Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другими словами, криминологическое личностное основание включает в себя наличие любых обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности усиления контроля, за поведением условно осужденного посредством возложения новых либо усиления интенсивности исполнения возложенных обязанностей по приговору суда. К ним можно отнести оценка занятости «нетрудоустроенность» осужденного, факты употребления им наркотических средств и т.п.

Неисполнение своих обязанностей условно осужденным не всегда свидетельствует о реальной возможности совершения им преступления. Подобное поведение однозначно свидетельствует только о нежелании добросовестно отбывать условное осуждение и о возможности совершения уголовно-исполнительных проступков в будущем. Установление же криминологического личностного основания по своей сути есть прогностический вывод о возможности преступного поведения.

Определение приоритетов контроля в методах имеет огромное практическое значение. Это позволяет четче определить формы реализации этих методов для достижения конечной цели. Выбор форм воздействия на условно осужденных должен быть индивидуальным, но это не отрицает возможности и необходимости выработки типового комплекса методов и форм их реализации в ходе осуществления индивидуального предупреждения.

Конечной целью индивидуального предупреждения преступного поведения условно осужденных является не совершение ими новых преступлений, как в период отбытия наказания, так и после его отбытия.
3.4 Практическая работа Уголовно-исполнительных инспекций с осужденными на стадии отмены условного осуждения
Конечной формой реализации уголовно-исполнительной ответственности, является отмена условного осуждения и исполнение наказания, назначенного приговором суда (далее - негативная отмена).

Практика выработала три разновидности негативных отмен условного осуждения.

Наиболее трудоемкой и сложной является так называемая живая отмена. Практике известно два варианта подобных отмен. При первом варианте УИИ направляет в суд представление об отмене условного осуждения и материалы личного дела осужденного. Судья назначает дату судебного заседания (срок определяется судьей на его усмотрение при пробеле в УПК РФ), потом вызывает повесткой осужденного, который, например, при плохой работе почты повесток может вовсе не получить. Процесс принятия решения иногда затягивается до полугода. В конечном итоге независимо от того, прибыл или нет условно осужденный на судебное заседание, судья принимает решение.


При втором варианте (видимо, более предпочтительном) сотрудники инспекции самостоятельно вызывают или доставляют условно осужденного в суд в заранее определенный совместно с судьей день, когда и происходит принятие решения об отмене. Как показывает практика, при правильной организации доставления осужденного и необходимой обеспеченности УИИ транспортом и оргтехникой процесс отмены не превышает 3-4 часов.

При «живых» отменах участие условно осужденного в судебном заседании обязательно. По-разному, как показывает изучение практики, решается судьями вопрос об участии прокурора и защитника (адвоката) в судебном заседании.

Менее трудоемкой с точки зрения ресурсных и трудовых затрат сотрудников УИИ является так называемая «мертвая» отмена, когда осужденный на момент отмены содержится в СИЗО по другому уголовному делу. Иногда судьи отказывают в рассмотрении подобных материалов, однако при наличии оснований, указанных в ч. 4 ст. 190 УИК РФ, к моменту задержания либо применения меры пресечения в виде заключения под стражу подобный отказ неправомерен. Судья обязан принять решение в порядке ч. 3 ст. 73 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ, в противном случае оценка исполнения обязанностей условно осужденным, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ, дана не будет, тем более что осужденный может не понести никакой ответственности в случае его оправдания по новому уголовному делу. Наименее трудоемкой, но наиболее уязвимой с точки зрения соответствия принципу справедливости и законности является «заочная» отмена, т.е. когда условно осужденный скрылся от контроля УИИ. Если на него также возложены судом обязанности, то одновременное наличие обоих оснований облегчает процесс принятия решения об отмене условного осуждения. Однако «заочная» отмена (как правило, довольно продолжительная по времени, так как связана с формальными вызовами осужденного в суд) требует высокого качества сбора документов, отражающих результаты проведения первоначальных розыскных мероприятий. Некоторые судьи, пользуясь правом, а не обязанностью отмены условного осуждения, ссылаются на неполноту проведения розыскных мероприятий, на основании которых нельзя сделать однозначного вывода о желании осужденного скрыться от контроля.

Количество и качество отмен условного осуждения является основным реальным показателем профессионализма и добросовестного отношения к исполнению своих служебных обязанностей сотрудниками инспекции. В современных условиях уровень отмен (при совершенствовании деятельности сотрудников УИИ и без увеличения штатной численности, а также материально-технического обеспечения их деятельности) может быть доведен до 10-15% от всех условно осужденных.



Факультативным этапом исполнения условного осуждения является проведение первоначальных розыскных мероприятий. Правовое основание проведения розыскных мероприятий закреплено в ч. 5 ст. 188 УИК РФ. Это уклонение условно осужденного от контроля, за его поведением.

Понятия «уклонение» и «контроль» не раскрыты на нормативном уровне, поэтому сотрудники УИИ полностью свободны в определении необходимости и даты начала проведения первоначальных розыскных мероприятий. В практической деятельности, как правило, являются сведения, поступившие от родственников или сотрудников территориального ОВД как без вести пропавшем, либо установлении данного факта в ходе проверки по месту жительства осужденного.

Сотрудники УИИ обязаны провести опросы родственников, соседей, по необходимости и других граждан, проверить место работы (учебы), сделать запросы в адресное бюро, военкомат, информационный центр, морги, больницы, другие ОВД и т.п.

В проведении розыскных мероприятий следует выделять две стадии. Первой стадией является период ожидания и может варьироваться от одного дня до нескольких недель. В этот период делаются все возможные запросы в информационные центры, места предварительного заключения, больницы, морги, ЗАГС и т.п., а так же ожидается самостоятельное прибытие осужденного в УИИ либо уведомление иным образом о причине неявки в инспекцию.

Вторая стадия начинается с вызова, осужденного по телефону, повесткой почтой, либо через УПМ, посещение инспектором УИИ места проживания осужденного, и возможные места его нахождения, а в случае нахождения за пределами обслуживаемой территории делается запрос в соответствующую УИИ, либо дается задание УУП.

Представляется верным, что период ожидания также должен учитываться при отсчете 30-дневного срока проведения розыска, поэтому началом проведения первоначальных розыскных мероприятий следует считать следующий день после неявки осужденного по вызову либо на регистрацию, а основанием их проведения - неявку в УИИ по вызову либо на регистрацию по причине, не известной сотрудникам УИИ, по истечении которого может быть установлено основание, предусмотренное ч. 6 ст. 190 УИК РФ.

Наиболее эффективным является проведение розыска с участием оперативных работников подразделений ОВД и применение ими негласных методов работы. Таким образом, выше были рассмотрены некоторые аспекты исполнения условного осуждения, позволяющие повысить эффективность деятельности сотрудников УИИ по данному направлению.



Заключение
Подводя итоги указанной работы, можно сделать следующие выводы. Так на протяжении развития Российского государства уголовно-исполнительная система претерпевала различные, в том числе коренные преобразования. Исторический экскурс помог выявить совокупность тех изменений, которые отразились на исполнении (отбывании) наказаний, формах и методов этой деятельности.

Как любая открытая искусственно детерминированная система, уголовно-исполнительная система имеет множество проблем, от решения которых зависит успех и эффективность ее функционирования.

Особенно значимым для развития уголовно-исполнительной системы в новых условиях ее функционирования был Закон РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Этот нормативный акт определил организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы, деятельности ее звеньев.

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состоит на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества. (Приложение 6)

Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов» и угроз исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% от общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

В современных тенденциях реформирования УИС значительное место отводится проблемам исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Эффективным средством обеспечения альтернативных видов наказаний, безусловно, является социальная работа с осужденными, в частности с лицами, не достигшими совершеннолетия.


Политико-правовое направление совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, по существу, носит управленческий характер. В рамках этого направления решаются вопросы стратегии исполнения наказаний, концептуальные основы уголовно-исполнительной деятельности.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. В соответствии с ней должна совершенствоваться нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.

Концепция призвана на период до 2020 года, обеспечить основу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

Нам представляется, что она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле и развитие гражданского общества, а так же период развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года слишком велик, так как к тому времени они морально устареют, а предложенные нововведения необходимы уже сейчас.