Файл: Отчетности Москва 2020.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.6. Статистическая отчетность организации
План:
1.
Понятие, назначение и условия предоставления статистической отчетности. Субъекты официального статистического учета.
2.
Формы статистического наблюдения.
1 ВОПРОС.
Общий порядок организации статистического учета установлен ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в
РФ» от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ, а также постановлением Правительства
РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы,
Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статистическая отчетность - это форма государственного статистического наблюдения, при которой уполномоченные органы получают от юридических и физических лиц необходимые им сведения в законном порядке, отчетные документы за подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность сообщаемых данных.
Назначение статистической отчетности состоит в обеспечении информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной информации о социальных, об экономических и других общественных процессах в Российской Федерации. Эта отчетность является базой для формирования агрегированных данных, используемых для отраслевого и межотраслевого анализа.
Основными принципами статистической отчетности являются: объективность статистических данных; актуальность и своевременность данных; конфиденциальность данных; сопоставимость статистической информации; доступность и открытость сводных статистических данных.
Статистическая отчетность по назначению и содержанию отличается от бухгалтерской отчетности. Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные стороны работы организаций, в том числе и не

75 имеющие отношение непосредственно к хозяйствованию (характеристику кадров, социальные показатели и др.).
Таблица 20
Виды статистической отчетности
№ Признак
Виды отчетности
1 Срок представления
Текущая (ежемесячная, квартальная).
Годовая (представляется 1 раз в год).
2 Объем отражаемых данных
Полная (содержит обширный перечень показателей)
Краткая (перечень показателей максимально сокращен)
3 Содержание информации
Отчетность о продукции.
Отчетность по труду.
Отчетность о наличии и движении основных фондов.
Отчетность о затратах и др.
Для целей статистического наблюдения выделяются следующие категории респондентов: коммерческие организации (крупные и средние); малые предприятия; микропредприятия; предприниматели; некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения.
Респонденты каждой из перечисленных категорий обязаны заполнять и представлять в территориальные подразделения Росстата: общие формы статотчетности, предназначенные для статистического наблюдения за организациями (предпринимателями) всех видов деятельности; специальные (например, отраслевые) формы статотчетности, предназначенные для статистического наблюдения за организациями
(предпринимателями), которые занимаются только определенными видами деятельности.
Статистическое наблюдение может быть двух типов: сплошное - статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы; выборочное - статотчетность должны сдавать не все организации и предприниматели, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.
Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет. Выборочные статистические наблюдения проводятся ежемесячно и (или) ежеквартально - в отношении малых и средних предприятий; ежегодно - в отношении микропредприятий.
Статистическую отчетность можно представить: на бумаге (лично, через уполномоченного представителя либо по почте с описью вложения). При приеме отчетности на бумаге сотрудник


76
Росстата по просьбе организации (предпринимателя) обязан поставить на ее копии отметку о приеме; в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде: через специализированных операторов связи. В этом случае организации (предпринимателю) необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг; через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата.
Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Датой представления статотчетности является: при представлении на бумаге - дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение
Росстата; при представлении в электронном виде - дата отправки по сети
Интернет.
Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации предусмотрена ст. 13.19 КоАП. Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сбор и обработка статистической информации осуществляются на основе
«Единой системы классификации и кодирования информации Российской
Федерации». Это означает наличие ряда классификаторов, например:
ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
ОКП - общероссийский классификатор продукции;
ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОКЕИ - общероссийский классификатор единиц измерения;
ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации;
ОКАТО - общероссийский классификатор объектов административно- территориального деления;
ОКОГУ - общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
ОКФС - общероссийский классификатор формы собственности;


77
ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовой формы и др.
2 ВОПРОС.
Организации и предприниматели представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом. Состав и структура статотчетности периодически меняются и различаются в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д.
Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Бланки форм и указания по их заполнению доводят до респондентов безвозмездно.
Использование унифицированных форм статистического наблюдения позволяет получить сопоставимую и комплексную информацию по всем видам деятельности предприятий и их финансовому положению.
Все формы составляются по данным бухгалтерского и управленческого учета в соответствии с инструкциями, утвержденными Росстатом. В целях достижения единообразия форм Росстатом утвержден стандарт на формуляр- образец государственного статистического наблюдения (постановление
Госкомстата России №55 от 25.05.98г). Данный стандарт устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм официального статистического наблюдения.
Формы статистической отчетности служат только для получения сводной статистической информации, они не могут быть предоставлены третьим лицам без согласия организации.
В перечень основных форм официального статистического наблюдения для юридических лиц – коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, численность работников которых превышает 15 человек, включаются:
Таблица 21
Основные формы статистического наблюдения
№ Наименование формы
Номер формы
Содержание
Срок представления

78 1 Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг
П-1 Приводятся сведения о выпуске товаров и услуг, отгрузке товаров, в том числе собственного производства, объеме платных услуг населению, розничном товарообороте, об остатках готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода, экспорте и импорте услуг, перевозках грузов и грузообороте, строительно- монтажных работах, выполненных подрядным и хозяйственным способами и др.
Месячная, не позднее
4 числа после отчетного периода
2 Сведения об инвестициях в нефинансовые активы
П-2 Содержит данные об инвестициях предприятий в финансовые и нефинансовые активы. Инвестиции в финансовые активы показываются с выделением долгосрочных и краткосрочных вложении, а также зарубежных инвестиций. Инвестиции в нефинансовые активы приводятся по видам активов. Из состава источников инвестиций выделяются собственные средства предприятий (в том числе прибыль) и привлеченные ими средства из других источников
Квартальная, не позднее 25 числа после отчетного периода
3 Сведения о финансовом состоянии организации
П-3 Обобщается информация о финансовом состоянии и расчетах предприятий. В ней содержатся данные о балансовой прибыли
(убытке), доходах и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности, об активах (всего и по видам).
Месячная
(не позднее
28 числа после отчетного периода);
Квартальная
(не позднее
30 числа после отчетного периода).
4 Сведения о численности, заработной плате и движении работников
П-4 Собирается информация о средней численности и движении работников, фонде заработной платы и выплатах социального характера,
об использовании рабочего времени.
Месячная, квартальная
(не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом)


79 5 Основные сведения о деятельности организации
(для организаций, численностью работников не более
15 человек)
П-
5(м)
Содержит общеэкономические показатели, доходы расходы, активы, задолженность, перевозки грузов, показатели производства и реализации.
Квартальная, не позднее
30 числа после отчетного периода
6 Сведения о наличии и движении основных фондов
(средств) и других нефинансовых активов
11
Раскрывает наличие, изменение стоимости и состав основных фондов, продажу активов, а также состав фондов, на которые не начисляется амортизация.
Годовая (не позднее 1 апреля)
7 Основные сведения о деятельности организации
1предпр иятие
Дает сведения о юридическом лице; о распределении уставного фонда, взносах иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам- партнерам, об организационной структуре юридического лица, сведения об отгрузке товаров и услуг, затратах на производство и реализацию продукции, инвестиционной деятельности, о видах экономической деятельности в отчетном году, а также о территориально обособленных подразделениях.
Годовая, 1 апреля после отчетного года
Последние новости
Бухгалтерский баланс за 2019 год
Бухгалтерский баланс — первый и основной финансовый документ из комплекта годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год. По нему можно судить о финансовом положении компании, увидеть, какими активами

80 обладает фирма, каковы ее капитал и обязательства. Это форма по ОКУД
0710001, утвержденная приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. С
01.06.2019 года действует новая редакция бланков бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина от 19.04.2019 №61н. В обновленном формуляре бухгалтерского баланса необходимо указывать:
1. подлежит ли фирма аудиту;
2. наименование аудиторской фирмы или ИП, а также ИНН и ОГРН
(ОГРНИП);
3. показатели в тысячах рублей, т.к. единица измерения "млн. руб." исключена;
4. ОКВЭД 2 вместо ранее действовавшего ОКВЭД.
С 2020 года изменен порядок сдачи бухгалтерской отчетности.
Каким может быть бухгалтерский баланс.
По сути, баланс — это таблица, состоящая из граф и строк, разделами которой являются актив (сведения об имуществе) и пассив (сведения об источниках приобретения имущества).
В активе имущество представляется в разрезе внеоборотных и оборотных активов. В пассиве источники классифицируются на капитал и резервы (это собственные средства предприятия), долгосрочные и краткосрочные обязательства (это привлеченные средства). Все показатели в балансе представлены на три отчетные даты: 31 декабря (или другую отчетную дату) отчетного года и двух предыдущих лет. Каждой статье баланса — как в активе, так и в пассиве — соответствует своя строка с особым кодом.
Например, строка 1220 актива — это входной НДС, а строка 1520 пассива — краткосрочная кредиторка.
Итоги по активу и по пассиву баланса (еще их называют валютой баланса) должны быть равны. Это значит, баланс сошелся.
Поскольку баланс бухгалтерский, составляют его по данным бухучета, к которым закон предъявляет определенные требования. Так, они должны быть полны и достоверны, подтверждены годовой инвентаризацией и т. п.
Если в общем виде представить схему движения бухгалтерской информации, то первым звеном будет первичный документ, информация из которого сначала попадает в аналитические, а затем в синтетические бухгалтерские регистры. И уже из последних данные идут в баланс.
Кстати, составить баланс — задача бухгалтера. А вот пользователь информации должен уметь его читать.


81
Отчет о финансовых результатах за 2019 год
Вторая форма бухгалтерской отчетности предприятий за 2019 год сейчас именуется отчетом о финансовых результатах (ОФР). Утверждена она тем же приказом Минфина, что и баланс, то есть приказом № 66н, и имеет код по
ОКУД 0710002. Данный формуляр подвергся более глобальным изменениям: здесь изменились наименования некоторых строк, а часть строк была и вовсе исключена. Однако эти поправки станут обязательными только с отчетности за 2020 год. Сейчас нужно учесть только часть изменений, в частности, норму о внесении показателей в тысячах рублей.
Данный отчет содержит информацию:

о выручке;

себестоимости и расходах;

финрезультате, то есть прибыли (валовой, от продаж, до и после налогообложения) или убытке;

и некоторые другие показатели.
Показатели приводятся за отчетный и прошлый годы. Это нужно для сопоставления данных и анализа.
Форма 2 также может быть полной и упрощенной.
Далее посмотрим, какие еще формы могут входить в годовой отчетный пакет.
Приложения к балансу
Помимо форм 1 и 2 в состав бухгалтерской отчетности за 2019 год входят: из отчета об изменениях капитала (форма 3, по ОКУД 0710003); отчета о движении денежных средств (форма 4, по ОКУД 071004); отчета о целевом использовании средств (форма 6, по ОКУД 071006).
В вышепоименованные бланки тоже были внесены изменения. Во всех формулярах информация указывается в тысячах рублей. В некоторых - изменены коды ОКУД.
В отличие от форм 1 и 2 эти формы составляют не все и не всегда.
Еще одним приложением к отчетности является расшифровка строк баланса.
Ее по привычке могут называть формой 5. Но сейчас она официально

82 именуется пояснениями к бухгалтерскому балансу и ОФР. В этом отчете приводится детализация показателей этих двух форм. Он призван дать пользователям более расширенную информацию о финансовом состоянии, чем обобщенная отчетность.
Данные пояснения являются регламентированным отчетом (их пример представлен в приказе Минфина
№ 66н). Но помимо них может также составляться пояснительная записка в свободной форме.
Аудиторское заключение
Аудит — это процедура, призванная подтвердить или опровергнуть достоверность составленной отчетности. Цели у аудита могут быть разными.
Но в данном контексте аудиторское заключение нас интересует как одно из приложений к балансу, обязательное к сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год в госорганы. Требуется оно не от всех, а только от фирм, для которых проведение аудита обязательно.
Раньше сдавать заключение аудиторов налоговикам не требовалось.
И еще предупреждаем, что Минфин грозится повысить штрафы за не сдачу отчетности до 700 тыс. руб.
Источники:
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1 к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н
(в ред. Приказов Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 06.04.2015 № 57н)
Бухгалтерский баланс