Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10494

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

16 

 
профессиональными студиями, в основном зависит сейчас от разницы в знаниях, накопленных навыках и 
опыте истинных специалистов и операторов многих project-студий. Кроме опыта работы важное значение 
имеет  и  опыт  согласования  и  коммутации  оборудования,  так  как  техника,  которую  рекламируют  для 
project-студий,  очень  страдает  из-за  недостатка  стандартизации  соединительных  и  переходных 
элементов, что мы рассмотрим в последующих главах.  

Project-студии  превратились  сегодня  в  международный  рынок  огромных  размеров  для 

поставщиков оборудования, а рыночные силы действуют довольно жёстко. Наступило засилье рекламы. 
И почти всегда разрекламированное оборудование в деле не показывает заявленных параметров. 

Слепая  вера  в  рекламу  и  журнальные  обозрения  приводит  к  печальным  результатам. 

Конкуренция заставляет производителей снижать цены на оборудование путём упрощения схемотехники. 
По  этим  причинам  коммутация  полупрофессионального  оборудования  гораздо  труднее  и 
проблематичнее, чем коммутация и согласование профессионального оборудования. 

Нынешние  приборы  часто  выпускаются  в  виде  "чёрных  ящиков",  имеющих  только  входы  и 

выходы.  Но  если  мы  хотим  добиться  от  этой  техники  наилучших  результатов,  мы  обязаны  знать 
принципы  её  работы.  Больше  нет  нужды  терпеть  те  эксплуатационные  ограничения,  которые  были 
присущи  полупрофессиональному  оборудованию 10-15 лет  назад.  Оборудование  современных project-
студий  пригодно  для  очень  качественной  записи.  И  я  считаю,  что  бессмысленно  тратить  деньги  на 
оборудование,  если  по  незнанию  или  неумению  его  возможности  не  раскрываются  "в  полный  рост". 
Лично  я  делал  записи  наивысшего  качества  на  нынешнем  оборудовании  для project-студий  и  знаю  из 
собственного опыта, какого качества записи при этом можно добиться. 

В  те  дни,  когда  Том  Ньюмен  просил  меня  создать 16-ти  дорожечный  магнитофон  размером  с 

чемодан с пониженными характеристиками, ухудшение качества аудио-сигнала рассматривалось им как 
приемлемый компромисс в обмен на возможность записи хорошей музыки, которая в противном случае 
никогда  не  смогла  бы  дойти  до  слушателей.  Я  же  не  испытывал  особого  энтузиазма  в  отношении 
снижения своих стандартов, хотя необходимо ещё раз повторить, что я работал в другом направлении, 
главным  образом  с  уже  известными  музыкантами.  Но  сегодня  необходимо  признать,  что  той 
значительной разницы в уровне технических характеристик больше не существует. 

Прослушивая на хорошей hi-fi системе компакт-диски классических альбомов 25-летней давности, 

таких  как  "Tubular Bells"  или    "Dark Side of the Moon"  группы  Pink Floyd,  можно  найти  много  дефектов 
записи, которые сегодня считались бы неприемлемыми. Тем не менее, объединяет всю эту классику то, 
что  люди,  участвовавшие  в  записи,  добились  максимум  возможного  от  оборудования,  которое  было 
оптимально  согласовано  и  хорошо  обслужено.  Вопрос  не  стоит:  были  ли  записи  достаточно  хорошими 
для  тиражирования?  Они  просто  не  могли  быть  лучше.  А  сегодня  зачастую  громадный  потенциал 
современного  полупрофессионального  оборудования  совершенно  не  раскрывается.  Часто  я  наблюдаю 
игнорирование большей части базовых принципов процесса звукозаписи из-за необоснованной веры в то, 
что  цепочка  "чёрных  ящиков"  будет  работать  как  сумма  отдельных  частей  даже  при  плохом 
согласовании.  Вопрос  уже  не  стоит:  чего  можно  добиться?  Надо  знать,  чего  на  этом  оборудовании 
добиваются другие, и к чему нужно стремиться. Но это уже скорее вопрос не технологии, а маркетинга: 
стоит  ли  прилагать  усилия  в  попытке  добиться  наилучших  результатов  от project-студии,  если  она 
используется  только  для  производства  дешёвой  продукции?  Обидно  видеть,  как  во  время  записей  не 
раскрывается потенциал оборудования. И обидно вдвойне, если это происходит от неумения. Хотя, чего 
греха-то  таить,  многим  пользователям project-студий  действительно  совсем  не  просто  получить 
необходимую  информацию,  если  производители  оборудования  зачастую  допускают  очевидные 
небрежности  или  откровенную  дезинформацию  при  продвижении  товара  на  рынок.  Так  что  нет  ничего 
удивительного,  что  многие project-студии  работают  фактически  вслепую.  Поэтому  последующие  главы 
будут посвящены освещению наиболее часто встречающихся проблем, а также разоблачению практики 
работы производителей оборудования, регулярно вводящих в заблуждение своих потребителей. Однако, 
в  первую  очередь,  мы  должны  внимательно  рассмотреть  сложившуюся  на  сегодня  ситуацию  для  того, 
чтобы обосновать необходимость более подробного обсуждения некоторых специфических вопросов.  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

17 

 

 

Фото 5. Частная студия в Сент Альбанз (St Albans), Великобритания. В качестве помещения был 

использован  мезонин  металлообрабатывающей  фабрики.  Под  первым  слоем  конструкции  пола  типа 
"сэндвич" можно увидеть изолирующие блоки из высокоплотной пены. 

 

 

Фото 6. 

Частная  студия  в  Сент  Альбанз  (St Albans),  Великобритания. 

Законченная 

контрольная комната и стеклянная дверь, ведущая в студию. Микшерный пульт сделан из переделанного 
пульта фирмы Cadac 1972 года выпуска, приобретённого всего за 2000 фунтов стерлингов. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

18 

 

 

 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

19 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

20 

 

Глава 2    Оборудование и компромиссы 

 
Большая часть этой главы будет в некотором смысле философской. Но не разобравшись сначала 

в  реальностях,  существующих  сегодня  в  мире  звукозаписи,  восприятие  последующих  глав  может  быть 
неполным. Главой раньше приводились примеры того, как мы "дошли до жизни такой". В этой главе мы 
также рассмотрим  некоторые обстоятельства, в которых мы в данное время оказались. 

Project-студии появились в результате действия рыночных сил, которые до сих пор довлеют над 

ними.  Однако  этими  силами  далеко  не  всегда  движут  добропорядочные  мотивы.  Поэтому,  если  нашей 
целью  является  достижение  наилучших  результатов,  нам  необходимо  беспристрастно  исследовать  эти 
мотивы. Сегодня пользователям студии предлагается великое множество оборудования с колоссальным 
разбросом  по  качеству:  от  полностью  профессиональной  техники  до  самой  простой,  типа  Portastudio
Сейчас зачастую в обычных небольших студиях можно встретить профессиональные приборы. С другой 
стороны, в профессиональной практике встречаются устройства довольно спорного качества, хотя их и 
применяют  в  основном  для  спецэффектов.  Это  ещё  раз  подчёркивает  размытие  граней  между 
профессиональным и бытовым оборудованием. 

2.1 Форматы DAT, MiniDisc и мониторы Yamaha NS10 

Оба  формата - и  DAT,  и  MiniDisc - предназначались  исключительно  для  бытового  рынка. 

Компания Sony подчёркивала, что это не профессиональные, а бытовые форматы. Тем не менее многие 
крупные студии начали активно применять DAT-магнитофоны, а другие производители приложили массу 
усилий,  чтобы  повысить  их  надёжность.  Лично  я  до  сих  пор  храню  резервные  копии  всего,  что  у  меня 
есть,  на  DAT-кассетах.  Но  поскольку  появление  "глитчей"  является  обычным  делом,  я  никогда  не 
архивирую "незаменимую" запись только лишь на DAT-кассете. DAT-формат в качестве бытового так и не 
прижился,  зато  сегодня  это  уже  устоявшийся  стандартный  формат,  который,  невзирая  на  его 
ненадёжность, используют профессионалы. 

История  с  форматом  MiniDisc  в  основном  схожа.  Но  его  минус  не  в  степени  надёжности,  а  в 

сжатии цифровых данных. Этот формат, который пока не получил широкого распространения у обычных 
потребителей,  определённо  завоевал  пару  рынков  в  мире  профессионалов.  Многие  инженеры 
звукозаписи,  записывающие  классическую  музыку,  используют  MiniDisc-рекордеры  в  качестве 
дублирующих  записывающих  систем,  которыми  они  могут  воспользоваться  для  экспериментального 
редактирования.  Пользуясь  этим  средством,  они  могут  быстро  проверить, "работают"  ли  редакторские 
правки  на  мастер-кассетах  или  же  требуется  дальнейшее  редактирование.  Редакторские  функции 
MiniDisc-систем идеальны в своей оперативности и лёгкости использования. Эффективные редакторские 
возможности  сделали  повсеместным  применение  этих  систем  в  радиовещании.  Для  сбора  новостей, 
например, сжатие  данных  не  является  ограничительным  фактором,  т.к.  качество звука,  по  сравнению  с 
другими системами, здесь не ниже, а оперативность и компактность - выше. 

Мониторы Yamaha NS10 - ещё один пример изделия, которое прижилось в среде профессионалов 

несмотря  на  то,  что  изначально  оно  предназначалось  для  рынка  бытового  оборудования.  Как  бытовые 
колонки они так и не вышли на запланированные объёмы продаж. Первые колонки NS10 часто ломались, 
не  выдерживая  нагрузки  на  профессиональном  уровне.  Многие  инженеры  небезосновательно  считали, 
что  в  амплитудно-частотной  характеристике  этих  колонок  сильно  "задран  верх".  Поэтому  на  многих 
студиях  их  "пищалки"  накрывались  туалетной  бумагой.  Кстати,  на  полном  серьёзе  проходили  целые 
дискуссии по вопросам: а) какой марки должна быть туалетная бумага; б) сколько должно быть слоёв; в) 
и  т.д.  Исходя  из  того,  что  де-факто  эти  акустические  системы  начали  использовать  профессионалы, 
фирма  Yamaha  вышла  на  рынок  с  более  мощной  системой - NS10M,  в  которой  были  частично 
исправлены  недостатки  предыдущей  модели.  И  несмотря  на  нарекания  по  поводу  неправильной 
передачи  оригинального  звучания,  эта  система  всё-таки  нашла  широкое  применение  в  кругах 
профессионалов. 

Эти  товары  никогда  не  предназначались  для  профессионального  использования  потому,  что 

производители  с  самого  начала  признавали  в  них  наличие  недостатков,  несовместимых  с 
профессиональным  статусом.  Не  проходящая  с  годами  надёжность  и  выносливость  в  каждодневной 
работе - обычные требования к профессиональному оборудованию. В то же время производители начали 
выпускать  DAT-кассеты,  не  имея  понятия  об  степени  их  долговечности.  На  разработку 
профессионального оборудования необходимо много времени и большие деньги для проведения научно-
исследовательских  работ.  Но  многие  производители,  ощущая  рыночные  давления,  выпускают  свои 
изделия ещё до того, как они будут полностью обкатаны. Ибо промедление чревато потерей инициативы 
и  грозит  невозвращением  вложений на  научно-исследовательские  работы.  А  это  уже  не  бизнес.  Фирма 
Sony  понимала,  что  если  бы  этот  формат  был  заявлен  как  профессиональный,  ей  грозило  бы  много 
финансовых  исков  из-за  поломок  и  несоответствия  продукции  профессиональным  критериям.  Тем  не 
менее, DAT-магнитофоны стали самым долгожданным оборудованием. Темпы признания этого формата 
были  феноменальными,  хотя  и  было  несколько  упрямцев,  не  доверяющих  (возможно  вполне