Файл: Оглавление введение глава общая характеристика социального обеспечения судей в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) наличие объекта - материального блага распределительного характера (пенсия, пособие, компенсация, льгота, субсидия), которое предоставляется в денежной или натуральной форме. Пребывающему в отставке судье предоставлено право на получение пенсии на общих основаниях, а судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, предоставлено право выбора на получение указанной пенсии или ежемесячного пожизненного содержания. В настоящее время основным объектом социального обеспечения судей является ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета.

3) наличие субъектов - лиц, имеющих право на социальное обеспечение. Так, в частности, право на ежемесячное пожизненное содержание имеют судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, и судьи, ушедшие с должности судьи до вступления в силу Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 05 апреля 2021 года) «О статусе судей в Российской Федерации» [9], (бывшие судьи). При этом данные лица должны обладать рядом дополнительных признаков, таких, как стаж, возраст и даже место жительства (например, Республика Крым и город федерального значения Севастополь) [16];

4) обусловленность экономическими возможностями государства. Связь социального обеспечения с развитостью и устойчивостью экономической системы государства очевидна. «… финансовая неустойчивость и социальная нестабильность … выступают в неразрывной связи друг с другом» [29, с. 17].

Размер, скажем, ежемесячного пожизненного содержания судьи зависит от ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Последнее же повышение окладов судей было проведено 1 октября 2020 г. [19]

Итак, в заключение данного параграфа можно сделать следующие выводы:

1. Социальное обеспечение судей – это предоставление судьям Российской Федерации конкретных, установленных законом материальных благ, направленных на обеспечение им высокого жизненного уровня.

2. В социальном обеспечении судей следует выделить характерные черты:

- сложная структура, связанная с организацией распределительных отношений по материальному обеспечению судей и членов их семей;

- наличие объекта - материального блага распределительного характера (пенсия, пособие, компенсация), которое предоставляется судье в денежной или натуральной форме;

- наличие специальных субъектов социального обеспечения: судей Российской Федерации;

- обусловленность экономическими возможностями государства.

1.2. Правовое закрепление гарантий социального обеспечения судей в России
В статье 9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05 апреля 2021 года) «О статусе судей в Российской Федерации» [9] устанавливаются гарантии независимости судей, полного и независимого осуществления правосудия.

В частности, независимость судьи обеспечивается предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Кроме того, гарантии социального обеспечения судей являются средством повышения престижа профессии судьи и компенсацией сложности его трудовой деятельности. Сложность профессиональной деятельности судьи можно оценить не только из практического опыта, но и на основе правовых положений. Так, в соответствии с Бангалорскими принципами поведения судей (одобрены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 года) судья сознательно, по доброй воле принимает на себя необходимые для поддержания достоинства судебной власти ограничения, которые рядовыми гражданами могут рассматриваться как обременительные (пункт 4.2), и не вправе совершать поступки, которые позволяли бы усомниться в его профессиональной добросовестности (пункт 6.7) [4].

Теоретическое определение видов гарантий социального обеспечения судей в России является актуальным, учитывая необходимость создания должного практического основания для реализации судьей своих прав, свобод и обязанностей как участника трудовых отношений, а также как человека и гражданина. Только при установке таких оснований государство может считаться правовым и социальным, поскольку юридическое закрепление гарантий правового регулирования социального обеспечения свидетельствует о его готовности юридически обеспечить права и интересы граждан (в общем) и судей (в частности).

В свою очередь, внимание к данному вопросу сделает невозможными ситуации, при которых государственные льготы или привилегии будут неравномерно распределяться между различными субъектами судейского сообщества, а также позволит избавиться от негативных последствий практики, при которой льготами пользуются только верхние ступени чиновников.

Гарантии правового регулирования социального обеспечения судей в России предусмотрены нормами различных законодательных актов в виде обязательств государства предоставить судье возможность использовать свои компенсационные преимущества, по сравнению с другими категориями работников, за выполнение которых оно (государство) несет ответственность.



Анализ статей Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1] продемонстрировал, что, как и в любой сфере общественных отношений, фундаментальные гарантии социального обеспечения судей закреплены именно в нормах основного закона.

Так, статья 7 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1], провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Уже упомянутая статья 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1], не содержится прямых гарантий социального обеспечения именно судей. Ее положения касаются всего социального обеспечения, играют фундаментальную роль и оказывают влияние на значительно более широкий круг общественных отношений.

В целом целесообразно суммировать, что конституционные гарантии социального обеспечения судей:

1) установлены в содержании конституционных норм;

2) распространяются и на другие категории работников;

3) имеют неисчерпывающий перечень;

4) раскрываются (возможно, некоторые дублируются) в нижестоящем специальном законодательстве.

В актах специального законодательства на основе конституционных норм были приняты соответствующие правила, которые можно назвать специальными гарантиями. Это правовые средства, установленные государством в отраслевых актах, посвященных функционированию судебной системы.


Среди этих актов есть те, которые гарантиям социального обеспечения судей посвящают отдельные статьи, так как предмет их регулирования значительно шире. В частности, в федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 09 ноября 2020 года) «О Конституционном Суде Российской Федерации» – это статьи 13, 19, 111 [5]; в федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (ред. от 08 декабря 2020 года) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» - статья 45 [6], в федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 08 декабря 2020 года) «О судебной системе Российской Федерации» - статья 11 [7], в федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08 декабря 2020 года) «О военных судах Российской Федерации» - статьи 30, 31 [8].

Ординарные законы также содержат гарантии социального обеспечения судей. В Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 05 апреля 2021 года) «О статусе судей в Российской Федерации» [9] данным вопросам посвящены статьи 9, 13, 19.1, 20. В федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (ред. от 05 апреля 2021 года) «О мировых судьях в Российской Федерации» – статьи 2, 10 [13].

Однако есть и специальные нормативные акты как законодательного, так и подзаконного уровня, предназначенные для регулирования именно социального обеспечения судей.

К таковым относятся: федеральный закон от 10 января 1996 года № 6-ФЗ (ред. от 06 марта 2019 года) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» [11], постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4994-1 (ред. от 30 октября 2018 года) «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [10], Приказ Верховного Суда Российской Федерации № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 234 от 10 августа 2015 года (ред. от 20 июля 2020 года) «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении» [21], Приказ Верховного Суда Российской Федерации № 670кд, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 235 от 10 августа 2015 года (ред. от 01 ноября 2018 года) «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей» [22].


Ну и, наконец, гарантии социального обеспечения судей содержатся в общем законодательстве, регламентирующем социальное обеспечение в целом.

Примером могут послужить федеральные законы: от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. от 08 декабря 2020 года) «О страховых пенсиях» [15], от 08 июня 2015 года № 139-ФЗ «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан» [17].

Особенности пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предусмотрены в федеральном законе от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ (ред. от 08 июня 2020 года) «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [16]. Гарантии социального обеспечения граждан Российской Федерации, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены установлены в Указе Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 617 «О порядке материального и социального обеспечения судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены» [18].

Таким образом, на основании исследования гарантий правового регулирования социального обеспечения судей в России можно сделать следующие выводы:

1. Гарантии социального обеспечения судей в России закреплены в нормах отечественного законодательства, в том числе в нормах Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) [1].

2. Гарантии социального обеспечения судей закреплены на двух уровнях: конституционном и специальном. Конституционные гарантии распространяются на всех без исключения работников, в том числе и судей с учетом специфики их деятельности. Реализация специальных гарантий связывается с нормами отраслевого законодательства и направляется на компенсации законодательно установленных ограничений по данной категории работников.
1.3. Право на ежемесячное пожизненное содержание в системе мер социального обеспечения судей в России
Право на пенсионное обеспечение пребывающего в отставке судьи является важной гарантией осуществления им трудовой деятельности и может реализовываться двумя способами: путем назначения пенсии на общих основаниях либо предоставления из средств федерального бюджета не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.