Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Братья и сестры, открывшие данное творение - помолитесь о судьбе посланников , сотворивших сие ответы. а именно сестер Олеси, Алёны, Софии и Анастасии. Лечфак 2019

1. История создания, определение и задачи единой гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Ежегодно, как отмечают эксперты, число масштабных природных и техногенных катаклизмов растёт. На территории РФ ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных ЧС. Общее число человеческих жертв увеличивается на 5-6%.

2001 год – катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске. Погибло 144 человека

2007 год – взрыв метана на шахте «Ульяновская». Погибло 110 человек

2009 год – авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек.

2009 год - пожар в «Хромой лошади». Погибло 156 человек

2012 год – наводнение в Краснодарском крае.Погибло до 170 человек

2015 год – катастрофа самолета А 321. Погибло 224 человека

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности населения и ликвидации последствий ЧС в нашей стране создана

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера можно условно разделить на три этапа (периода).

I период - 1932-1961 гг.

Создание и функционирование Местной противовоздушной обороны (МПВО).

II период - 1961-1989 гг.

Создание и функционирование системы Гражданской обороны (ГО) страны.

В 50-е годы XX века из-за появления ядерного оружия и создания средств его доставки, вновь изменился характер будущей войны.

В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему ГО СССР.

В период функционирования МПВО и ГО специальных структур, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера не существовало.

Для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, принято решение о необходимости создания государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

III период

В 1989 году в СССР в структуре правительства страны была создана Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям.

27 декабря 1990 года Постановлением Правительства был создан Российский корпус спасателей на правах госкомитета

В 1991 году на базе госкомитета и штаба ГО был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР).


10 января 1994 года ГКЧС был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Таким образом, ГО как самостоятельная организация прекратила свое существование и была преобразована в систему по защите населения и территорий в военное время.

В апреле 1992 года Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В 1995 году эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

РСЧС - это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ РФ № 68 от 21.12.1994г.

Задачи РСЧС:

  1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС

  2. Реализация целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойцивости функционирования в ЧС

  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС

  4. Подготовка населения к действиям в ЧС

  5. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС

  6. Организация оповещения и информирования населения о ЧС

  7. Создание финансовых и территориальных ресурсов

  8. Ликвидация ЧС

  9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций

  10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации

  11. Международное сотрудничество в области защиты от ЧС


2. Определение ЧС, классификация ЧС

Источник чрезвычайной ситуации – опасное техногенное происшествие, опасное природное явление, стихийные или иные бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применение современных средств поражения, в результате воздействия которых произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.



Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения – обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местного здравоохранения. Требуется привлечение их извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.

Классификация чрезвычайных ситуаций.

1. По источникам ЧС.

Техногенные:

· аварии на железнодорожном, автодорожном, водном, авиационном транспорте;

· пожары и взрывы (с возможным последующим горением);

· аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно опасных химических веществ (АОХВ), радиоактивных веществ (РВ), опасных биологических веществ (ОБВ);

· аварии на системах жизнеобеспечения (электроэнергетические, коммунальные системы, очистные сооружения;

· аварии гидродинамические (прорывы плотин, дамб, шлюзов и т.д.);

· внезапное обрушение зданий, сооружений, пород;

· прочие техногенные ЧС.

Природные:

· опасные геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов);

· опасные геологические явления (оползни, обвалы, склоновой смыв и т.д.);

· опасные метеорологические и гелиогеофизические явления (бури, ураганы, смерчи; снежные лавины, сильные морозы, засуха, цунами, высокие уровни воды, наводнения и т.д.);

· природные пожары;

· прочие природные ЧС.

Биолого-социальные:

· инфекционные и паразитарные болезни;

· бактериальные пищевые отравления;

· отравление лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами;

· токсическое действие веществ преимущественно немедицинского назначения;

· другие и неуточненные эффекты воздействия внешних причин;

· прочие биолого-социальные ЧС.

Социальные:

· терроризм;

· бандитизм, действия организованных преступных групп;

· межэтнические конфликты;

· вооруженные конфликты;


· массовые беспорядки;

· прочие социальные ЧС.

2. По масштабу:

· локального характера (в пределах территории объекта) – число пострадавших 1 - 10;

· муниципального характера (в пределах одного муниципального образования) – число пострадавших 11 - 50;

· межмуниципального характера (в пределах двух и более муниципальных образований) – число пострадавших 11 - 50;

· регионального характера (в пределах одного субъекта РФ) – число пострадавших 51 - 500;

· межрегионального характера (в пределах двух и более субъектов РФ) – число пострадавших 51 – 500;

· федерального характера – число пострадавших свыше 500.

Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций – это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения и включающая величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку и др.

Основными поражающими факторами природных, техногенных катастроф и в результате применения противником современных средств поражения являются:

Динамические (механические) факторы. Это действие на организм человека механической энергии, в результате которой возникают механические травмы – ударная волна взрыва, летящие обломки зданий и сооружений (вторичные снаряды).

Термические факторы. Воздействие на организм высоких и низких температур. В результате чего возникают ожоги, обморожения, перегревания, переохлаждения;

Радиационные факторы. Воздействие на организм ионизирующего излучения, в результате которого может развиться лучевая болезнь (острая и хроническая), лучевые поражения кожи, поражения внутренних органов;

Химические факторы. (АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные яды и др.) воздействуя на людей, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) отравления, химические ожоги;

Биологические факторы. Воздействие на организм человека микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности при эпидемиях, авариях на биологически опасных объектах, применении биологического оружия;


Психогенные (психоэмоциональные) факторы. Действие на психику человека стрессовой ситуации может привести к возникновению различных психических отклонений, вплоть до серьезных расстройств.

Поражающие факторы катастроф могут воздействовать на различные органы и системы мгновенно или растянуто во времени. При этом возможны изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные поражения. Комбинированные поражения чаще сопровождаются ожоговым шоком, инфекционными осложнениями. Летальность при них значительно выше, чем при изолированных поражениях.

Механические и термические факторы являются одними из основных поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Механические факторы катастроф ведут к тяжелым травматическим поражениям. Характеризуя очаг поражения, возникающий в результате воздействия механических факторов, следует подчеркнуть, что в структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно находятся на втором и третьем месте. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш-синдром"). Среди причин смерти на первом месте находится травма, не совместимая с жизнью, на втором – травматический шок, на третьем – острая кровопотеря.
3. Медико-санитарная обстановка в ЧС. Санитарные потери. Структура и уровень санитарных потерь. Виды поражений.

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ОБСТАНОВКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ- это

совокупность факторов и условий, характеризующих обстановку, сложившуюся при чрезвычайной ситуации, и определяющих содержание, объём и организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Оценка медико-санитарной обстановки, сложившейся в чрезвычайной ситуации, проводится для выявления её влияния на медико-санитарное обеспечение, определение характера этого влияния, путей уменьшения отрицательного воздействия неблагоприятных факторов и наиболее полного использования благоприятных.

Основными элементами оценки являются: величина и структура санитарных потерь населения, закономерности их формирования, нуждаемость поражённых в медицинской помощи, санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемическое состояние зоны (района) чрезвычайной ситуации, потребность в силах и средствах для медико-санитарного обеспечения и их наличие, условия работы формирований ВСМК и РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации, условия жизнеобеспечения населения и др.