Файл: Оглавление введение глава общая характеристика социального обеспечения судей в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо данных выплат к часто встречающимся социальным гарантиям судей относятся:

ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать;

ежемесячное возмещение в связи со смертью судьи нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении;

выходное пособие судье при уходе (удалении) в отставку;

единовременное пособие в связи со смертью судьи;

возмещение судьям или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью судьи.

По своей природе пенсионное обеспечение судей по общим основаниям относится, на первый взгляд, к трудовым пенсиям по старости. Однако назначение трудовых пенсий по старости связывается с достижением возраста. Судья в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 08 декабря 2020 года) «О статусе судей в Российской Федерации» [9] имеет право на так называемое, обычное пенсионное обеспечение с момента выхода в отставку. Сам выход в отставку связывается не с возрастом, а со стажем работы в должности судьи. Таким образом, пенсии, назначаемые судьям, пребывающим в отставке, можно отнести к досрочно назначаемым трудовым пенсиям (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 08 декабря 2020 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [14]).

Наиболее распространенным элементом социального обеспечения судей в отставке является ежемесячное пожизненное содержание.

Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

  1. Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, - независимо от возраста.

  2. Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).

  3. Судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

  4. Бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет.

  5. Бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, по достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до достижения указанного возраста ушедшие с судейской должности могли заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

  6. Бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности.

  7. Судьи в отставке, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и являвшиеся на 18 марта 2014 года получателями ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

  8. Судьи в отставке, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и имевшие право на 18 марта 2014 года на назначение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

  9. Граждане Российской Федерации, замещавшие на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и не назначенные на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 156-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» первоначальных составов судов Российской Федерации.

  10. Граждане Российской Федерации, замещавшие на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и назначенные на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 156-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» первоначальных составов судов Российской Федерации.


Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности, ежемесячного возмещения является заявление лица, имеющего на это право. Время подачи заявления каким-либо сроком не ограничивается.

Как видно из перечня лиц, имеющих право на ежемесячное пожизненное содержание, одним из основных правовых оснований его получения является стаж работы.

По общим правилам для судей, назначенных (избранных) на должность до 22 октября 2014 года, в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы:

- судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);

- государственным арбитром;

- в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;

- государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.

Для судей, впервые назначенных на должность после 22 октября 2014 года, в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы:

- судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);

- в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполнявшим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Назначение ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям, имеющим не менее 20 лет стажа работы в качестве судьи, независимо от того, в каком возрасте они прекратили исполнение полномочий по должности судьи, обеспечивает им защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.



Размер ежемесячного пожизненного обеспечения определяется однократно при уходе либо отставке судьи и в дальнейшем не подлежит какому-либо перерасчету, за исключением случаев увеличения ежемесячного вознаграждения (денежного обеспечения) судьи по занимаемой должности.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:

  • при прекращении отставки судьи по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7 и 8 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 08 декабря 2020 года) «О статусе судей в Российской Федерации» [9];

  • при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

  • в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

  • в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим - с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий.

Таким образом, для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа - достижение определенного возраста.

Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают, их пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законодательством.

На сновании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о системе мер социального обеспечения судей в России:

1. Социальное обеспечение судей состоит из совокупности различных мер социальной защиты, таких, как пенсия, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению, выходное пособие и других.

2. Среди мер социального обеспечения российских судей наиболее распространенным является ежемесячное пожизненное содержание. Эта выплата призвана обеспечить высокий уровень обеспечения судей в отставке и направлена на компенсацию сложности их трудовой деятельности.


В целом в заключение настоящей главы, посвященной общей характеристике социального обеспечения судей, можно резюмировать следующее.

Социальное обеспечение судей в России – это предоставление судьям Российской Федерации конкретных, установленных законом материальных благ, направленных на обеспечение им высокого жизненного уровня.

Социальное обеспечение судей отличается некоторыми особенностями, можно выделить его характерные черты, а гарантии правового регулирования социального обеспечения судей закреплены на двух уровнях - конституционном и специальном.

Основными мерами социального обеспечения судей являются:

  • пенсия на общих основаниях либо ежемесячное пожизненное содержание;

  • ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать;

  • ежемесячное возмещение в связи со смертью судьи нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении;

  • выходное пособие судье при уходе (удалении) в отставку;

  • единовременное пособие в связи со смертью судьи;

  • возмещение судьям или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью судьи.

Как показывает практика, наиболее востребованной мерой является ежемесячное пожизненное содержание, субъектами права на которое выступают, по общему правилу, судьи в отставке.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ

2.1. Актуальные проблемы социального обеспечения судей: прикладной аспект
Материальное положение судей, в том числе пребывающих в отставке, гораздо лучше, чем у других работников и пенсионеров. Однако и при социальном обеспечении судей возникают вопросы, требующие правового разрешения. Как известно, судьи, включая пребывающих в отставке, могут заниматься педагогической и научной деятельностью. В последнее время резко возросло количество судей, имеющих ученые степени и звания. В связи с этим их участие в педагогической и научной деятельности видится вполне логичным. Появляются судьи, имеющие длительный стаж научной и педагогической работы, но дополнительное социальное обеспечение судей, имеющих необходимый для этого стаж педагогической и научной деятельности, действующее законодательство не допускает. Более того, при выходе в отставку судья подписывает обязательство об отказе от обращения за другими видами пенсионного обеспечения. Конечно, в случае, когда стаж научной и педагогической деятельности учитывается при назначении пожизненного содержания судьи, проблем не возникает. Действительно, дважды учитывать стаж для социального обеспечения законодательство не позволяет, что соответствует общим принципам правового регулирования. Но на практике встречаются и ситуации, в которых стаж педагогической и научной работы не учитывается при назначении пожизненного содержания судьи. Поэтому данный вид страхового стажа не влечет назначения дополнительного пенсионного обеспечения судьи. Фактически взносы, уплаченные при осуществлении судьей научной и педагогической деятельности, исчезают в неизвестном для него направлении. Хотя полицейским, прокурорским работникам за аналогичные виды трудовой деятельности выплачивается дополнительное пенсионное обеспечение. Следовательно, судьи находятся по сравнению с ними в худшем положении. В нашем понимании действующее законодательство имеет в своем содержании дискриминирующие мотивы судей, имеющих необходимый для пенсионного обеспечения стаж педагогической и научной деятельности, который не учтен при назначении им пожизненного обеспечения. Фактором, имеющим дискриминационный характер, в данном случае выступает отсутствие в законодательстве разъяснений о возможном дополнительном пенсионном обеспечении судей, имеющих соответствующий педагогический и научный стаж, не учтенный при назначении им пожизненного содержания. На наш взгляд, для устранения данного пробела в законодательстве достаточно разъяснения Минтруда России о назначении пенсионного обеспечения судьям, имеющим необходимый стаж преподавательской и научной деятельности, который не был учтен при назначении им пожизненного содержания.