Файл: Лекции для курсов Электрические машины и аппараты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1

Общие сведения об электрических машинах

Общие сведения об ЭМ

Классификация ЭМ

Материалы, применяемые для электрических машин

Нагревание и охлаждение электрических машин итрансформаторов.

Лекция 2

устройство и принцип действия электрических машин постоян­ного тока

Устройство машины постоянного тока

Принцип действия МПТ

Лекция 3

Электрические схемы обмоток и реакции происходящие в машинах постоянного тока.

Виды соединений обмоток

Магнитная цепь машины постоянного тока

Коммутация в машинах постоянного тока.

Лекция 4

Генераторы постоянного тока

Общие сведения и системы возбуждения

Свойства генератора параллельного возбуждения

Свойства генератора последовательного возбуждения

Свойства генератора смешанного возбуждения

Характеристики двигателей постоянного тока

Лекция 5

Общие сведения

Создание вращающегося магнитного поля

Устройство трехфазного асинхрон­ного двигателя

Принцип действия трехфазного асинхрон­ного двигателя

Принцип действия и устройство синхронных машин

Лекция 6

Рабочие характеристики асинхронного двигателя

Пусковые характеристики асинхронного двигателя

Пуск в ход асинхронных двигателей

Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей

Лекция 7

Однофазные асинхронные двигатели

Общие сведения

Пуск однофазных асинхронных двигателей

Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть

Лекция 7

Трансформаторы

Устройство трансфор­маторов

Принцип действия трансформаторов

Режимы работы трансформатора

Лекция 8

Трансформаторы

Устройство и принцип действия

Лекция 9

Специальные трансформаторы

, поскольку при одинаковом напряжении сети фазное напряжение в схеме звезды в раз меньше, чем в схеме треугольника. Пусковой ток в сети при соединении обмотки статора и звезду снижается в раза по сравнению с пусковым током при соединении в треугольник. Однако пусковой мо­мент, пропорциональный квадрату напряжения, снижается в 3 раза.
40.3. Пуск в ход асинхронного двигателя с фазным ротором

Т ак как фазный ротор содержит медную обмотку, начала которой замкнуты на контактные кольца, то через скользящий контакт ( кольцо – щетка) мож­но вводить в цепь ротора добавочное сопротивление (пусковые реостаты).

Этот способ применяют при тяжелых условия пуска, т.е. при большой нагрузке на валу. Для реостатного пуска используют асинхронные двигатели с фазным ротором, в цепь ротора включается пусковой реостат. Реостатный пуск служит для увеличения пускового момента. Одновременно происходит уменьшение пускового тока двигателя. По мере разгона двигателя пусковой реостат выводится и после окончания пуска обмотка ротора оказывается замкнутой накоротко.

Рис. 40.3 Включение пусковых реостатов со ступенчатым регулированием.

В момент пуска в ход в цепь ротора введен полностью пусковой реостат (Rпуск3 = Rпуск1 + Rпуск2), для чего контакты реле К1 и К2 разомкнуты. При заданной нагрузке на валу и введенном реостате Rпуск3пусковой ток уменьшается. Для дальнейшего разгона двигателя нужно замкнуть контакты К1, при этом сопротивление пускового реостата снизится до Rпуск2 и разгон будет продолжаться с уменьшенным пусковым током. При замыкании контактов К2, пусковой реостат будет полностью выведен (Rпуск=0) и окончательный разгон двигателя будет продолжаться по его естественной механической характеристике с естественным пусковым током.

Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей




Общие положения.


Регулирование частоты вращения двигателей определя­ется в соответствии с требованиями технологических про­цессов и тех производственных механизмов, в которых они используются.

Регулирование частоты вращения двигателей характеризуется следующими основны­ми показателями.

  • Диапазон регулирования

  • Плавность регулирования,

  • Направление возможного изменения частоты вращения двигателя (зона регулирования).

  • Экономичность регулирования

  • Допустимая нагрузка двигателя




    1. 1.Диапазон регулированияD(предел изменения частоты вращения). Под этой величиной понимается отношение ма­ксимальной частоты вращения двигателя nmax к его мини­мальной частоте вращенииnmin


41.1.2.Плавность регулирования,

характеризуется ми­нимальным скачком частоты вращения двигателя при пе­реходе с одной механической характеристики на другую.
41.1.3.Направление возможного изменения частоты вращения двигателя (зона регулирования).

При номинальных усло­виях работы (напряжении и частоте питающей сети) дви­гатель имеет определенную механическую характери­стику, то есть зависимость момента двигателя от числа оборотов вала двигателя.

При регулировании частоты вращения соответствую­щие им характеристики будут отличаться от первоначальной. Эти характеристики носят название искусственных (регулировочных) характеристик. С помощью одних мето­дов регулирования удается получить,например, только увеличение числа оборотов при сохранении заданного момента. Другие методы обеспечивают регулирование частоты вра­щения как выше, так и ниже естественной характеристики.
41.1.4.Экономичность регулирования

Определяется по допол­нительным капитальным затратам, необходимым при соз­дании регулировочных устройств, а также по потерям элек­троэнергии при регулировании.

При этом более рационально применение простых и дешевых способов регулирования частоты вращения дви­гателей, даже и неэкономичных с точки зрения потребления энергии.
41.1.5.Допустимая нагрузка двигателя при изменения частоты вращения.

Диапазон изменения скорости вращения вала двигателя может быть ограниченвеличиной токов встаторной и роторных цепях. Эта нагрузка определяется допустимым нагревом двигателя и механическими характеристиками производствен­ных механизмов,

моментом сопротивления на валу, момен­том инерции двигатели и механизма и т. д.

Методы регулирования частоты вращения асинхронных двига­телей



В соот­ветствии с приведенными ранее формулами можно записать, что частота вращения ротора n, об/мин, равна:



где f1— частота питающей сети, Гц;

р— число пар полю­сов двигателя;

s — скольжение, отн. ед.
Из формулы следует, что существуют три основных способа регулирования частоты вращения:

  • изменением частоты f1питающего двигатель напряже­ния;

  • изменением числа пар полюсов р;

  • изменением скольжения s.


Все три способа нашли широкое применение на практике.

Регулирование частоты вращения изменением частоты питающей сети


Регулирование частоты вращения изменением частоты питающей сети является наиболее экономичным способом регулирования и позволяет получить хорошие механиче­ские характеристики электропривода.

При изменении частоты питающей сети обеспечивается изменение частоты вращения магнитного поля асинхронно­го двигателя, что следует из формулы


Источник питания двигателя должен осуществлять пре­образование напряжения стандартной частоты сети fном = 50 Гц в напряжение с требуемой частотой.

Одновремен­но с изменением частоты должна регулироваться по опре­деленному закону и величина подводимого к двигателю на­пряжения, чтобы обеспечим, высокую жесткость механи­ческой характеристики и требуемую перегрузочную спо­собность двигателя.

В качестве источника питании могут применяться элек­тромашинные вращающиеся преобразователи, использую­щие электрические машины, или статические преобразователи частоты на полупроводниковых приборах, которые се­рийно выпускает промышленность.

Положительным свойством частотною регулирования является возможность плавного регулирования в широком диапазоне в обе стороны от естественной характеристики(в том числе возможно вращение двигатели с частотой, большей номинальной). При регулировании обеспечивается жесткость характе­ристик и высокая перегрузочная способность.


Недостатками данного способа регулирования можно считать боль­шую сложность преобразовательно­го устройства и сравнительно вы­сокую стоимость оборудования. Однако в ряде случаев в приводах металлообрабатывающих станков, электрошпинделей, мощных возду­ходувок и других механизмов ча­стотное регулирование является наиболее приемлемым.

Регулирование частоты враще­ния изменением числа полюсов



Регулирование частоты враще­ния изменением числа полюсовв обмотке статора обеспечивается благодаря изменению частоты вращения магнитного поля статора. При неизменной частоте питающей сети частота вращении магнитного поля и определяемая ею частота вращения ротора изменяются обратно пропорцио­нально числу полюсов. Так как число полюсов, фиксиро­ванное ступенями, может быть равно 2, 4, 6, 8, 10 и т. д., что при частоте питающей сети, равной 50 Гц, соответст­вует синхронной частоте вращения 3000, 1500, 1000, 750,600 об/мин и т. д., то указанным способом может быть обес­печено только ступенчатое регулирование.
Изменение числа пар полюсов обычно достигается сле­дующими способами:


  1. На статоре двигателя укладываются две электриче­ски не связанные между собой обмотки, имеющие разное число пар полюсов, например р1и р2. При подключении одной из обмоток ксети переменного тока, например, с числомполюсов р1двигатель будет иметь синхронную частоту вращения, соответствующую данному числу полюсов.



Другая обмотка при этом обесточена. При необходимо­сти получения другой частоты вращения п2обмотка с чис­лом полюсов р1отключается и включается с числом по­люсов p2.



Такие асинхронные двигатели получили название двухобмоточных.
2. На статоре укладывается одна обмотка, допускающая переключение на разное число полюсов.
К положительным показателям многоскоростных асин­хронных двигателей следует отнести экономичность и отно­сительно большой диапазон регулирования частоты враще­ния ротора. Недостатком данного способа регулирования является невозможность плавного измене­ния частоты вращения.


В рамках единой общепромышленной серии асинхронных двигателей 4А выпускается модифика­ция многоскоростиых двигателей, предназначенных для ра­боты на двух, трех или четырех скоростях.

  • Однооб моточные двигатели выпускаются на следующие соотноше­ния частот вращения: 1500/3000, 750/1500, 1000/1500. 750/1000, 500/1000 об/мин.

  • Двухобмоточные (трехскоростные) имеют соотноше­ния 1000/1500/3000, 750/1500/3000, 750/1000/1500 об/мин.

  • двухобмоточные (четырехскоростные)—750/1000/1500/3000. 500/750/1000/1500 об/мин


Регулирование частоты вращения изменением скольже­ния



Регулирование частоты вращения изменением скольже­ния является одним из простых способов регулирования. В то же время при изменении (увеличении) скольжения изменяются (увели­чиваются) потери в обмотке ротора, что приводит к умень­шению КПД при регулировании. Как правило при регулировании скольже­ния используют фазный ротор с выведенными на кон­тактные кольца обмоткой.При регулировании со стороны ротора в основном при­меняется реостатное регулирование частоты вращения путем введения в цепь обмотки ротора доба­вочных активных сопротивлений (резисторов).