном положении, в том конкретном помещении. 
Впоследствии  оказалось,  что  при  использовании  этих  мониторов  в  других  помещениях  эта  проблема 
проявляется  в  гораздо  меньшей  степени.  В  помещении  же,  о  котором  изначально  шла  речь,  после 
замены мониторов эта проблема больше не проявлялась. Владелец студии логически пришёл к выводу, 
что  нежелательный,  хотя  и  редкий,  эффект  возник  из  сочетания  этой  пары  мониторов  и  характеристик 
комнаты.  Я  и  сам  полагал,  что  причина  в  склонности  этих  мониторов  к  возбуждению  от  конкретного 
резонанса помещения, вызываемого определёнными «трудными» или сольными звуками. К сожалению, 
менеджеру студии предстояло выполнить неблагодарную задачу – убедить продюсера в своём выводе. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

110 

 
Трудность этой задачи состояла в том, что продюсер никогда не сталкивался с такой проблемой ранее и 
хорошо  знал  эти  мониторы.  Он  считал,  что  коль  эта  проблема  не  проявлялась  на  других  мониторах  в 
данной комнате, то это говорило лишь о том, что другие мониторы просто не могли её выявить. Другими 
словами,  в  заявлении  продюсера  прослеживалась  вера  в  «правильность»  этих  недорогих  мониторов  в 
любых обстоятельствах и в то, что все другие мониторы во всём мире работают неправильно. 

К  сожалению,  такие  мысли  встречаются  слишком  часто,  хотя  и  являются  всецело  ошибочными. 

Как же ведёт себя владелец студии в такой ситуации? Естественно, против этой логики. Если в данной 
отрасли для измерений применяется мерило, не отличающееся точностью, то это может привести только 
к путанице и в конечном итоге – к откату назад. Поэтому похоже, что для несчастных владельцев студий 
простого ответа просто нет.  

9.6 Опыт или неуверенность 

Глядя  на  быстрый  рост  индустрии  звукозаписи  и  вызывающие  тревогу  темпы  появления  нового 

оборудования на рынке, я убеждён, что сейчас чувство неуверенности играет особую роль при принятии 
многих  решений.  Обеспечение  атмосферы  надёжности  в  психологическом  аспекте  для  заезжих 
инженеров  и  продюсеров  становится  настолько  же  важной  частью  услуг  студий,  как  и  предоставление 
оборудования и других возможностей. У многих продюсеров и инженеров есть свои любимые студии. Их 
выбор часто основан больше на чувстве уверенности, чем на достоинствах самой студии. Они знают, что 
поворот ручки в такой-то студии даёт такой-то эффект. Когда эти люди попадают в другую студию, они 
невольно сравнивают здесь каждую деталь со студией, которая им наиболее знакома. «Это звучит не так, 
как  в  той  студии,  в  которой  я  обычно  работаю» – вот  какого  рода  сетования  можно  услышать. «Мы 
пользуемся  другими  соединительными  шнурами» ... «Рэк  с  обработкой  у  нас  стоит  в  другом  месте»... 
«Когда мне нужен такой звук в моей обычной студии, я просто поворачиваю ручку эквалайзера, а на этих 
эквалайзерах я этого звука найти не могу» ... и так далее и тому подобное. Я часто удивляюсь, почему 
они не возвратятся на ту студию, откуда пришли, если им так много не нравится на новой студии. Именно 
из  чувства  неуверенности,  обусловленного  отсутствием  опыта,  они  всё  подвергают  сомнению. 
Существует  категория  робких  водителей,  которые  очень  боятся  сесть  за  руль  любой  другой  машины, 
кроме  своей  собственной.  И  если  бы  приборная  панель  располагалась  не  там,  они  растерялись  бы 
окончательно. Опытный водитель воспринимает эти различия как нечто само собой разумеющееся. Если 
основные системы машины работают нормально, то в опытных руках она без проблем доедет из пункта А 
в пункт Б со скоростью, зависящей от её технических возможностей, а поездка пройдёт без суеты. 

Ах,  как  было  бы  хорошо,  если  бы  люди  относились  к  студиям,  как  к  средству  для  достижения 

конкретных  конечных  результатов,  а  не  как  к  центру  всей  вселенной!  Физиологически  эффект 
«заточения» в студии, часто на протяжении месяцев, может вызвать искажённое ощущение перспективы. 
Я часто вспоминаю о целом годе, «выпавшем» из моей жизни в середине 70-х. Я, как личинка в коконе, 
проторчал в студии целый год, работая над одним из альбомов. Альбом имел большой успех, и я до сих 
пор считаю, что мои труды стоили этого. Однако после моего «возвращения» в общество я обнаружил, 
что то, что казалось для меня очень важным, на самом деле сыграло чрезвычайно малую роль в том, что 
творилось в большом мире. После того, как на протяжении одиннадцати месяцев компания звукозаписи 
«кормила»  меня  уверениями  о  важности  моей  миссии,  я  к  некоторому  своему  удивлению  узнал,  что 
человек,  живущий  через  дом  на  той  же  улице,  не  проявил  ни  малейшего  интереса  ко  всему,  чем  я 
занимался.  Пропорции  были  искажены  до  абсурда.  Более  того,  это  было  тогда,  когда  индустрия 
звукозаписи  была  в  гораздо  большей  степени  структурированной  и  упорядоченной,  чем  сегодня.  По 
крайней мере, тогда нас учили и готовили к напряжённой работе. 

Отсутствие опыта и подготовки приводит к тому, что люди не видят различий между тем, что им 

следует  знать,  и  тем,  что  они  знать  не  обязаны.  Неудивительно,  что  в  мире,  в  котором  люди  боятся 
сделать ошибку из страха показаться некомпетентным (а зачастую и в глазах ещё менее компетентных 
людей), чувства неуверенности - хоть отбавляй. Всем кажется, что нужно обязательно иметь мнение или 
практические  знания  по  всему  кругу  существующих  вопросов.  При  нынешних  темпах  появления  нового 
оборудования только отслеживание информации по каждому новому изделию уже само по себе могло бы 
стать  работой  с  полной  занятостью.  Не  стоит  стыдиться,  если  Вы  не  знакомы  с  каким-то  прибором. 
Наоборот, это вполне нормально. Но ответ «я этого не видел» многими воспринимается как показатель 
неинформированности  и  как  намёк  на  то,  что  у  Вас  не  хватает  знаний  для  осуществления  хорошей 
записи.  Какие  глупости!  Не  стыдно  признаться  в  том,  что  чего-то  не  знаешь.  Только  невеждам  это 
покажется проигрышем в игре на очки. Для знающих людей - это лишь знак честности и желания учиться. 
Честность – фундаментальная  основа  настоящего  развития.  Сказав  это,  я  вполне  отдаю  отчёт  о 
трудностях,  с  которыми  сталкиваешься,  работая  в  этом  бизнесе  с  чрезвычайно  высокой  конкуренцией, 
когда  клиенты,  показывающие  свой  недостаток  знаний,  убеждают  остальных  в  том,  что  они  знают  так 
много.  

9.7 Эффекты от эффектов. 

Некоторые  инженеры project-студий  очень  неохотно  признают  то,  что  на  рабочие  параметры 

контрольной  комнаты  оказывает  сильное  влияние  как  количество  аппаратуры,  так  и  её  расположение.