Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, представляется обоснованным вывод отдельных авторов Бурлакова И.А. и Алексеев И.Н., полагающих, что возложение судом на условно осужденного определенных обязанностей, способствующих его исправлению, должно являться обязанностью суда, а не его правом. Только так можно контролировать исправление условно осужденного и предпринимать необходимые меры, регулирующие данный процесс, в том числе предусмотренные ч. 7 ст. 73 УК РФ.
При этом, на наш взгляд, перечень обязанностей, которые суд должен возлагать на условно осужденного, следует четко указывать в законе, так как они должны избираться судом в каждом конкретном случае в зависимости от личности виновного, его возраста, поведения в семье, места жительства и других обстоятельств. Главное, чтобы они преследовали цель исправления осужденного, были реально исполнимыми и не были связаны с причинением осужденному физических страданий и унижением человеческого достоинства.
При этом, как следует из смысла уголовно-процессуального закона (п. 4 ст. 307 УПК РФ), мотивы возложения судом на условно осужденного тех или иных обязанностей должны быть в обязательном порядке приведены в описательно-мотивировочной части приговора.
Таким образом, суд, назначая условное осуждение, должен не только установить испытательный срок, в течение которого условно осужденный обязывается своим поведением доказать свое исправление, но и создать необходимую юридическую базу для исправления осужденного, включающую в себя основные средства исправления - обязанности, которые осужденный должен исполнять в течение испытательного срока, доказывая тем самым формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. В противном случае придется согласиться с позицией А.С. Горелика и признать, что испытательный срок будет являться не более чем эквивалентом срока погашения судимости.
3.2 Вопросы возникающие при осуществлении контроля Уголовно-исполнительными инспекциями за условно-осужденными имеющих обязанность суда - регистрация
В судебной практике широко распространено возложение судом на условно осужденного и такой обязанности, как систематически являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию. В связи с этим необходимо решить вопрос: должен ли суд в приговоре при возложении данной обязанности устанавливать систематичность, с которой осужденный обязуется являться на регистрацию, или же это должна делать уголовно-исполнительная инспекция при исполнении приговора.
Наша позиция по данному вопросу сводится к следующему.
Вменяя осужденному, обязанность периодически являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию, суд не определяет самостоятельно данную периодичность, поскольку она должна быть обусловлена исключительно порядком контроля, за исправлением осужденного и в каждом конкретном случае зависеть от процесса исправления осужденного, от его поведения в течение испытательного срока.
Согласно ч.1 ст.187 УИК РФ контроль, за поведением условно осужденных в течение испытательного срока возложен не на суд, а на уголовно-исполнительную инспекцию. Последняя на основании судебного решения об обязании осужденного периодически являться на регистрацию, а также в соответствии со ст. 188 УИК РФ вправе с учетом личности осужденного и его поведения в течение испытательного срока самостоятельно устанавливать периодичность его явок на регистрацию для отчета о своем поведении и об исполнении возложенных на него обязанностей. При этом избранная инспекцией периодичность явок условно осужденного на регистрацию, по смыслу данной обязанности, должна обеспечивать максимально эффективный контроль за поведением конкретного осужденного в течение испытательного срока в целях достижения его исправления.
Принятия отдельного судебного решения о периодичности явок осужденного на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию закон не требует, поскольку, как правильно отмечает И.Н. Алексеев, роль суда при возложении обязанностей заключается в том, чтобы сформировать юридическую основу исправления условно осужденного и устранить для этого имеющиеся препятствия. Фактическое же исправление условно осужденного - это целиком удел специализированного государственного органа. Суд должен создать базу для исправления условно осужденного, а непосредственное достижение этой цели поручается специализированному государственному органу.
Согласно ч.4 ст.188 УИК РФ осужденный обязан являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении. При этом, исходя из данной нормы, частота и количество вызовов осужденного в инспекцию не должны в обязательном порядке согласовываться с судом.
Возложение судом на условно осужденного обязанности периодически являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию в совокупности с указанными положениями закона обязывает инспекцию заранее упорядочить вызовы осужденного для обеспечения наиболее эффективного контроля за его поведением вместо того, чтобы вызывать его бессистемно. Осужденный же, в свою очередь, обязывается, таким образом, регулярно отчитываться перед инспекцией о своем поведении.
При этом суд не может предопределять периодичность явок осужденного в инспекцию. Суд лишь указывает инспекции на необходимость более пристального контроля за конкретным осужденным. Интенсивность контроля должна определяться инспекцией непосредственно при исполнении приговора. Что в практической деятельности инспекции решается путем вынесения постановления об установлении регистрации осужденному, в котором определяются количество явок в УИИ и дни регистрации. (Приложение 4).
Это позволяет более жестко контролировать исполнение данной обязанности и избежать возможных неясностей. В случае уклонения осужденным от такого контроля, и не исполнение обязанности предписанной решением суда, может повлечь для него неблагоприятные последствия вплоть до отмены условного осуждения с последующим исполнением назначенного наказания.
Вместе с тем осужденный, считающий, что уголовно-исполнительной инспекцией установлен необоснованно жесткий график явок на регистрацию, определенный без реального учета данных об его личности и поведении, что существенно ущемляет его права, вправе обратиться с жалобой в суд.
3.3 Решение вопросов в ходе деятельности Уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению повторных преступлений со стороны условно-осужденных
Основная часть наказаний назначаемых судами без изоляции от общества в виде условного осуждения в среднем составляет в пределах 60%, которое исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Основными целями осуществления контроля, за поведением условно осужденных являются исправление и общее предупреждение. В ходе предупредительной деятельности законодательством предусмотрено усиление контроля, за поведением условно осужденных в виде возложения дополнительных обязанностей, продления испытательного срока, отмены условного осуждения.
Цель предупреждения рецидива актуализируется только в отношении осужденных, от которых реально возможно ожидать совершения нового преступления. Отсюда деятельность сотрудников по индивидуальному предупреждению новых преступлений по нашему мнению должна осуществляться избирательно. При этом контроль, а точнее - его усиление, является средством предупреждения повторных преступлений.
Основной же целью индивидуального предупреждения преступного поведения, является специальное предупреждение. Если не проводить подобного различия по целям, то индивидуальное предупреждение преступного поведения должно осуществляться в отношении каждого условно осужденного. Представляется, что оно необходимо только для тех, в отношении которых осуществление контроля, за поведением не способно достичь цели исправления в юридическом смысле.
Использование подобного подхода в практической деятельности позволяет:
а) обосновать необходимость дифференциации условно осужденных в зависимости от необходимости изменения контроля, за их поведением и от целей такого изменения;
б) обосновать необходимость проведения индивидуальной предупредительной работы только в отношении части условно осужденных, что, в свою очередь, позволит повысить рациональность и экономичность проводимых мероприятий;
в) определить, что основным средством активного предупреждения повторного преступления является изменение контроля, т.е. усиление воздействия посредством изменения объема юридических обязанностей.
Определяя объект индивидуального предупреждения, необходимо учитывать имеющиеся возможности, силы и средства, противоречия и пробелы в нормативной базе, низкий уровень материально-технического и методического обеспечения деятельности сотрудников УИИ и ОВД в данной области, слабое взаимодействие со службами ОВД и другие факторы негативного характера. Именно такой подход позволяет сконцентрировать усилия субъектов профилактики в отношении действительно рецидивоопасной категории условно осужденных, а не распылять усилия указанных служб в отношении всех осужденных.
Нам представляется, что нецелесообразно в качестве основного объекта предупреждения рассматривать социальную микросреду условно осужденного, в которой общается осужденный. Как нормативные, так и организационные возможности воздействия на такой объект отсутствуют. В противном случае необходимо, что и встречается в практике, требовать от сотрудников осуществления безрезультатных мероприятий. А это в конечном итоге приведет к «распылению» сил и ресурсов субъектов предупреждения, проведению мероприятий «для галочки» и т.п.
С момента вступления приговора в законную силу возникает возможность исполнения условного осуждения. При поступлении приговора в УИИ начинается его реальное исполнение. Затем осуществляется контроль, за поведением в отношении каждого осужденного, которому разъяснены порядок и условия отбывания этой меры уголовно-правового характера. В отношении большинства лиц данный этап является последним и единственным и заканчивается снятием с учета по окончании испытательного срока.
Для некоторой же части осуществление контроля в узком понимании признается неэффективным с точки зрения достижения цели специальной превенции, поэтому в их отношении необходим следующий этап исполнения условного осуждения - индивидуальное предупреждение преступного поведения. При этом должны быть установлены как фактическое, так и личностное основания проведения индивидуальной профилактики.
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения.
Определяя цель индивидуального предупреждения, хотелось бы отметить, что термин «исправление» предлагается понимать в двух значениях: моральном и юридическом. При этом можно отметить, что в последнем значении понимается не совершение осужденным вообще повторного преступления. Действительное же его исправление, если под ним понимать положительную перестройку системы нравственно-психологических ценностей и ведение социально одобряемого образа жизни, может иметь место значительно позже отбытия испытательного срока или вообще не наступить. Учитывая подобный дуализм исправления, представляется, что реально достижимой целью индивидуального предупреждения преступного поведения условно осужденных может быть только не совершение нового преступления, т.е. юридическое исправление.
В качестве объекта индивидуального предупреждения преступного поведения условно осужденных необходимо рассматривать антиобщественное поведение указанной категории лиц, совершение преступления, со стороны которых является реально возможным.
Использование такого подхода позволяет сконцентрировать усилия сотрудников на изменении поведения осужденного в направлении достижения целей исполнения условного осуждения, а не заниматься трудновыполнимыми задачами по коррекции нравственных деформаций, выравниванию психических патологий и т.п. К тому же это позволит конкретизировать задачи рассматриваемого предупреждения, определить пределы изучения условно осужденного и его поведения, а также методы и средства решения поставленных задач.