ВУЗ: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова "ВГИК"
Категория: Книга
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 10503
Скачиваний: 211
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
11
добиться от него отличного исполнения некоторых вещей, которое было бы "зажатым" в обычной
студийной обстановке.
Альбом "Tubular Bells" вероятно был первым реально расходившимся альбомом, записанным
исключительно самими музыкантами. Можно говорить, что у них была "почти профессиональная" студия
Manor и посильная техническая помощь от меня, но в основном эти парни сделали его сами. Альбом
"Tubular Bells" в техническом плане был далеко не совершенным, да и Майк сам не был доволен своим
исполнением. Но средства на запись альбома, которые были выделены Майку, Тому и Саймону Хейворту
(Simon Heyworth), к тому времени были исчерпаны. Тем не менее складывалось впечатление, что для
покупателей пластинок это не имело никакого значения.
В 1976 году я сделал квадрофоническую версию для сборника "Boxed", но планы заменить ею
первоначальную стереофоническую версию были в конечном итоге отброшены, поскольку к тому
времени последняя уже завоевала статус "классики". Более того, у меня для ремикса не было звука
оригинальных колоколов. Сами колокола были повреждены Майком, который, экспериментируя, бил по
ним отбойным молотком. Оригинальной записи на многодорожечной ленте уже не было, а ламповый
компрессор "Belcamman", который использовался для получения невероятного сустейна, был утерян.
Хотя вполне возможно, что “купольные” колокола (tubular bells) в кульминационном моменте на первой
стороне пластинки никогда на многодорожечную ленту и не записывались. Их звон вполне могли
записать непосредственно на стереофоническую мастер-копию. Никто по-видимому не помнит этого,
поскольку во время той работы было слишком много рекордов "Гиннеса" ("Гиннес" - для тех, кто не знает
об этом - это знаменитое ирландское пиво; и так уж совпало, что Майк, Том и я являемся частично
англичанами и частично ирландцами, хотя Том еще и на четверть русский!)
Майк всегда мечтал о том, чтобы записать альбом "Tubular Bells" на более высоком техническом
уровне как в плане качества записи, так и в плане исполнительского мастерства. Учитывая деликатные
обстоятельства создания альбома, Том всегда сомневался, сможет ли Майк в ситуации, которая
обеспечит более высокий технический уровень, вырваться на достаточное время из своей
психологической оболочки для записи чего-нибудь стоящего.
Многие годы эта идея не выходила из головы Майка и была реализована только спустя 20 лет,
когда был записан альбом "Tubular Bells II", причём на этот раз Майк, Том и Тревор Хорн (Trevo Horn)
были со-продюсерами. Как по мне, то это действительно великолепная вещь как по исполнению, так и по
качеству записи. В ней практически отсутствуют недостатки, однако по разным причинам она никогда не
достигнет того уровня воздействия, какого достиг оригинал.
Вся эта длинная история является хорошей демонстрацией существования конфликтов между
техническими требованиями к записи и исполнительскими запросами музыкантов даже на самом высоком
уровне. Майк Олдфилд сейчас работает в основном дома, но в его домашней студии находится самое
совершенное оборудование. На фото1 и 2 - комплекс домашней студии 1975 года с оборудованием, от
которого даже 25 лет спустя текут слюнки. В то же время есть сложившиеся музыканты, которые вполне
комфортно чувствуют себя в профессиональных студиях и которые используют свои жилища по прямому
предназначению. Имея признание, опыт и материальные возможности, они вправе выбирать, где им
записываться, чтобы добиться успеха. Более того, если потребуется, они могут позволить себе
обратиться за любой дополнительной помощью со стороны. Самое главное – добиться первого успеха,
заявить о себе. И это – главная причина возникновения project-студий и тех тенденций, которые
оказывали влияние на индустрию звукозаписи последние 20 лет.
1.3 Переносное и портативное оборудование.
В течение большей части семидесятых годов Том Ньюмен приставал ко мне с предложением
сделать ему 16-дорожечный магнитофон, который бы помещался в чемодане. Я заверял его, что сделать
такое технически невозможно. Он спорил со мной, доказывая, что сделать это возможно при условия
сознательного снижения технических параметров. "Мне не нужны твои стандарты качества, - говорил он
иногда, - мне необходимо схватить идею в нужном месте и в нужный час. И если из-за каких-то
технических параметров мы не сделаем такую технику, то огромное количество записей так никогда и не
увидят свет".
Боюсь, что тогда всё это говорилось вхолостую. Снижение стандартов для меня было абсолютно
неприемлемым, даже если это было средством достижения великой цели. С 1975 по 1978 годы я
переоборудовал студию Manor и построил Townhouse Studios в Лондоне. Обе работы были выполнены в
сотрудничестве с Томом Хидли (Tom Hidley), проектировщиком студий из Калифорнии. Мы находились на
переднем крае развития звукозаписи или, по крайней мере, мы так считали. Но Том Ньюмен считал, что
передний край развития отрасли лежит в области музыкального творчества.
Мнение Тома Ньюмена об абсолютном приоритете музыки сегодня трудно оспорить, но, работая с
Townhouse Studio, мы были на гребне волны. Для меня это было захватывающе. Это была первая в
Европе студия с 32-х дорожечными аналоговыми магнитофонами Telefunken и первым в Британии
большим пультом фирмы SSL модели "4000В". Это была одна из первых студий, которая выводила
мастер-копии на полудюймовой аналоговой ленте на скорости 30 дюймов с секунду в стандартном
формате. А в помещении для нарезки матриц пластинок впервые использовалась система
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
12
воспроизведения ленты без выдвинутой головки для контроля шага канавки. Звук, непосредственно
снятый с обычной головки, подавался на систему управления глубиной нарезки канавки на диске, в то
время как звуковой сигнал с мастер-копии задерживался в цифровом дилее Ampex ADD 1. На
протяжении примерно года персоналу студии советовали не говорить об этом клиентам, так как
репутация цифровых дилеев в те дни была не слишком хорошей. Но ADD 1 был исключением.
Продвижение вперед новой техники для меня было исключительно интересным. А в связи с тем, что
наша клиентура была под стать нашей технике (например, Queen, Page and Plant, Black Sabbath, Frank
Zappa, Phil Collins и многие другие), то у меня совсем не оставалось времени на удовлетворение
настойчивых просьб Тома Ньюмена сделать ему "игрушечный" многодорожечник.
В течении многих лет он "игрался" с 4-дорожечными четвертьдюймовыми аппаратами фирмы
Teac. А когда фирма Fostex выпустила 8-дорожечный магнитофон под четвертьдюймовую ленту, он стал
одним из первых его покупателей. Точно так же он был одним из первых покупателей выпущенного чуть
позже 16-дорожечного магнитофона B16 под полудюймовую ленту, который действительно по размерам
был с чемодан. Наконец-то Том получил то, чего хотел, и для него не было большей радости.
Невозможно подсчитать, сколько часов он проработал с этим аппаратом, а позже - с E16. Большая часть
подготовительной работы над альбомом "Tubular Bells II" была проделана именно на этих магнитофонах
с использованием различных небольших микшерских пультов. И хотя, по моему мнению, качеству звука
не хватало некоторой естественности и прозрачности, которые я связывал с использованием
профессиональных систем, Том записал на этом оборудовании несколько альбомов, которые были
впоследствии выпущены на компакт-дисках, причём не как переиздания с виниловых оригиналов, а в
качестве оригинальных компакт-дисков. Комплект такого оборудования показан на фото 3.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
13
Фото 1 и 2. Домашняя студия (хотя и очень совершенная для своего времени) в доме Майка
Олдфилда (Mike Oldfield) на Херджест Ридж (Hergest Ridge), на границе Англии и Уэльса. В 1975 году это
оборудование было использовано для записи и сведения его альбома "Ommadawn", оно включало
микшерный пульт Neve, 24-дорожечный магнитофон Ampex MM1100, шумоподавитель DBX type I и
аудиомониторы фирмы Westlake Audio.
Однако Майка Олдфилда никогда не удовлетворяло качество записи "Tubular Bells", и это давало
мне основания по-прежнему отстаивать поддержание профессиональных стандартов записи, хотя к
этому времени я уже полностью признавал право на существование их альтернативных подходов к
звукозаписи. Если 16-дорожечник в чемодане не мог дать того качества, к которому я привык, то я все
еще сопротивлялся снижению стандартов, так как видел в этом тонкую грань, за которой могла
неизбежно произойти девальвация всех стандартов записи. В те времена типовой набор оборудования
для домашней записи был всё ещё очень далек от достижения совершенных результатов.
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
14
Фото 3. Студия звукозаписи Тома Ньюмена в 1991 г., где была выполнена большая часть
подготовительной работы перед записью проекта "Tubular Bells" Майка Олдфилда.
Помню, сколько шума наделало известие, что Eurythmics записал свой пользующийся успехом
альбом "Sweet Dreams" на восьмидорожечном магнитофоне фирмы Tascam или на чём-то схожем. К
началу восьмидесятых годов японская миниатюризация записывающей техники, а также появление таких
магнитофонных лент, таких как "Grand Master" 456 фирмы Ampex сделали возможным появление такого
оборудования для звукозаписи, о котором ещё каких-то 5 лет назад можно было и не мечтать. Но нельзя
забывать и то, что характеристики профессионального оборудования также улучшались. Более того,
появились профессиональные цифровые многодорожечные магнитофоны. Профессиональные студии
продолжали идти далеко впереди полупрофессиональных систем. Однако оставался открытым вопрос:
если хорошо принятый публикой альбом, такой как "Sweet Dreams", можно записать на
полупрофессиональном оборудовании, то к чему наилучшее профессиональное оборудование, если это
всего лишь Sex Pistols с альбомом "Pretty Vacant?
Лично я бы сказал, что все записи должны быть выполнены на наилучшем оборудовании. Но
Томы Ньюмены всего мира заявили бы, что любое музыкальное произведение имеет право на жизнь вне
зависимости от доступности профессионального оборудования для его записи. Музыка - в первую
очередь. С этим я согласен. Но я всё же верю, что её необходимо записывать на наилучшем
звукозаписывающем оборудовании. Хотя качество звука само по себе не должно иметь абсолютного
значения, но им также нельзя жертвовать ради удобства. Если имеешь дело с новым музыкантом, не
имеющим поддержки какой-либо фирмы грамзаписи, то приходится делать то, что можешь. С другой
стороны, имеется элитарный эшелон звукозаписи, который заинтересован работать только в
соответствии с наивысшими стандартами. Оба этих направления необходимы, так как они оба ведут
вперёд, каждое по-своему. Когда они соединятся, они приведут к общему прогрессу в звукозаписи и в
музыке. Но даже в конце восьмидесятых разрыв в уровне техники был ещё слишком велик.
1.4 Рroject-студии.
К 90-м годам я заметил, что меня, равно как и моих коллег, всё чаще стали приглашать для
проектирования именно небольших студий, предназначенных для частного использования и
эпизодического коммерческого использования. Иногда я с удивлением узнавал, что меня приглашают для
проектирования т.н. "одноразовых" студий, т.е. студий с ограниченным сроком службы для записи одного
или нескольких альбомов – и всё! Одна такая студия показана на фото 4, хотя она и пережила
первоначально отведённый для неё срок службы.
Одни клиенты предпочитали более долгосрочный подход и заказывали отменные помещения, в
которых первоначально размещали только то оборудование, которое позволял бюджет, планируя со
временем докупить необходимую технику. Другие предпочитали вкладывать средства в технику,
оставляя до лучших времён переоборудование помещений. Мне больше по душе первый подход, так как
"правильные" помещения гарантируют качественный звук в микрофонах, а хорошие условия мониторинга
позволяют принять наилучшее компромиссное решение в оценке качества звука при работе с
"бюджетным" оборудованием. Второй подход вряд ли обеспечит качественный звук в микрофонах, что в
свою очередь не даст возможности раскрыться хорошему оборудованию; а неточные условия
Philip Newell - Project studios
Филипп Ньюэлл – Project-студии
15
мониторинга вынуждают инженеров работать "на ощупь". Однако талантливые люди, работая с
различным музыкальным материалом, получали довольно хорошие результаты в обоих случаях.
Фото 4. Студия " Sun Zoom Spark (Sunsonic)". Эта студия была построена в Шордиче (Shoreditch),
в Лондоне, как временное решение в 1989 г. Она была построена в старом складе для группы, которая
подписала контракт на запись одного альбома с фирмой грамзаписи с возможностью его продления ещё
на два альбома. Несмотря на то, что она была выполнена в достаточно рудиментарной манере и очень
быстро, она всё ещё существует 10 лет спустя, переоборудованная и с новым владельцем.
Всплеск строительства project-студий был вызван двумя тенденциями. Во-первых, большая часть
тогдашней поп-музыки базировалась на записи электронных клавишных инструментов. Чаще всего они
подключались прямо в микшерский пульт, что сокращало потребность в большом количестве
дорогостоящих микрофонов и хороших помещениях для записи. Во-вторых, фирмы грамзаписи,
осознавая эти тенденции, авансировали средства музыкантам специально для покупки оборудования,
необходимого для такой записи. Поскольку цены на оборудование постоянно снижались, этот вариант
становился всё более финансово привлекательным. Окончательная стоимость записи становилась
известной с самого начала, и не было никаких проблем с продлением времени аренды дорогих студий в
случае отставания от графика записи. Беда в том, что и менеджеры фирм грамзаписи, и музыканты
зачастую не знали настоящего положения вещей. А поставщики, используя момент, бойко торговали
оборудованием, хотя, вопреки их утверждениям, оно было совсем не таким уж хорошим. Недостоверный
мониторинг в акустически неподготовленных помещениях также не способствовал верной оценке того,
каким в действительности было качество звучания. И хотя разрыв в уровне качества между
профессиональным и полупрофессиональным оборудованием всё ещё сохранялся, многие записи,
несмотря на их многочисленные недостатки, продавались хорошо. Эта тенденция вскоре стала
главенствующей.
На фото 5 и 6 продемонстрирован ещё один подход, когда владельцы выбирали хорошую
базовую акустику и мониторинг в довольно необычных зданиях (в неиспользуемых частях различных
помещений, которыми они владели), в сочетании со старым, бывшим в употреблении, но
высокопрофессиональным оборудованием. Многое можно сказать в пользу такого варианта. Не всем,
правда, доступна аренда таких помещений на льготных условиях. Но в остальном… Качество звука
обычно безупречно, согласование оборудования можно выполнить в полном объёме и с
профессиональной простотой, а большой эксплуатационный запас профессионального оборудования
даёт возможность исправить ошибки даже неопытного оператора.
В 1994 году внезапно произошла революция! Появление недорогих конденсаторных микрофонов
из Восточной Европы и бывшего СССР, микшерских пультов, такими так Mackie, и 8-дорожечных
цифровых мультитрекеров, таких как Alesis ADAT и Tascam DA88, подняли планку качества на
совершенно иной уровень, ранее за те же деньги просто недосягаемый. Различия в качестве записей по
сравнению с использованием микрофонов Neumann, микшерских пультов Neve и магнитофонов Sony
3324S стали незначительными. При хороших условиях мониторинга в процессе записи, позволяющих
слышать все нюансы, обе системы дают практически неразличимые результаты. Даже многие эксперты
затруднялись определить, какая запись на какой системе была сделана.
Сегодня разница в качестве, существующая между project-студиями и наиболее современными