Файл: Оглавление введение глава общая характеристика социального обеспечения судей в россии.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИИ ………………………............................5
1.1. Понятие и характерные черты социального обеспечения судей в России.…5
1.2. Правовое закрепление гарантий социального обеспечения судей в России……………………………………………………………………………….10
1.3. Право на ежемесячное пожизненное содержание в системе мер социального обеспечения судей в России ………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ………………………………………………………..23
2.1. Актуальные проблемы социального обеспечения судей: прикладной аспект………………………………………………………………………………..23
2.2. Роль и значение судебной практики в сфере социального обеспечения судей в России ………………………………………….…………………………………26
2.3. Анализ судебной практики по разрешению споров, связанных с социальным обеспечением судей в России………………………………………….………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………….…….....36
СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ…....39
ВВЕДЕНИЕ
Каждое социально-ориентированное государство становится таковым лишь тогда, когда уровень социального обеспечения общества является достаточным для того, чтобы обеспечить каждому достойные условия жизни.
Социальная политика направлена на поддержание социальной стабильности в обществе, создание условий для обеспечения благосостояния трудоспособных лиц и надлежащего уровня жизни тех, кто по нетрудоспособности и другим жизненным обстоятельствам не имеет достаточных средств для существования.
Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.
Социальная защита судей обеспечивает этот статус, поддерживает его, предупреждает его умаление.
Вопросам социального обеспечения судей в России были посвящены отдельные научные исследования, скорее фрагментарного характера. В частности, такими учеными как: В.Л. Баранков, Е. А. Бобров, В.И. Миронов, Л.С. Тарасова. Кроме того, эта тема рассматривалась и в комплексе вопросов, связанных с судейской деятельностью в целом или с социальным обеспечением в общем (в работах А.Л. Благодир, И.В. Григорьева, М.В. Преснякова и других).
Тем не менее проблему социального обеспечения судей следует отнести к актуальной, так как в этой области еще остались нерешенные теоретические и практические вопросы. Данное исследование призвано обобщить различные аспекты социального обеспечения судей в России и может быть полезно при решении отдельных спорных моментов в этой сфере.
Цель исследования состоит в анализе, обобщении и характеристике особенностей социального обеспечения судей в России на основе современного законодательства и научных разработок.
На основе обозначенной цели в работе определены следующие задачи:
- выявить характерные черты социального обеспечения судей в России и сформулировать его понятие;
- проанализировать правовые акты, закрепляющие гарантии социального обеспечения судей в России;
- исследовать меры социального обеспечения судей в России;
- обнаружить актуальные проблемы социального обеспечения судей и предложить пути их решения;
- определить роль и значение судебной практики в сфере социального обеспечения судей в России;
- проанализировать конкретную судебную практику в сфере социального обеспечения судей в России.
В качестве объекта исследования выступает установленная в российском законодательстве и реализуемая на практике система социального обеспечения судей.
Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства, регламентирующие социальное обеспечение судей, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы, судебная практика.
Методы исследования составляют: анализ, синтез, обобщение, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод интерпретации юридических текстов.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИИ
1.1. Понятие и характерные черты социального обеспечения судей в России
В процессе обеспечения защищенности социальных интересов личности и общества от влияния угроз различного вида едва ли не самое главное место занимает эффективное осуществление права на социальное обеспечение. Следует констатировать, что в современных условиях отсутствует единодушие среди ученых по определению субъективного права, возникновение которого связано с наступлением социальных рисков.
Так, в науке права социального обеспечения уже в течение более чем полувека идет дискуссия по определению права, осуществление которого направлено на удовлетворение интереса в получении конкретного вида социального обеспечения с целью преодоления/смягчения неблагоприятных последствий социальных рисков. Применяются понятия «право на социальную защиту», «право на социальное обеспечение», «социально-обеспечительные права», «права в сфере социального обеспечения» и другие.
Такое положение дел во многом связано с фундаментальной теоретической проблемой определения предмета отрасли права социального обеспечения. От ответа на данный вопрос зависит и решение вопроса о том, какие гарантии, предоставляемые судьям в России, относятся к социальным.
В настоящее время, несмотря на существующие спорные позиции относительно предмета права социального обеспечения, все авторы едины в том, что главную часть предмета права социального обеспечения составляют пенсионные отношения [32, с. 157]. Право социального обеспечения, по сути, как бы консолидируется вокруг пенсионного права, которое следует рассматривать как подотрасль права социального обеспечения [27, с. 234]. Действительно, на основании того, что в теории права сложилась точка зрения, что подотрасль права регулирует отдельные массивы общественных отношений, которые характеризуются своей спецификой и родовой обособленностью [33, с. 397], можно считать обоснованным мнение, что пенсионное право является подотраслью права социального обеспечения. Как отмечает А.Л. Благодир, в составе наиболее объемных и сложных отраслей права целесообразно выделять подотрасли, то есть группы правовых норм, каждая из которых регулирует более узкую группу общественных отношений, имеющих наряду с общими признаками, которые объединяют ее с другими группами общественных отношений в единую, определенную сферу общественной жизни, также свою специфику, вызывающую необходимость специального правового регулирования [26, с. 76]. Учитывая это, следует сделать вывод, что право социального обеспечения - сложная отрасль права, дающая возможность выделять подотрасли права социального обеспечения.
Таким образом, предмет права социального обеспечения - это специфический комплекс общественных отношений. Для его характеристики необходимо выделять те общественные отношения, которые составляют основу регулирования этой отрасли права, а также другие общественные отношения, тесно с ними связанные. К предмету права социального обеспечения с учетом способов распределения общественных фондов потребления, как правило, относят: пенсионные отношения; отношения, связанные с предоставлением государственной помощи в виде пособий различным категориям граждан; отношения по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных; отношения по медицинскому обслуживанию и лечению; отношения по предоставлению бесплатной (льготной) больничной помощи; отношения, связанные с проведением профилактических оздоровительных мероприятий (организация лечения и отдыха граждан в санаториях, пансионатах, домах отдыха и т.д. по бесплатным и льготным путевкам); отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; отношения по охране материнства и детства; отношения по обеспечению жильем за счет общественного жилищного фонда; отношения, связанные с бесплатным и льготным пользованием достижениями культуры; некоторые другие отношения, связанные с осуществлением социальной работы по предоставлению средств к существованию и средств для всестороннего развития граждан.
На наш взгляд, вышеприведенный круг отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, в определенной степени выходит за пределы отрасли, в частности вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение населения жильем являются предметом регулирования других отраслей права. Вместе с тем очевидно, что в науке права социального обеспечения отсутствует целостное концептуальное исследование природы, родовых черт правоотношений данной отрасли; четко не раскрыты их связи на уровне специфики общественных отношений, составляющих предмет отрасли, норм права, метода правового регулирования; полностью не обнаружены критерии отграничения этих правоотношений от трудовых, гражданских, административных, финансовых и др.
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) провозглашено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение [3].
Статья 39 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1] провозглашает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. При этом полного точного определения понятия «социальное обеспечение» в российском законодательстве не содержится. Если посмотреть на «бытовое» значение данных слов, то получим следующее: термин «обеспечение» понимается как предоставление кому-либо достаточных средств к существованию, что через призму права социального обеспечения означает предоставление конкретных материальных благ и/или нематериальных мероприятий, направленных на обеспечение каждому достаточного жизненного уровня. Если проецировать данное понятие на сферу социального обеспечения судей, то можно констатировать, что социальное обеспечение судей – это предоставление судьям Российской Федерации конкретных установленных законом материальных благ, направленных на обеспечение им высокого жизненного уровня.
Права в сфере социального обеспечения являются основой права на социальную защиту, поскольку в процессе их осуществления удовлетворяется интерес управомоченного лица на получение конкретных видов социальной защиты, направленных на преодоление и / или смягчение неблагоприятных последствий социальных рисков, которые уже наступили, на адаптацию лица / семьи к новым условиям жизнедеятельности. С учетом вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1], можно констатировать, что такое социальное обеспечение осуществляется, прежде всего, через систему государственных пенсий и социальных пособий.
Главные черты социального обеспечения судей можно выделить по следующим критериям:
-
сложная структура, связанная с организацией распределительных отношений по материальному обеспечению судей и членов их семей. Согласно п. 18 ст. 6 Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 года) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [12] Судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, принимает меры по обеспечению их, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность. Кроме того, судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, в части выплаты выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также предоставление иных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.