Файл: Отчетности Москва 2020.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский политехнический университет» (Московский политех)
Ивантеевский филиал
Московского политехнического университета
Е.И. Махова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской
отчетности
Москва 2020

1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский политехнический университет» (Московский политех)
Ивантеевский филиал
Московского политехнического университета
Е.И. Махова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Москва 2020

2
Председатель
Председатель
Цикловой (методической) комиссии
Экономика и бухгалтерского учета
Е.И. Махова
Учебное пособие (краткий курс лекций) по ПМ.04, МДК 04.01
Технология составления бухгалтерской отчетности разработано в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы. Использование материалов пособия способствует повышению качества подготовки обучающихся, предназначено для преподавателей и студентов.
© Ивантеевский филиал Московского политехнического университета 2020г.
© Цикловая (методическая) комиссия Экономика и бухгалтерский учет 2020г.
Махова Е.И. ПМ.04 МДК
04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
: учебное пособие, краткий курс лекций – г. Ивантеевка МО, 2020, 98 с.
УДК
ББК
Одобрены на заседании цикловой комиссии экономики и бухгалтерского учёта
Протокол № 7 от 10.02. 2020 г.

3
Введение
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В первой половине 20 века преобладала немецкая бухгалтерская школа. И тогда возникло балансоведение и экономический анализ, сформулировано положение о калькуляции и себестоимости, о централизации и децентрализации учета. Были предложены эффективные приемы трансформации учетных показателей в условиях инфляции.
Во второй половине 20 века преобладала американская бухгалтерская школа. Она дала множество подходов к изучению поведения отдельных лиц, разделение учета на макро- и микроуровне. В этот период возник управленческий учет, разработаны методы расчетов себестоимости (директ- кост и стандарт-кост), а также получил развитие аудит.
Если сравнивать последовательную смену господствующих учетных школ, то можно сделать два вывода.
1. Господствует в мире та бухгалтерская школа, которая формируется на базе более развитой экономики.
2. В развитии школ наблюдается инерция, когда экономическое господство утрачивается.
Отчетность в России. Историческая справка
В России экономическая жизнь никогда не существовала вне государственного контроля. Поэтому учет всегда был предметом регламентации государства. Серьезное отношение к бухгалтерской отчетности возникает в России с момента создания акционерных обществ и коммерческих банков (конец XVIII начало XIX вв.)
Петр I в России разрешил образование совместных коммерческих банков с привлечением иностранного капитала. В результате этого в России появилась отчетность представленная балансом, отчетность велась на иностранном языке, а впоследствии переводилась на русский.
К концу XIX века проблемами бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах заинтересовались всерьез. Порядок составления бухгалтерской отчетности регламентировался уставом о промысловом налоге. Структура баланса, состав статей и способов их оценки не регламентировались никакими законодательными документами.
Предприятия публиковали отчетность в таком объеме и по той форме, в какой они сами ее представляли, объясняя это невозможностью установления единообразной унифицированной формы отчетности.
В те времена состояние отчетности понималось не в формальном переносе сальдо в баланс, а как действительного отражения материального и финансового положения предприятия и результатов его деятельности.


4
Теперь становится ясным, почему в бухгалтерской отчетности присущ элемент субъективизма и относительности. Этим также объясняется разнообразие форм ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Основополагающим принципом учетной политики того времени был принцип «консерватизма» (осторожной оценки актива). Хотя встречался и противоположный подход к оценке, тогда активы намеренно завышались.
В современной практике активами остаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате совершившихся фактов ее хозяйственной деятельности, которые должны принести ей выгоды в будущем.
В то время возникло определение нематериального имущества
(нереального), причем материальные активы (реальное имущество) теряло свою стоимость, нематериальные активы - нет, то есть нематериальные активы оценивались по стоимости приобретения, и эта стоимость не амортизировалась.
Многолетняя практика применения закона о промысловом налоге, определило роль бухгалтерского баланса. Банкир Рощаховский А.Ф. предложил структуру типового баланса акционерного предприятия. Степень детализации таких статей, как дебиторы и кредиторы, нематериальные активы (НМА) оставались на усмотрение предпринимателей. Состав других статей строго регламентировался. Такой подход, соединяющий в себе элемент унификации и относительной свободы в составление и применение в различных международных стандартах учета. При социализме в русской бухгалтерии появилась одна особенность: на крупных предприятиях преобладала вертикальная корреспонденция над горизонтальной; русская бухгалтерия рассматривалась на словах, как выражение экономической мысли, а на деле служила контрольным целям государства и являлась правовой, подчиняясь принципам административного финансового и гражданского права.
Финансовая отчетность в системе управления организацией
В условиях современной экономики финансовая отчетность становится главным источником информации для принятия обоснованных управленческих решений.
Важным требованием к принятию управленческого решения является наличие фактов, касающихся финансового положения организации и результатов ее деятельности. Такие факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят свое отражение в отчетности. В самом общем виде финансовая отчетность — это конечный продукт бухгалтерского учета в организации.
Финансовая отчетность в системе управления представляет интерес для различных групп пользователей, как внутренних, так и внешних.


5
Внутренние непосредственно занимаются бизнесом в данной организации: это руководство предприятия и различные должностные лица (менеджеры, экономисты и др.), которые несут ответственность за ведение дел и за результаты деятельности организации. Результаты работы организации зависят от правильности и своевременности принятия управленческих решений, а многие из этих решений в значительной степени основываются на учетной информации и ее анализе.
Внешние пользователи объединяют две группы: непосредственно (прямо) заинтересованные субъекты в деятельности организации; субъекты, имеющие косвенную заинтересованность в деятельности организации.
Первую группу составляют собственники (акционеры) данной организации, кредиторы, инвесторы, государственные налоговые учреждения, служащие (работники), другие организации, являющиеся настоящими или потенциальными партнерами данной организации.
Акционеры изучают информацию о прибыльности, об изменениях собственного капитала организации.
Кредиторы используют отчетность для оценки платежеспособности организации, ее надежности как клиента и при определении условий выдачи кредитов.
Инвесторы рассматривают отчетность с позиции выгодности и надежности вложения своих средств в данную организацию.
Налоговые учреждения осуществляют контроль за данными о начисленных, уплаченных налогах.
Потенциальные партнеры по бизнесу, а также уже имеющие деловые отношения с данной организацией компании оценивают ее финансовое положение, изучают отчетность с целью прогнозирования динамики цен, поиска новых возможностей сотрудничества.
Вторая группа включает лиц, имеющих косвенный финансовый интерес, но защищающих интересы первой группы. Это различные аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи, государственные органы, информационные агентства, представители прессы, профсоюзы и пр.
Аудиторские фирмы дают заключение о достоверности представляемой организацией отчетности.
Государственные органы изучают финансовые отчеты в целях контроля за динамикой цен и движением акций, осуществления экономического планирования, совершенствования методов учета и формирования отчетности.
Информационные агентства и представители прессы извлекают информацию из данных отчетности для подготовки обзоров, оценки тенденций развития отдельных организаций, отраслей, сравнительного анализа результатов деятельности различных компаний и расчета обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности.
С позиции обеспечения управленческой деятельности финансовая отчетность должна удовлетворять следующим основным требованиям,


6 отвечающим интересам пользователей и прежде всего инвесторов и кредиторов:
- содержать данные для принятия управленческих решений в области инвестиционной политики;
- обеспечивать оценку имеющихся у организации ресурсов с учетом происходящих в них изменений и эффективности их использования;
- обеспечивать оценку динамики рентабельности;
- содержать данные для перспективной оценки положения организации на рынке.

7
Тема 1.1. Понятие, сущность и виды отчетности организации
План:
1.
Нормативно-законодательные документы, регламентирующие методологические основы построения отчетности в РФ.
2.
Понятие и назначение отчетности организации. Виды отчетности.
3.
Российские и международные стандарты отчетности.
1 ВОПРОС.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой установление государственными органами правил ее составления.
Общее руководство бухгалтерской отчетностью осуществляет Правительство
РФ, предоставившее право регулирования МФ РФ, ЦБ РФ, другим ведомствам и организациям. Особое место в регулировании отчетности занимают саморегулируемые организации – союзы и ассоциации предпринимателей, аудиторов и бухгалтеров, которые участвуют в разработке проектов стандартов отчетности и их экспертизе.
Система регулирования бухгалтерской отчетности в РФ предусматривает четыре уровня.
Таблица 1
Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в РФ
Урове нь
Наименование
Характеристика
1 2
3 1
Нормативное правовое
регулирование
Осуществляется федеральными законами, Указами
Президента РФ, Постановлениями Правительства
РФ и др. (ФЗ «О бухгалтерском учете»; «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», ГКРФ, НКРФ)
2
Нормативно-техническое
регулирование
Осуществляется положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, утверждаемыми МФРФ, где рассматриваются отдельные вопросы учета (ПБУ
4/99). Акты нормативно-технического характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения.
Обязательность их исполнения поддерживается нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов нормативно-технического характера
3 Методическое обеспечение Инструкции, методические указания, комментарии, конкретизирующие общие вопросы, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой


8 спецификой
(Приказ
МФРФ
«О формах бухгалтерской отчетности»)
4
Локальное обеспечение Осуществляется на уровне самого хозяйствующего субъекта (учетная политика)
В настоящее время, отдельные акты, относящиеся к актам методического обеспечения (методические указания, инструкции и др.), назначение которых заключается в установлении методов (способов, приемов) практической реализации норм ПБУ, получают после регистрации в Минюсте России значение нормативного правового акта и "поднимаются" на один уровень с
ПБУ, обуславливая возникновение неясностей и противоречий.
Таблица 2
Характеристика основных нормативных документов, регламентирующих
методологические основы построения отчетности в РФ
№ п/п
Наименование документа
Характеристика документа
1 2
3 1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.
Устанавливает единые правовые основы составления отчетности, дает ее определение, состав и общие требования к ней, а также особенности при реорганизации и ликвидации.
2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное
Приказом МФРФ №34н от 29 июля
1998 г.
Содержит основные правила составления и представления отчетности, устанавливает правила оценки статей отчетности.
3 Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»
(ПБУ
4/99), утвержденное Приказом МФРФ №43н от 6 июля 1999 г.
Раскрывает информацию о содержании отдельных форм бухгалтерской отчетности, конкретизирует требования к отчетности.
4 Приказ
МФРФ
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» №66н от 2 июля 2010 г.
Содержит образцы форм отчетности, коды строк, рекомендации по детализации показателей.
5 ФЗ
«О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от
27.07.2010г.
Содержит общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финотчетности.
6 Постановление Правительства РФ «О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности» №179 от
3.03.12г.
Устанавливает порядок представления в
ФСФР консолидированной финотчетности и особенности ее публикации.

9 2 ВОПРОС.
Понятие бухгалтерской отчетности дается в различных нормативных актах бухгалтерского законодательства:
1.
Согласно ФЗ №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с установленными требованиями.
2.
Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (такое же понятие содержалось в ФЗ №129).
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – важный этап бухгалтерского учета, который находится между регистрацией фактов хозяйственной деятельности и финансовым анализом.
Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуются основные задачи бухгалтерского учета: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля соблюдения законодательства, за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, исполнением обязательств; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов финансовой устойчивости.
Таким образом, бухгалтерская отчетность является информационной базой для финансового анализа деятельности предприятия и принятия управленческих решений.
Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в полном и достоверном представлении широкому кругу пользователей информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. То есть информация, содержащаяся в отчетности, должна быть полезной для пользователей.