Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10496

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

21 

 
справедливо) DAT-формату. 

Формат  MiniDisc  никогда  не  предназначался  для  профессионального  использования  из-за 

применения  сжатия  цифровых  данных,  которое  нужно  было  использовать,  чтобы  уместить  много 
информации на таком маленьком диске. Удивляет то, какие деньги до сих пор тратятся на исследования 
с целью узнать, в какой мере вышеуказанное сжатие данных сужает границы слухового восприятия! До 
сих пор идёт полемика, до каких пределов можно сжимать данные, чтобы система всё ещё продолжала 
сохранять  свой  "аудиофильский"  статус  применительно  к  широкому  спектру  музыкальных  стилей  и 
направлений.  Но  к  чему  эти  споры?  Посудите  сами: 16-битное  представление  данных  с  частотой 
дискретизации 44,1 кГц в CD-формате уже широко признано несоответствующим самым высоким hi-fi 
стандартам. Когда в начале 80-х годов на рынок был выпущен компакт-диск, он был близок к передовым 
рубежам  существовавшей  тогда  технологии.  Но  прогресс  привел  к  появлению 24-битных  систем  с 
частотой дискретизации 96 кГц, а сейчас появляются даже системы, работающие с частотой 192 кГц. 

Но вернёмся к "минидисковой" полемике. Если даже нынешний CD-формат больше не считается 

удовлетворительным, то что говорить о любой системе, которая то же представление данных пропускает 
ещё  и  через  систему  сжатия?  Любая  система,  использующая  сжатие  данных  с  характеристиками  ниже, 
чем у CD-формата, не может быть лучше 16-битной линейной системы с частотой дискретизации 44,1 
кГц  независимо  от  того,  насколько  "умные"  психоакустические  алгоритмы  в  ней  применяются.  Такие 
записи  нельзя  будет  оптимизировать  в  будущем  под  более  совершенные  форматы.  Кроме  того  всегда 
будут  существовать  особые  типы  музыкальных  сигналов,  потеря  которых  при  сжатии  данных  будет 
заметной  на  слух.  Делают  ли  незначительные  слышимые  искажения  музыку  менее  приятной  для 
прослушивания - вопрос спорный. Но всеобщее мнение профессионалов заключается в том, что мастер-
носитель,  на  который  записывается  высококачественная  музыка,  должен  быть  доступным  и  давать 
наименьшие ограничения в звучании.  

Монитор  Yamaha NS10 - это  просто  "уродец".  Как hi-fi акустическая  система  он  вообще  "не 

проходит":  частотные  искажения,  жёсткий  средний  диапазон,  плохое  воспроизведение  мелких  деталей, 
неважная общая разрешающая способность… Список можно было бы продолжить. Я очень сомневаюсь 
в  том, что  кто-либо  мог бы  осмелиться  выпустить такой  товар на  рынок  в  качестве  профессионального 
монитора. Но, невзирая на всё это, если меня попросят выверить систему мониторинга в студии, а у меня 
не  будет  возможности  воспользоваться  каким-либо  измерительным  оборудованием,  я  сумею  оценить 
систему  с  незначительным  отклонением  от  истины,  используя  в  качестве  эталона  пару  мониторов 
Yamaha NS10.  Здесь  не  подразумевается,  что  я  буду  подстраивать  звучание  мониторов  дальнего 
контроля под звучание мониторов Yamaha NS10. Но, послушав звучание NS10, я уже буду представлять, 
каким  должен  быть  звук  больших  мониторов.  Почти  каждый  профессионал  знает,  как  они  звучат;  в  них 
нет ничего такого, что было бы очень трудно определить, но возможно именно это позволяет с лёгкостью 
судить об относительном балансе инструментов. Я считаю их хорошими мониторами для решения своих 
задач, на которых можно делать подготовку к сведению материала. Но я никогда не стал бы работать с 
ними  и  только  с  ними,  поскольку  они  не  воспроизводят  слишком  многое  из  того,  что  касается  шумов, 
проблем фазировки и нюансов, находящихся у границ частотного диапазона. Это будет описано далее, в 
5-й главе.  

Три  вышеназванные  изделия  нашли  применение  у  профессионалов,  невзирая  на  свои 

недостатки.  Почему?  Каждое  из  них  служило  определённой  цели  там,  где  в  них  была  потенциальная 
потребность. Однако профессионалы, пользуясь ими, учитывают предел их возможностей. А некоторые 
владельцы project-студий ошибочно считают такие вещи абсолютно профессиональными из-за того, что 
их  широко  используют  профессионалы.  Записать  на  минидиск,  отредактировать  там  же,  сделать 
архивную копию на DAT, причём всё это время используя в качестве контроля мониторы Yamaha NS10 – 
это  не  профессиональный  подход.  Звуковые  характеристики  минидиска  не  раскроют  возможности  DAT-
копии,  DAT-формат  не  обеспечит  устойчивости  и  надёжности  хранения  информации,  а  мониторы  NS10 
вряд ли смогут воспроизвести многие потенциальные неточности звука или его недопустимую окраску. 

Тем  не  менее  эта  система  будет  простой  в  использовании,  а  результаты  будут  адекватными 

записываемой  музыке.  Но  если  Вы  считаете  такие  результаты  приемлемыми  для  себя,  то  Вам  нет 
необходимости  читать  эту  книгу  дальше,  так  как  её  основной  задачей  является  получение  наилучших 
результатов  на  уже  имеющемся  оборудовании,  а  не  довольствоваться  "достаточно  хорошим"  уровнем. 
Этот подход обязательно поднимет некоторые философские вопросы, хотя на них вряд ли можно будет 
получить  однозначные  ответы.  Лозунг  "качество  за  любую  цену"  не  применим  в  реальной  жизни, 
особенно в контексте этой книги, в которой мы обсуждаем project-студии. Но профессиональный подход 
обязательно заключается в достижении максимально возможных результатов в имеющихся условиях. В 
то  же  время  коммерческий  подход  приводит  к  компромиссам  в  отношении  качества  звука.  Следующий 
раздел  является  текстом  статьи,  написанной  для  мартовского  выпуска  журнала  "Studio Sound"  за 1997 
год, которая раскроет моё мнение по этому вопросу. 

 

2.2 Достаточно ли хорош? 

В  ноябрьском  выпуске  журнала  "Studio Sound" за 1996 год  в  рубрике  "Открытый  микрофон" 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

22 

 
Мартин Полон (Martin Polon) резко высказался в отношении того, что в погоне за прибылью музыкальный 
бизнес  скатывается  к  размыванию  стандартов  качества.  "Настало  время  положить  этому  конец  и 
сделать качество звука нашим девизом",
 - предложил он.  Мне нечего добавить к этому, но достичь этой 
цели  нам  будет  практически  невозможно.  И  дело  не  только  в  том,  что  экономический  спад  привел  к 
некоторой  стагнации.  Серьёзно  упали  цены  на  оборудование,  особенно  по  соотношению 
цена/возможности, что в свою очередь позволило создавать студии даже в гаражах и садовых домиках, о 
чём  ещё 15 лет  назад  нельзя  было  и  мечтать.  В  этих  студиях  отсутствует  многое  то,  что  когда-то 
считалось  абсолютно  необходимым.  Все  эти  моменты  очень  важны  и  сегодня,  если  Вы  стремитесь 
добиться  высококачественной  записи.  Но  при  снижении  стандартов  качества  Вам  будет  очень  сложно 
вновь  восстановить  их.  Более  того,  существуют  целые  отрасли  промышленности,  которые  сейчас 
заинтересованы  в  поддержании  сложившегося  статус-кво,  нечто  вроде  "мафии  посредственного 
качества"
, которая сейчас является хозяином положения. 

Власть производителей огромна, и она растет день ото дня. Большая часть звукозаписывающего 

оборудования  в  настоящее  время  производится  транснациональными  конгломератами,  для  которых 
главное - это  прибыль.  Когда  компании  регистрируются  на  бирже,  их  акции  раскупаются  инвесторами, 
большая часть которых мало или ничего не знает о той отрасли, в которую они инвестируют капиталы. 
Они вкладывают деньги, чтобы получать прибыль, и компании-производители в основном служат своим 
акционерам,  а  не  своим  клиентам.  Если  надпись  "professional"  на  оборудовании  поможет  лучше  его 
продавать,  производители  сделают  эту  надпись  независимо  от  того,  является  ли  это  оборудование 
действительно  профессиональным  или  нет.  Я  знаю  большое  количество  компаний,  которые 
демонстративно  продавали  "профессиональное"  оборудование,  не  предусматривая  никакого 
последующего  обслуживания  клиентов,  что  несомненно  потребовалось  бы  для  истинно 
профессиональных  пользователей.  Если  бы  в  случае  возникновения  проблем  с  оборудованием  я  бы 
позвонил в действительно профессиональную компанию, то она приложила бы все усилия, чтобы помочь 
мне.  Но я бы оказался в чрезвычайно разорительном положении при проведении живой записи, если бы 
проблемы  возникли  с  якобы  "профессиональным"  оборудованием.  В  этих  случаях  телефонные  звонки 
производителю заканчиваются фразой: "Вы должны обратиться к нашему региональному представителю. 
Политика  нашей  компании  заключается  в  том,  чтобы  не  обсуждать  эти  вопросы  напрямую".  По  закону 
подлости такие вещи случаются в пятницу вечером в отдалённом месте, где офис дилера раньше утра 
понедельника  не  откроется.  Но  даже  тогда  ему  скорее  всего  придётся  звонить  производителю,  иногда 
испытывая  языковые  проблемы.  Слишком  мало  или  слишком  поздно - это  не  профессионально  (в 6-й 
главе будет рассказано о реальной "леденящей истории", имеющей отношение к тому, о чём только-что 
говорилось). Совсем недавно, когда мне потребовалась некоторая информация об оборудовании одной 
легендарной компании-производителя, которая недавно была поглощена более крупным конгломератом, 
я был вынужден разговаривать с автоответчиком отдела обслуживания, и никто не позвонил мне после 

шести попыток дозвониться в течение двух дней. А десять лет назад эта же самая компания перевернула 
бы небо и землю, чтобы помочь мне. 

Звукозаписывающие  компании  также  стремятся  получить  прибыль,  и  большая  часть  из  них  (не 

обманывайтесь  в  этом  отношении!)  будет  работать  при  таких  минимальных  стандартах 
качества/стоимости звукозаписи, которые принесут наивысшую прибыль. Если записи сделаны слишком 
плохо,  они  не  будут  продаваться,  но  если  они  сделаны  со  слишком  большими  затратами,  то  удвоение 
стоимости звукозаписи может принести увеличение объёма продаж только на один процент. Это плохой 
бизнес, и акционерам он не понравится.  Конечно, речь не идет о наилучших группах и студиях, которые 
продают  качество,  или  о  Питере  Габриеле  (Peter Gabriel)  и  Pink Floyd,  которые  работали  не  пределе 
своих художественных возможностей. Но они составляют лишь незначительный верхний слой огромной 
международной  индустрии.  В  то  же  время  в  большинстве  стран  многие  директора  звукозаписывающих 
компаний  больше  заботятся  сначала  о  приобретении  себе  шикарных  автомобилей  и  коттеджей,  чем  о 
качестве записи музыки. Это бизнес - коротко и ясно. 

Одновременно  с  ростом  числа project-студий  возросло  влияние  рекламы.  Я  помню  обсуждение 

этого  вопроса  с  руководителем  хорошо  известной  компании  по  производству  довольно  дорогих 
микшерских  пультов.  Он  сказал  мне,  что  не  помнит  ни  единого  случая  продажи  оборудования,  которое 
было  непосредственным  результатом  рекламы.  "Я  делал  рекламу  в  интересах  моих  покупателей", - 
заявил он. "Однако если бы я не делал этого, вряд ли кто-нибудь купил бы наши пульты, потому что 
клиенты моих покупателей не пользовались бы услугами студии с микшерскими пультами, которых 
они  не  видели  в  журналах".
  Одна  из  причин  такого  положения  в  том,  что  отрасль  звукозаписи  растёт 
быстрее, чем происходит надлежащая подготовка персонала. Из-за этого многие решения принимаются 
скорее  по  слухам,  чем  из  опыта.  Небольшие  производители  оборудования  вынуждены  постоянно 
бороться  за  выживание  в  мире  господства  рекламы.  А  расходы  на  проведение  международных 
рекламных  кампаний  огромны  и  могут  быть  по  карману  только  производителям  "массовой  продукции". 
При небольших объёмах продаж денег на рекламу, естественно, не найдется. И самое печальное здесь 
то,  что  именно  небольшие  специализированные  компании  находились  в  авангарде  развития  качества 
звукозаписи.  Мне  было  горько  слышать  об  упадке  компании  UREI.  Её  объёмы  продаж  были  слишком 
малы  в  глазах  её  новых  владельцев,  гигантов  рынка,  для  которых  производство  только  одной  тысячи 
единиц специализированной продукции в год не представляло никакого интереса. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

23 

 

Другой  проблемой  является  музыкальная  и  звукоинженерная  пресса.  Сегодня  стали  слишком 

редким  явлением  журналы  подобные  "Studio Sound",  где  мог  бы  вестись  отрытый,  свободный, 
квалифицированный  обмен  мнениями.  Сейчас  многие  журналы  ориентированы  на  массового  читателя. 
Они  никогда  не  публикуют  обзоры  оборудования  "непрестижных"  фирм,  при  этом  размер  публикации 
должен  устраивать  людей  с  минимальным  интересом  к  данному  вопросу.  Более  того,  в  некоторых 
странах не из "первого эшелона" мира звукозаписи есть журналы, в которых вообще не платят за статьи, 
а публикуют только те из них, автор которых или его компания покупают рекламное место в том же или 
последующих выпусках. Таким образом, дилеры финансируют статьи о продукции, которую они продают 
(между  прочим,  в  данном  случае  я  говорю  не  о  маленьких  странах  третьего  мира,  а  о  больших 
европейских странах, включая некоторых входящих в ЕС). 

В  мире  слепцов  и  одноглазый  был  бы  правителем.  Многие  дилеры,  поддерживая  пафос 

компаний, которые они представляют, считают себя очень знающими людьми. И зачастую они всячески 
отстаивают это мнение о себе. Если человек с "нормальным зрением" и правильным пониманием желает 
опубликовать в прессе не совсем приятную правду о каком-либо оборудовании, компании-производители 
могут помешать это сделать. Изданию, которое осмеливается публиковать такие материалы, компании-
производители тут же угрожают возможностью снять свою рекламу со страниц издания. А ведь именно 
размещение  рекламы  является  основной  статьёй  их  доходов.  Существует  некая  "мафия  дилеров", 
обладающая большой властью над прессой и сдерживающая развитие отрасли звукозаписи целых стран.  
Представьте, что Вы не можете читать международную англоязычную прессу, так как Вы говорите только 
на  испанском  или  греческом.  Откуда  Вы  тогда  сможете  получить  новейшую  информацию?  Испано-
язычных  изданий  в  сфере  звукозаписи  мало,  а  те  международные  журналы,  которые  поддерживают 
испанский язык, не являются простыми переводами оригинальных номеров, и их содержание может быть 
значительно худшим. 

По  всему  миру  есть  преданные  делу  и  опытные  люди,  такие  как  Мартин  Полон,  которые 

обеспокоены  существующим  положением.  Есть  также  элита  международной  индустрии,  являющаяся 
"университетом"  звукозаписи.  Хотя,  как  заявил  Дан  Дейли  (Dan Daley)  в  своей  статье  в  "Studio Sound" 
(октябрь, 1996 г.),- "Наверху происходит лишь незначительный рост, а бизнес делается там, где есть 
большой  рост".
  К  несчастью,  та  часть  рынка,  которая  сейчас  переживает  бум,  наиболее  подвержена 
рекламе, а не разуму и опыту. Боюсь, что в мире, где супер-студии многими воспринимаются как нечто 
нереальное, худшие из опасений Мартина Полона уже стали реальностью… 

"Достаточно  хорошо - это  отлично".  Именно  этот  усреднённый,  далёкий  от  стремления  к 

совершенству  подход  определяет, "что  есть  хорошо"  для  большей  части  отрасли  звукозаписи.  А  вся 
индустрия рекламы пытается сохранить именно это положение вещей. 

2.3 Коммерческий или профессиональный? 

Сейчас, несмотря на содержание предыдущего раздела, мы обсудим то, как мы можем добиться 

наилучших результатов, так как подавляющее число профессионалов, которых я знал, всегда стремились 
улучшить  своё  качество  работы.  В  этом  заключается  основная  разница  между  профессионалом  и 
бизнесменом.  Профессионалы  всегда  стремятся  улучшить  качество  своей  работы  и  получают 
удовольствие  от  её  результатов.  Бизнесмены  предпочитают  только  считать  прибыли.  Сегодня  мы 
должны  быть  реалистами.  Зачастую  бизнесмены  дают  возможность  выжить  профессионалам,  так  что 
необходимо  учитывать  и  их  нужды,  но  в  этой  книге  мы  сосредоточимся  на  улучшении  качества.  Как 
достигать компромиссы с коммерцией, каждый из Вас будет решать самостоятельно.  

Однако перед тем, как мы отойдем от темы коммерциализации, рассмотрим ещё одну тенденцию. 

Если  этого  не  сделать,  то  у  многих  читателей  возникнут  трудности  с  выработкой  непредубеждённого 
отношения  к  некоторым  вещам,  что  мешает  тщательному  согласованию  своих  требований  для 
достижения  наилучших  результатов.  Так  вот,  набор  оборудования  для  студии,  предлагаемый  Вам 
дилером, - далеко не всегда самый лучший вариант. Но как иногда трудно сопротивляться оказываемому 
на Вас давлению и искушению принять этот вариант! 

2.4 Вопрос баланса 

Когда  меня  приглашают  для  проектирования  студии,  клиенты  покупают  также  мои  услуги 

консультанта  по  приобретению  всего  комплекта  оборудования.  И  если  я  заинтересован  в  создании 
цельной комплексной системы, то дилеров обычно волнуют совсем другие проблемы. Их интересуют не 
проблемы  моих  клиентов,  а  проблемы  сбыта  оборудования.  И  с  каждым  годом  это  противоречие  всё 
более обостряется. Помните, что дилер фирмы "А" будет расхваливать её оборудование до тех пор, пока 
он не перейдёт на работу в фирму "В". После этого он с "честными" глазами будет Вам рассказывать, что 
оборудование  фирмы  "В"  намного  лучше  оборудования  фирмы  "А".  Кроме  того,  если  проектировщик 
будет  предлагать  Вам  купить  наиболее  необходимый  прибор,  то  дилер  постарается  Вам  всучить 
наиболее дорогой прибор. Всё очень просто: проектировщик всегда заботится о конечном результате, а 
дилер – о своей прибыли. 

Конкуренция  накладывает  свой  отпечаток.  Производители  требуют  от  дилеров  увеличения 

продаж, угрожая лишить их дилерства. Помните об этом. Особенно когда Вам пытаются продать не то, 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

24 

 
что  Вы  спрашиваете,  а  то,  что  они  хотят  продать.  Зачастую  дилер  не  проявляет  никакого  интереса  к 
Вашему  первоначальному  запросу  или  пытается  показать  Вам  Ваше  незнание.  Другими  словами – 
имейте свою голову. 

Вот Вам аналогия. Владельцам Ferrari очевидно, что как бы ни пытался агент Porsche продать им 

коробку  передач  от  Porsche  последнего  выпуска,  для  их  Ferrari  она  не  подойдёт,  ибо  она 
проектировалась не для этого. А вот многим владельцам студий не очевидно то, что большое количество 
оборудования  может  не  подходить  для  некоторых  условий,  под  которые  оно  не  проектировалось. 
Существует  и  вопрос  сбалансирования,  который  распространяется  на  любую  отдельно 
спроектированную  систему  звукозаписи.  Так  что  сбалансирование – это  не  только  вопрос  баланса 
инструментов в миксе. 

Из-за  неуверенности  в  своих  знаниях  многие  операторы  и  владельцы  студий  попадают  в 

смешные или абсурдные ситуации. Совет здесь один - это опыт и обучение, которые можно почерпнуть 
из  специализированных,  дорожащих  своей  репутацией  изданий.  Только  это  приведёт  к  общему 
оздоровлению положения в индустрии звукозаписи, на что я очень надеюсь. 

2.5 Бытовое, полупрофессиональное или профессиональное? 

Бытовое  оборудование  в  основном  предназначено  для  перезаписи  музыки.  Количество 

оборудования,  предназначенного  для  "домашней  звукозаписи",  довольно  ограничено.  Единственное 
сугубо бытовое оборудование, которое вероятно может использоваться в project-студиях, - это усилители 
и  громкоговорители,  хотя    иногда  могут  использоваться  и  кассетные  бытовые  магнитофоны.  Бытовое 
оборудование  не  является  многофункциональным  и  обычно  предназначается  для  работы  с  полностью 
готовым материалом. Кроме того оно рассчитано на коммутацию приборов короткими кабелями, а также 
на  то,  что  система  в  целом  будет  довольно-таки  простой.  Величина  сигнала,  передающегося  между 
различными приборами, как правило, находится на уровне 300 mV или, в других величинах, примерно, -
10 dBV или -10 dBu. 

Профессиональное оборудование, несмотря на зачастую очень схожие звуковые характеристики 

с  наилучшим  бытовым  оборудованием,  имеет  совершенно  другие  проектные  критерии.  Оно  должно 
надёжно  работать  длительное  время  при  ежедневной  очень  интенсивной  эксплуатации. 
Профессиональные системы могут иметь сложную систему взаимных последовательных и параллельных 
подключений. Для упрощения согласования, сигналы передаются с более высоким средним уровнем, чем 
в бытовом оборудовании, т.е. с типичным уровнем в 1,23 V, или +4 dBV. 

Между  прочим,  dBu  является  уровнем  напряжения,  соответствующим  напряжению, 

необходимому для удовлетворения старого стандарта в 1 милливатт на 600 Ом, или 0,775 Вольт. dBV, с 
другой  стороны,  является  уровнем  напряжения,  соответствующим 1 Вольту.  Но  эти  вопросы  будут 
обсуждаться  в 3-й  главе.  В  данном  случае  достаточно  сказать,  что  использование  всех  этих  единиц 
вполне  обосновано.  Проведение  записи  с  привлечением  больших  музыкальных  коллективов  может 
стоить  очень  дорого,  поэтому  в  профессиональном  оборудовании  большое  внимание  уделяется 
надёжности  и  защищённости  от  внешних  помех.  Балансировка  низковольтных  сигналов,  например 
сигналов  от  микрофонов,  да  и  линейных  сигналов  также  имеет  важное  значение  в  профессиональной 
работе. 

К  сожалению,  эти  профессиональные  требования  ведут  к  удорожанию  оборудования,  если  они 

должны реализовываться при сохранении высочайших стандартов звучания. А у полупрофессионального 
оборудования основным ограничителем характеристик является стоимость, так как такое оборудование 
должно  обеспечивать  звуковые  характеристики  лучших  образцов  бытового  оборудования  и  при  этом 
удовлетворять  требованиям  согласования  профессионального  оборудования.  Короче  говоря,  эти 
требования 

обычно 

невозможно 

реализовать 

при 

тех 

ценах, 

которые 

существуют 

на 

полупрофессиональное  оборудование.  Поэтому  приходится  идти  на  компромиссы.  Они  обычно 
выражаются  в  менее  жёсткой  конструкции,  меньшей  гибкости  в  использовании  и  меньшем  диапазоне 
оптимальной  работы.  Может  быть  затруднено  техническое  обслуживание,  а  обычное  обслуживание 
может  быть  более  сложным  и  занимать  большее  время.  И  хотя  на  таком  оборудовании  можно 
добиваться  отличных  результатов,  во  время  работы  нужно  проявлять  максимум  внимания.  В  умелых 
руках  такое  оборудование  способно  даже  обеспечить  качество,  практически  неотличимое  от  того, 
которое обеспечивает профессиональное оборудование. Но от инженеров потребуется больше умения и 
опыта,  чтобы  суметь  на  полупрофессиональном  оборудовании  обеспечить  это  качество.  Несколько 
запутанно, не так ли? 

При  работе  с  аналоговыми  магнитофонами  ограничения  могут  быть  более  критичными,  чем  с 

цифровыми  магнитофонами.  Это  связано  с  различными  микшерскими  консолями,  не  все  из  которых 
обеспечивают  настоящую  чистоту  звука  во  всём  динамическом  диапазоне.  Когда  я  строил  крупные, 
профессиональные  мобильные  студии,  одним  из  моих  основных  технических  критериев  всегда  была 
адекватность  звучания  в  граничных  частотных  зонах  во  всей  системе  записи  (читатели,  не  знакомые  с 
концепцией  граничных  зон (headroom), могут  обратится  к  словарю).  Проверка  звучания  на  живых 
концертах  или  в  студиях  на  этот  параметр  показывает,  что  уровень  звукового  давления,  который 
достигается  при  реальном  исполнении,  редко  достигается  при  воспроизведении.  Поэтому  широкий 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

25 

 
динамический  диапазон  приемлемого  звучания  является  обязательным  для  записывающего 
оборудования. Если рабочий диапазон между зоной неприемлемого шума и пиковых искажений слишком 
мал,  а  оборудование  настраивается  на  ожидаемый  уровень  сигнала,  то  неожиданные  пики  сигнала  не 
смогут  пройти  через  эту  систему  без  искажений.  Слишком  же  осторожная  первоначальная  настройка 
может  привести  к  тому,  что  запись  будет  иметь  худшее  соотношение  "сигнал-шум".  В  стационарных 
студиях, в отличие от записи живых концертов, более широкие рабочие диапазоны, и они не имеют столь 
критически  важного  значения,  так  как  исполнение  можно  повторить.  Но  даже  в  них  постоянная 
перенастройка  входных  сигналов  приводит  к  неоправданной  трате  времени,  что  приводит  к  усталости 
музыкантов.  Поэтому  и  здесь  гибкость  в  эксплуатации,  предоставляемая  профессиональным 
оборудованием, даёт большое преимущество. 

Другое  ограничение,  накладываемое  полупрофессиональным  оборудованием,  особенно  по 

нижнему  краю  рабочего  диапазона,  состоит  в  отсутствии  необходимого  запаса  по  звуковым 
характеристикам.  Хотя  каждый  компонент  системы  может  в  отдельности  достигать  оптимального 
звучания,  отсутствие  необходимого  запаса  для  нормальной  работы  каждого  элемента  системы  может 
привести  к  тому,  что  вся  цепь  будет  давать  ухудшенное  звучание.  В  некоторых  случаях  эта  проблема 
вызвана  неправильным  согласованием.  В  этом  можно  убедиться  при  сравнении  различных 
магнитофонов. Если мы возьмём два магнитофона, где один - наилучшего профессионального качества, 
а  другой - полупрофессионального  уровня,  то  можно  сделать  некоторые  интересные  сравнения.  Когда 
проводится  одновременная  запись  на  обеих  машинах  при  точной  настройке  и  оптимальном  уровне 
записи, то даже эксперту будет трудно распознать, какая запись на каком магнитофоне сделана. Но если 
эту запись затем переписывать с дорожки на дорожку около четырёх раз, Вы сразу услышите разницу. А 
если  эти  перезаписи  ещё  и  проводить  поочерёдно  с  превышением  и  понижением  уровня  на 5 dB, то 
профессиональный  магнитофон  проявит  свои  достоинства  ещё  ярче.  Настолько  же  чётко  вскроются 
недостатки более дешёвого магнитофона. 

Становится  ясно,  что  ощущение  различий  даже  между  аналоговыми  магнитофонами  во  многом 

зависит от уровня сигнала (об этом более подробно будет в 7-й главе). А умение найти точный уровень 
записи – нелёгкая  задача.  Но  если  необходимо  работать  быстро,  то  более  широкий  рабочий  диапазон 
профессионального  магнитофона  позволит  простить  эти  неточности.  Очень  часто  при  прослушивании 
записей, сделанных на полупрофессиональном оборудовании, люди не могут понять, почему они должны 
платить в четыре или пять раз больше за профессиональную версию, которая, на их взгляд, звучит так 
же. Надеюсь, что Вы уже можете объяснить, почему. 

Существует ещё один аспект: обеспечение техническим обслуживанием. 

2.5.1 Профессиональные нужды. 

При  появлении  лейбла  "professional"  на  передней  панели  оборудования,  большинство 

профессионалов тут же напрягаются. Большинство действительно профессионального оборудования не 
нуждается  в  таких  ярлыках.  Так  в  чём  же  причина  напряга?  "Рrofessional" - это  волшебное  рекламное 
словечко.  Оно  появилось  на  лицевой  панели  первых  магнитофонов  Alesis ADAT,  но  любые  попытки 
получить  профессиональную  техническую  поддержку  от  завода-изготовителя  вскрыли  абсолютно 
непрофессиональный  подход  в  их  работе.  При  ADAT-ах  не  было  никаких  инструкций  по  обслуживанию 
для пользователей, а производитель им помощи тоже никакой не оказывал. Во многих странах компании-
импортёры,  выступавшие  в  качестве  агентов  по  послепродажному  обслуживанию,  были  настолько 
невежественными, что после их ремонта или сбивалась настройка головок, или магнитофоны приходили 
уже в полную негодность. Далее мы коснёмся этого вопроса подробнее. 

Если  мы  уже  коснулись  темы  настройки  головок,  я  скажу,  что  удивляюсь  отсутствию  во  многих 

project-студиях тестовых лент для настройки головок их аналоговых магнитофонов. На настройки головок 
влияют не только различия в типах лент и их производителях. Даже разные партии лент внутри одного 
типа уже могут требовать своих настроек. Если головки магнитофонов не подстроены друг под друга как 
можно  точнее,  будет  происходить  накопление  ошибок  при  копировании  или  перезаписи  с  дорожки  на 
дорожку.  В  бытовых  условиях  эту  тему  можно  вообще  не  поднимать.  Но  здесь  мы  подходим  к  тому 
моменту,  когда  дальнейший  прогресс  многих project-студий  ограничивается  неумением  контролировать 
настроечные характеристики магнитофона. Этот факт распространяется и на цифровые магнитофоны. 

Полностью  профессиональное  оборудование  поставляется  обычно  с  таким  руководством  по 

эксплуатации,  где  совершенно  исчерпывающе  описываются  процедуры  настройки,  а  необходимые 
органы  регулировки  легко  доступны.  Конечно,  при  отсутствии  опыта  всегда  можно  сделать  ошибку  при 
настройке,  но  это  скорее  проблема  бытового  оборудования.  Как  только  какая-либо  компания  начинает 
рекламировать  что-либо  как  действительно  профессиональное  или  полупрофессиональное,  её 
отношение к клиенту становится очень заботливым, если она желает обеспечить своему оборудованию 
"защиту от дурака". Одно из самых фундаментальных требований к профессиональному оборудованию – 
возможность  его  обслуживания  на  месте  эксплуатации.  Поэтому  такие  приборы  снабжаются 
исчерпывающими руководствами по обслуживанию и имеют легко доступные органы регулировки. 

Несмотря  на  свою  сложность  и  цену  около 160 тыс.  долларов, 48-дорожечный  цифровой 

профессиональный  магнитофон  Sony 3348  может  обслуживаться  на  месте.  Каждый  аппарат  снабжен