Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10518

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

111 

 
Ранее контрольные комнаты были предназначены для размещения звукозаписывающего оборудования и 
персонала, а студии – для музыкантов и инструментов. В наши дни в контрольных комнатах размещается 
всё и вся, за исключением разве что пустых футляров, которые сейчас чаще всего хранятся на студийных 
площадях. Резонансы от металлических панелей оборудования, часто располагающегося в резонансных 
местах,  и  пустот,  образующихся  при  его  нагромождении,  могут  сильно  изменить  акустику  комнаты.  Я 
лично  видел,  как  инженеры  обставляли  себя  оборудованием,  создавая  тем  самым  отражающие  и 
резонансные  «боксы».  Это  до  абсурда  изменяло  привычные  условия  мониторинга,  но  инженеры, 
отвечающие за акустику, так и не догадались о своей ошибке.  

9.8 Дальнейшие компромиссы. 

«Щипать  травку»  по  «обочинам»  профессиональных  стандартов  –опасное  занятие.  При 

проектировании контрольных комнат мне часто задавали вопросы типа: «А что будет, если в ловушке для 
баса поставить блок эффектов?», «Что произойдет, если мы оставим эту стену прямой?», «Что случится, 
если  мы  увеличим  количество  стекла  сбоку  комнаты»  и  т.п.  Если  рассматривать  эти  вопросы 
обособленно  и  вне  контекста,  то  ответом  будет - «ничего  особенного».  Однако  в  совокупности 
реализация этих изменений может катастрофически сказаться на рабочих параметрах комнаты в целом. 
Так  можно  остаться  с  комнатой  без  всякого  акустического  контроля,  это  будет  просто  большая 
декорированная  комната  с  каким-то  там  оборудованием.  Когда  что-то  звучит  не  так,  то  хулят  обычно 
большие мониторы, после чего «мудро» заявляют, что мониторы ближнего поля всё-таки работают более 
точно.  То,  что  часто  от  больших  мониторов  требуют  работы  в  условиях,  когда  акустика  комнаты 
претерпела  серьёзные  изменения  от  компромиссных  решений,  для  таких  людей  значения  не  имеет. 
Мониторы  ближнего  поля  не  являются  изначально  более  точными,  но  к  ним  относятся  с  меньшей 
критикой,  ибо  стоящие  перед  ними  задачи – более  узкие.  Они  работают  на  меньшем  расстоянии  от 
слушателя в более узком частотном диапазоне.  

9.8.1 Ограниченный диапазон мониторинга. Насколько это опасно? 

Повышение «определённости  звучания»  микса путём  сужения  частотного  диапазона – не  самое 

мудрое решение. Что касается низких октав и сольных фрагментов, то здесь многие системы ближнего 
поля, к сожалению, пасуют. Это не вина их производителей, а результат неправильного использования. 
Когда  слишком  доверяют  звуку  мониторов  ближнего  поля,  затухающему  на  частоте  около 70–80 Hz, 
низкочастотный  баланс  часто  бывает  неправильным.  При  сольном  звучании  инструментов,  особенно 
полученных  из  компьютерных  источников,  отношение  пика  к  среднему  уровню  сигнала  часто  бывает 
очень большим. Хотя короткие пики не представляют опасности для звуковых катушек громкоговорителей 
в плане превышения их характеристик по тепловой мощности, они могут легко превысить максимально 
допустимый  ход  диффузора  громкоговорителей.  Иными  словами,  при  резкой  атаке  они  мгновенно 
толкают  диффузоры  громкоговорителей  на  большее  расстояние,  чем  они  рассчитаны,  что  приводит  к 
искажению, придающему звуку определённую окраску. Смешно звучит объяснение, что при более низких 
уровнях  сигнала  искажения  исчезают,  потому  что  становятся  неслышымыми,  т.к.  инструмент  снова 
«растворяется» в общем звучании микса. В миксе средний уровень резко повышается, а значит и общая 
громкость  по  отношению  к  пикам.  На  больших  полнодиапазонных  мониторах  эти  проблемы  не 
проявляются.  Этим  объясняется  необходимость  иметь  большие,  хорошо  спроектированные  студийные 
мониторы  с  запасом  по  мощности,  позволяющие  «переваривать»  даже  очень  высокие  переходные 
импульсы.  А  мониторы  ближнего  поля  лишь  дополняют  большие  мониторные  системы  и  не  могут  их 
заменить. 

Современные записи отличаются беспрецедентной несостоятельностью по уровню и по звуковым 

характеристикам  в  нижних  октавах  при  их  воспроизведении  на  полнодиапазонных  мониторах.  Не 
удивительно, что эти частоты должным образом не отслеживаются в контрольных комнатах. Их пускают 
«на  самотёк»,  и  в  результате  получается  то,  что  получается.  Исчезновение  в  контрольных  комнатах 
факторов  акустического  контроля,  наплыв  негодной  и  случайной  аппаратуры  и  инструментов,  выход  за 
пределы  заложенной  в  проекте  зоны  прослушивания  и,  как  следствие,  утрата  доверия  к  основным 
мониторам и переключение всего внимания на мониторы ближнего поля – всё это скользкий и опасный 
путь. 

9.8.2 Подготовка. 

Много раз ко мне обращались с просьбой построить студии, зная сильные стороны и репутацию 

тех студий, которые я уже ранее построил. Потенциальные владельцы будущих студий считают, что если 
у них будет студия, похожая на студию с отличной репутацией, то они сами вскоре добьются такого же 
успеха. Точно так же они могли бы купить гоночный автомобиль, выигравший гран-при в «Формуле-1», но 
разве  бы  они  рассчитывали  выиграть  гонки  следующего  сезона?  Они  были  бы  идиотами,  если  бы 
считали,  что  у  них  есть  хоть  малейший  шанс,  ведь  профессиональные  водители-пилоты  отличаются  в 
своей  области  чрезвычайным  уровнем  мастерства.  Во  время  своего  расцвета  большинство  студий, 
обладающих  громким  именем,  имели  большой  штат,  содержащий  оборудование  по  высшему  классу. 
Инженерный  персонал  имел  громкую  и  неоспоримую  репутацию,  и  помощники  инженеров  были 
подшефными  этих  профессионалов.  Но  всё  это  относится  скорее  к  студиям  «первого  эшелона»,  чем  к 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

112 

 
студиям вообще. В таких студиях есть настоящее мастерство и опыт персонала. Чтобы спаять воедино 
студию  и  персонал,  добившись высочайшей  эффективности  работы,  надо  чрезвычайно  много  времени, 
терпения,  умения  и  денег.  Что  же  касается  студий,  инвестирующих  деньги  в  оборудование  и 
предъявляющих заниженные требования к подготовке персонала, то такой подход вряд ли позволит им 
достичь  уровня  первоклассных  студий.  До  сего  дня  я  придерживаюсь  мнения,  что  хорошо 
подготовленный  персонал  с  плохим  оборудованием  предпочтительнее  наилучшему  оборудованию  в 
руках неопытного персонала.  

9.9 Специализация персонала. 

Ещё один аспект, касающийся найма персонала, связан с рабочей нагрузкой. При колоссальном 

росте  сложности  электронных  инструментов  и  источников  звука  инженеры  призваны  работать  более 
тесно  с  музыкантами  на  стадии  программирования.  Но  требовать  от  инженера  программировать 
инструмент столь же нелепо, как и требовать от него настроить гитару или фортепиано. Но на инженеров 
«валят»  и  это,  что  не  так  уж  удивительно.  Для  того  чтобы  инженер  мог  эффективно  выполнять  свою 
работу,  очень  важно,  чтобы  между  ним,  музыкантами  и  продюсерами  установились  тёплые  отношения. 
За  многие  годы  я  повидал  немало  случаев,  когда  люди  равных  способностей  обращались  за 
трудоустройством  на  студии.  И  то,  по  какому  пути  они  пошли - по  стезе  инженеров  звукозаписи  или 
технического персонала – диктовалось в основном не их квалификацией, а их личными качествами. 

Одна  из  сфер,  в  которой  такое  пересечение  навыков  имеет  колоссальную  важность - это 

настройка  и  "выравнивание"  мониторов.  Обслуживающий  персонал  часто  знает,  как  настроить 
оборудование, но не всегда может оценить звучание. И наоборот, инженеры звукозаписи часто понимают 
толк  в  звуке,  но  не  знают  настройки  оборудования.  Сотрудничество  здесь  является  жизненно  важным, 
если  хотите  добиться  желаемых  результатов.  Хотя  многие  технари  играют  на  инструментах  и  знают 
музыку,  играть  на  инструменте  и  быть  музыкантом - большая  разница.  Она  зиждется  на  личности  и  её 
отношении к данному делу, а не на её способностях.  

По-видимому,  именно  несоблюдение  таких  принципов  и  повлекло  в  значительной  степени 

появление  проблем  неточностей  по  низким  частотам,  которые  характерны  для  многих,  особенно 
больших,  мониторных  систем,  когда  они  используются  совместно  с  графическими  эквалайзерами.  В 
самых  низких  двух-трёх  октавах  все  спектроанализаторы  практически  бесполезны.  Отражения  и 
резонансы  на  низких  частотах,  присутствующие  в  разной  степени  во  всех  помещениях,  как  бы 
"сговариваются"  и  "расстраивают  работу"  любой  измерительной  системы,  ориентированной  только  на 
какой-то  один  параметр.  Использование  систем  dummy head  и  усреднение  показаний,  полученных  из 
многих  секторов  зоны  прослушивания,  могут  в  какой-то  степени  нивелировать  расхождения,  но  это 
занимает много времени, дорого стоит и всё-таки не даёт точного результата. Если инженер и продюсер 
довольны звучанием басового регистра, то независимо от показаний приборов так оно и будет. В очень 
многих  случаях  грубая  настройка  графическими  эквалайзерами  выполняется  до  тех  пор,  пока 
спектроанализатор  не  покажет  прямую  линию.  Но  пытаться  скомпенсировать  совокупность  ошибочных 
показаний спектроанализатора, которые никак не сказываются на реальном звучании, опасно. Я считаю, 
что в 95% случаев показания контрольных приборов, сторонником которых я ни в коей мере не являюсь, 
толкуются  не  всегда  верно,  а  иногда  и  вовсе  неверно.  Из  опыта  знаю,  что  знания  акустики  у 
обслуживающего персонала почти отсутствуют. Но винить этих людей за это нельзя, потому что они не 
учились  на  акустиков.  Похоже,  что  участь  "выравнивания"  мониторов  взвалили  на  плечи  многих  этих 
людей  только  потому,  что  часто  лишь  они  знают,  как  производить  соответствующие  регулировки.  В 
конечном же итоге важно лишь то, как звучит система. Это примерно то же, если бы механик уселся за 
руль гоночного автомобиля на турнире "Grand Prix" лишь потому, что он отлаживает автомобиль лучше, 
чем просто гонщик. На самом же деле, хоть механик и отлаживает автомобиль, решения по его отладке 
зависят  от  оценок  гонщиков,  испытавших  автомобиль  на  практике.  Только  в  сотрудничестве  и  можно 
выиграть Гран-при. Только в сотрудничестве можно добиться, чтобы студии работали «в полный рост». В 
любом  случае,  требуется  большое  мастерство,  опыт  и  знания.  Возникли  сомнения?  Позовите 
специалиста. Ведь в звукозаписи есть масса аспектов, "незаметных" на первый взгляд. Вам же не придёт 
в  голову  звать  специалиста-акустика  для  ремонта  микшерного  пульта!  Так  зачем  же  звать  инженера-
электронщика для настройки мониторной системы? 

9.10 Знание - сила. 

В большинстве отраслей, сравнимых по масштабам с индустрией звукозаписи, степень истинной 

специализации  членов  рабочего  коллектива  проявляется  в  сочетании  с  широким  знанием  других 
аспектов,  относящихся  ко  всей  отрасли  в  целом.  Так  было  раньше  и  в  индустрии  звукозаписи,  когда 
инженеров  учили  кое-чему  из  области  механической  записи,  чтобы  они  не  делали  записей,  которые 
нельзя было бы "нарезать" на виниловые диски. Появление термина "инженер звукозаписи" относится к 
тому времени, когда инженеры звукозаписи были технически подготовленными людьми, хотя это само по 
себе не всегда приносило пользу с артистической точки зрения. Как бы то ни было, в настоящее время 
гораздо  чаще  встречаются  люди,  обладающие  просто  мизерными  знаниями  тех  аспектов 
технологического  процесса  звукозаписи,  которые  выходят  за  рамки  их  собственного  весьма 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

113 

 
ограниченного опыта. Это приводит к необоснованным претензиям и требованиям с их стороны к другим 
членам  коллектива,  эксплуатирующего  или  строящего  студию.  Всё  чаще  и  чаще  можно  слышать,  как 
люди  требуют  каких-то  вещей,  которые  абсолютно  бессмысленны  или  невозможны  в  силу  законов 
природы  и  текущих  возможностей  человечества.  Если  воевать  с  природой,  то  ничего  стоящего  не 
добьешься; если же работать с ней в гармонии, то это позволит пожинать богатые плоды. 

Помните, что звукозапись - это вид искусства, но это также и деятельность, которая зиждется на 

некоторых очень глубоких реалиях физической природы. Может быть, поэтому она настолько интересна. 
В 10-й  главе  мы  рассмотрим  некоторые  из  многочисленных  физических  аспектов  работы  мониторов  в 
помещениях.  Однако  перед  этим  давайте  просто  рассмотрим  несколько  различий,  часто 
обнаруживаемых при сравнении профессиональных и менее профессиональных инсталляций. 

9.11 Ресурс оборудования. 

Как уже говорилось, профессиональное оборудование рассчитано на больший срок службы, чем 

большинство  полупрофессионально-бытового  оборудования.  Однако  условия  эксплуатации  в  студиях 
могут  способствовать  значительному  продлению  срока  службы  оборудования.  Естественно,  если  речь 
идёт  о  механических  устройствах,  то  здесь  большой  прок  будет  от  систем  вентиляции  с  хорошими 
фильтрами.  Пыль  и  табачный  дым  являются  "убийственными"  для  многих  механических  компонентов, 
будь  то  потенциометры,  двигатели,  тонвалы  магнитофонов,  вращающиеся  головки  или  вентиляторы 
охлаждения.  Простая  мера  предосторожности - использование  системы  воздухоснабжения, 
оборудованной  хорошими  фильтрами.  Это  "и  дёшево,  и  сердито".  В  комнатах  должно  быть  создано 
избыточное  давление  путем  притока  большего  объёма  воздуха,  чем  на  вытяжке.  Если  используются 
вытяжные  вентиляторы,  то  они  должны  быть  меньшей  мощности,  чем  воздухозаборные  вентиляторы, 
чтобы в комнату всегда подавался хорошо профильтрованный воздух, даже когда двери открыты. Такая 
система, кроме вентиляции, позволяет поддерживать низкую температуру оборудования. 

Многие  компоненты,  особенно  электролитические  конденсаторы,  подвержены  ускоренному 

"старению"  при  повышенной  рабочей  температуре.  Электролитический  конденсатор,  работающий  при 
10°C, "протянет" в два раза дольше того, который постоянно работает при температуре 20°C. В пределах 
диапазона 10 - 70 °C, каждое  повышение  температуры  на 10 градусов,  как  правило,  вдвое  сокращает 
срок  службы  этих  компонентов.  Их  старение  приводит  к  постепенному  ухудшению  качества  звучания. 
Поэтому  необходимость  обеспечения  хорошей  вентиляции  аппаратуры  имеет  большое  значение, 
особенно  если  учесть,  что  многие  микшерные  пульты  имеют  тысячу  и  более  электролитических 
компонентов. Я говорю не о том, что пятиминутное повышение температуры на 10 °C снизит вдвое срок 
службы конденсаторов, а о том, что при постоянной температуре в 10 °C конденсатор прослужит вдвое 
дольше конденсатора, который постоянно работает при температуре в 20 °C. Перепад температур также 
вреден. 

Большинство профессиональных студий держат всю свою аппаратуру постоянно включенной, за 

исключением  магнитофонов,  имеющих  постоянно  вращающиеся  детали.  Нагрев  и  охлаждение  при 
включении  и  выключении  вызывает  расширение  и  сокращение  в  самих  компонентах,  что  приводит  к 
усталости  материала  и  последующему  выходу  из  строя.  Отмечено,  что  при  включении  студийного 
оборудования  или hi-fi аппаратуры  поначалу  возникают  шумы,  которые,  как  правило,  постепенно 
проходят через столько-то минут или часов. Самый простой способ избежать этого – оставить аппаратуру 
включенной при стабильной температуре.  

Я впервые услышал об этом в 1970 г., узнав, что компания "Thames Television" в Англии сообщила 

о 90-процентном  сокращении  числа  поломок  после  того,  как  приняла  на  вооружение  этот  подход.  Есть 
здесь  и  два  минуса.  Работа  при  повышенных  температурах  в  течение  продолжительного  времени 
снижает срок службы деталей, но на деталях так же вредно сказываются и циклы нагрева и охлаждения. 
Гиддингс предлагает следующее, что вполне согласуется и с моим личным опытом: 

•  Если  оборудование,  которое  при  работе  нагревается  до  горячего  состояния,  простаивает,  его 

следует выключать в том случае, если им не будут пользоваться в течение трёх дней. 

•  Если  оборудование,  которое  при  работе  нагревается  до  тёплого  состояния,  простаивает,  его 

следует выключать в том случае, если им не будут пользоваться в течение недели. 

•  Если оборудование нагревается до очень горячего состояния, то оно неправильно установлено, и 

нужно придумать для него какое-то охлаждение в том или ином виде.  

При большой нагрузке усилители мощности, охлаждаемые притоком воздуха, при простое обычно 

остывают.  Поэтому  я  советую  своим  клиентам  в  студиях  никогда  их  не  выключать.  Исключением 
является лишь ламповая аппаратура, т.к. обычный срок службы лампы составляет примерно 5000 часов 
по той причине, что покрытие катодов нагревается до каления и, как правило, со временем теряет свою 
способность излучать электроны. 

Конечно,  чтобы  оставить  неработающую  аппаратуру  включенной,  потребуется  хорошая  система 

защиты,  состоящая  из  чувствительных  автоматических  предохранителей,  срабатывающих  при 
превышении допустимой силы тока или при утечке тока в землю. Хорошо смонтированное современное 
оборудование  редко  представляет  опасность  в  плане  пожара,  но  для  большей  безопасности  в  таких 
комнатах  можно  легко  установить  на  потолках  температурно-чувствительные  огнетушители,  которые 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

114 

 
заполнят  помещения  негорючим  газом  при  достижении  температуры  установленного  порога,  например, 
60 °C. Если принять такие меры предосторожности, можно смело оставлять аппаратуру включенной на 
ночь,  да  и  в  состоянии  простоя  она  будет  потреблять  меньше  тока.  Дополнительные  расходы  на 
электричество  компенсируются  снижением  расходов  на  обслуживание  и  экономией  времени  на 
выявление причин шумов и поиск неполадок.  

 
Литература 
1 Giddings, Philip, Audio Systems Design and Installation', Focal Press, Boston, USA and Oxford, UK 

(1995). 

 
 
 
 
 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

115 

 

Глава 10 Некоторые 

основные 

понятия 

об 

акустике 

громкоговорителей и помещений 

 
В ходе подготовки книги издателями сомневались в целесообразности включения этой главы. Она 

содержит некоторые математические расчёты, посильные даже 12-летним детям, но эти расчёты помогут 
правильно сориентировать потенциальных покупателей. А коль в нескольких последующих главах будут 
рассмотрены  некоторые  аспекты  работы  громкоговорителей  в  помещениях,  нам  необходимо  будет 
определиться с терминологией. 

Недопонимание  основополагающих  принципов  рождает  много  мифов  и  ложных  представлений, 

которые  мы  слышим  не  только  в  домашних  и project-студиях,  но  и  в  гораздо  более  профессиональных 
студиях.  Из-за  них  от  торговых  представителей  часто  требуют  то,  что  в  принципе  невыполнимо  в  силу 
законов акустики. 

Громкоговорители - это  простые  аналоговые  электромеханические/электроакустические 

устройства,  которые  усовершенствованы  настолько,  что  могут  воспроизводить  звук  с  таким  реализмом, 
который  и  не  снился  их  изобретателям  в  начале  двадцатого  столетия.  Однако  проявить  себя  по-
настоящему  они  могут  только  в  определённых  условиях,  поэтому  неправильная  их  установка  в 
помещениях  приводит  к  потере  многих  их  достоинств.  А  поскольку  в  большинстве  случаев 
громкоговорители  используются  именно  в  помещениях,  давайте  рассмотрим  связанные  с  этим 
проблемы. 

Project-студии обычно размещаются в скромных по размеру помещениях, а контрольные комнаты, 

как правило, имеют площадь 20 м

2

 и меньше. Высота потолка обычно не превышает трёх метров, так что 

вероятный объём такого помещения - меньше 60 м

3

. Без акустической отделки таких помещений никакие 

мониторы  не  помогут  добиться  ничего  даже  близко  похожего  ровные  амплитудно-частотные 
характеристики. Для большей ясности давайте сначала рассмотрим некоторые принципы, определяющие 
работу  громкоговорителей  в  помещениях.  Итак,  начинаем.  Учитывая  возможный  страх  перед 
громоздкими формулами, я постараюсь сделать эту главу максимально короткой. 

10.1 Некоторые основные принципы акустики. 

К некоторому сожалению для акустиков, скорость распространения звука в воздухе при комнатной 

температуре,  а,  значит,  и  длины  волн  для  любых  частот – величины  более  или  менее  постоянные,  и 
никакими «фокусами» их не изменить. Связаны они простой формулой: 

 

где: 
λ  =  длина волны в метрах 
c  =  скорость звука в воздухе при 20 °C - 344 метра за секунду 
f  =  частота в герцах 
Поэтому: 
При частоте 100 Hz длина волны составляет: 

 

Для 10 kHz: 

 

 
 
Длина  волны – это  расстояние,  на  протяжении  которого  волна  со  скоростью  звука  совершает 

полный цикл, проходя полуцикл давления и полуцикл разрежения, как показано на рисунке 29.  

Раньше,  когда  ещё  не  было  понятия  "герц",  применялся  старый  термин - циклы  за  секунду, 

представлявший  частоту,  как  количество  полных  циклов  в  течение  каждой  секунды.  Большинство 
читателей знают, что изменение фазы на 180

0

 приводит к изменению полярности; а если два сигнала с 

равной  амплитудой,  но  не  совпадающие  на 180

0

  по  фазе,  смешиваются  вместе,  то  они 

взаимопогашаются.  Что  ж,  название  старого  термина - «циклы  за  секунду» - обусловлено  циклической 
природой фазовых изменений, а нынешнее определение частоты – это количество изменений фазы во 
времени.  Поэтому  поворот  фазы  на 360

0

  равен  одному  циклу,  т.е.  это  возврат  к  нулевому  значению 

фазы.  

Если  поставить  пару  громкоговорителей  в  маленькой  пустой  комнате  с  отражающими 

поверхностями, то звук, отражаясь от них, будет распространяться внутри помещения по очень сложным 
траекториям. И вот что мы услышим: сначала прямой звук от громкоговорителей, затем, спустя несколько 
миллисекунд,  пойдут  мириады  отражений,  которые  вскоре  сольются  в  то,  что  мы  обычно  называем 
реверберацией.  Было  бы  совершенно  невозможно  расслышать  какие-либо  нюансы  в  этой  сумятице.  Я