Файл: Занятие 4 реформация в германии. Мартин лютер и революция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гордиенко Валерия (группа 02032104). История Средних веков. Часть 2. Практическое занятие 4-5. «РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. МАРТИН ЛЮТЕР И «РЕВОЛЮЦИЯ» В ЦЕРКВИ».
ПЛАН:
-
Реформация: подходы к пониманию;
Реформация – одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру. Как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-политическое и идеологическое движение оно имело форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества и охватило в XVI – середине XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.
В то же время конфессиональный подход к истории и проблематике Реформации, казавшийся таким ясным и единственно возможным в условиях существования и даже нарастания конфронтации между обществом и церковью, приводил к тому, что на протяжении нескольких столетий вплоть до XX в. Реформация описывается исключительно как религиозное движение и большинство исследователей ограничивается описанием ее истории.
В то же время именно такое восприятие, каким бы поверхностным оно ни было, фактически закладывало проблемное восприятие Реформации, выявляя два вектора возможных размышлений. Реформацию «обвиняют» в создании новой модели церкви, тогда как для части общества именно церковь и религия есть наиболее яркое олицетворение тупости и невежества средневековья. В то же время даже Вольтер считал ее безусловным признаком «освобождения Европы от мрачного средневековья, периода суеверий и глубочайшего падения культуры путем ужасных судорог». Иначе говоря, ставился вопрос о том, каково влияние Реформации как общеевропейского движения, затронуло ли оно только церковно-конфессиональную сферу или все общество.
Новое видение ее отразилось в концепции крупнейшего представителя немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегеля, для которого «ужасную ночь средневековья сменяет утренняя заря Возрождения и все преобразующее солнце Реформации». Тем самым появлялось культурологическое обоснование XVI в., как переломного в то же время и в экономическом и политическом отношении периода.
Не меньшее значение имела Реформация, оставившая глубокий след в экономике, политической и духовной жизни Западной Европы.
Родиной Реформации стала Германия, потому что, с одной стороны, именно в этой стране противоречия эпохи проявились с наибольшей остротой, а, с другой стороны, здесь отсутствовала сильная королевская власть, способная направить развитие в конструктивное русло. Реформация в Германии была по своему существу первой буржуазной революцией в истории человечества.
Незрелость предпосылок буржуазной революции обусловила то обстоятельство, что остриё критики существующих порядков в идеологии Реформации было направлено против католической церкви. Католическая церковь в Германии накануне Реформации стала предметом всеобщего недовольства, с одной стороны, по причине крайней степени нравственного разложения её высших иерархов, а, с другой стороны, по той причине, что она выступала как инонациональная сила, выкачивающая из страны колоссальные средства в виде десятин, платежей, платы за занятие церковных должностей, продажи индульгенций. Если в централизованных монархиях Западной Европы королевская власть ограничивала деятельность папства, то раздробленная Германия оказывалась беззащитной перед лицом беззастенчивого грабежа папского Рима. Деятельность католической церкви в Германии чем дальше, тем больше приобретала характер национального бедствия.
Начало Реформации было положено выступлением монаха-августинца, профессора университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года с 95 тезисами против индульгенций в Виттенберге. Оно приобрело огромный резонанс по всей стране и вызвало волну стихийных выступлений. Обеспокоенные этим высшие иерархи католической церкви попытались подавить набиравшее силу движение с помощью угроз, однако это имело прямо противоположный эффект. Когда в сентябрь 1520 года римский папа Лев Х издал буллу об отлучении Лютера от церкви, последний ответил на это актом публичного сожжения папской грамоты, который произвёл огромное впечатление на всех сочувствовавших идеям преобразования церкви современников.1
-
Событийная история реформации в Германии;
В 1517 г. Мартин Лютер, монах-августинец и уважаемый профессор нового Саксонского университета в Виттенберге, выступил против продажи индульгенций. Первоначально индульгенция представляла собой документ, выдававшийся будущим участникам крестовых походов и освобождавший их от церковных наказаний за грехи. Постепенно индульгенция стала считаться освобождением от Божьей кары. Действенность подобного обещания подтверждалась церковной «властью ключей», а сам документ можно было приобрести за деньги. Торговля индульгенциями была открыта для множества злоупотреблений, а деньги, собранные с их продаж в Германии в 1517 г., переправлялись в Рим для оплаты строительства собора св. Петра.
Лютер выступал не столько против аморальности индульгенций, сколько против их теологической обоснованности. Он утверждал, что спасение достигается одной только верой, а не добрыми делами; это, в свою очередь, означало, что ни церковь, ни папство как посредники между человеком и Богом более не нужны.
Папство не могло слишком открыто вмешаться во внутренние дела Германии из-за политических условий имперских выборов 1519 г., на которых папа поддерживал Франциска 1 («против него» Карл V, он и победил). Тем временем Лютер стал героем пестрого религиозного движения. Благодаря проповедям, письменным трудам и обращению оно охватило всю Германию и распространилось за ее пределы.
20 апреля 1521 г. на имперском собрании (рейхстаге) в Вормсе Лютер бросил вызов папе и императору, не пожелав отречься от своих взглядов.
Почти для всех католиков тогда и после этих событий Лютер и прочие деятели Реформации были просто еретиками. Различия между их учениями были крайне незначительны, и становиться еретиком просто не имело смысла. Но со временем личные убеждения Лютера и его непревзойденные способности выражать их нашли у многих отклик. В некоторых районах Германии, в Дании и Швеции возникли протестантские церкви.
После 1521 г. Лютер перевел Библию и тем самым фактически создал современный немецкий литературный язык, разработал собственное религиозное учение и включил музыку в основу церковного богослужения. Многие из тех, кто был склонен принять его учение, не хотели рассматривать это как непоправимый разрыв с Римом. К подобной позиции с пониманием относились некоторые представители католического лагеря (включая, в течение многих лет, самого императора Карла V), которые ради воссоединения Церкви готовы были пойти хотя бы на некоторые уступки лютеранам.
С самого начала распространение Реформации было тесно связано с политическими и экономическими интересами. Многим немецким князьям и городам оно давало возможность разорвать отношения с Римом, чтобы присвоить церковную собственность или восторжествовать над политическими оппонентами. В 1524-1525 гг. крестьяне южной и центральной Германии оправдывали свои действия учением Лютера о христианской свободе. Реформатор ужаснулся, увидев, как его взгляды искажаются в чисто мирских целях, и призвал князей к подавлению их мятежных подданных. Именно так князья и поступили.
Император был слишком занят войнами с французами в Италии (1521-1526;1526-1530) и на границе с Нидерландами. В перерывах между этими компаниями он пытался вести войну против турок в Средиземноморье, чтобы возвратить хотя бы некоторые христианские твердыни, уступленные мусульманам. Император оставил своего брата Фердинанда ответственным за императорскую власть в Германии, но Фердинанд в это время воевал в Венгрии с турками и своими соперниками, претендующими на венгерскую корону. Эту корону Фердинанд считал своей после того, как его шурин Лайош II – последний независимый венгерский король – погиб в битве при Мохаче (1526 г.).
Чтобы вести все эти войны, братья Габсбурги нуждались в немецких деньгах, немецких войсках и в мирной Германии. Поэтому каждый раз, как необходимость мира перевешивала прочие соображения, они шли на компромисс с немецкими городами и князьями по поводу протестантской религии. Но в 1529 г., когда, наконец, был заключен мир с Францией (продлился недолго), а с Вены сняли первую турецкую осаду, Карл решил привести в действие прежние эдикты против лютеран. На имперском собрании (рейхстаге) в Шпейере лютеранские князья подали протест, и это дало название «протестантизм» всему реформаторскому движению. Но даже в таких благоприятных условиях рейхстаг принял компромиссное решение, согласно которому «в делах, касающихся почитания Бога, спасения и вечной жизни наших душ, каждый должен действовать и отвечать перед Богом самостоятельно».
Однако в следующем 1530 г. это соглашение, которое фактически было заключено между императорскими теологами и некоторыми лютеранами, было нарушено Лютером и папой, отстаивавшими свои прежние теологические позиции. После этого протестантские князья и города объединились в военный союз, Шмалькальденскую лигу, а Карл V, четверть века мирившийся с немецкими еретиками, на этот раз решил покончить с этой проблемой при помощи силы. В 1546-1546 гг. он разбил Шмалькальденскую лигу и захватил ее вождей – курфюрста Саксонского и ланднграфа Гессенского.
Эта война в конце концов закончилась компромиссом. Брат Карла, Фердинанд, которому предстояло занять имперский трон, вынужден был принять условия Аугсбургского религиозного мира (1555 г): отныне немецкие князья могли по своему усмотрению выбирать между католицизмом и протестантизмом и навязывать свой выбор собственным подданным. Свобода совести, которая для Лютера означала истинность христианской веры, оставалась только для князей.
Монархи, порвавшие с Римом преимущественно по политическим соображениям, с радостью разрешили лютеранским проповедникам и богословам обращать своих подданных в новую веру и создавать церкви, которые гораздо больше зависели от светских властей, чем католическая.
-
Характеристика источников по теме; -
Реформа церкви: основные идеи Лютера (по источникам);
-
Идея оправдания верой (Sola fide!) –
Источник: Филипп Меланхтон. Жизнь Лютера. – «…Лютер же вновь возвращал души людские к сыну божьему…и подчеркивал, что грехи будут прощены без заслуг, единственно благодаря сыну божьему, и такая милость должна восприниматься верой…»
Источник: Мартин Лютер. Из «95 тезисов». – «1. Когда наш господь и владыка Иисус Христос говорил: покайтесь…то хотел он, чтобы вся жизнь верующего была покаянием»
Источник: Мартин Лютер. «Из предисловия к посланию Св. Павла к римлянам» – «(Однако) вера – это живая, полная уверенность божьей милости, убежденность в том, что он погиб бы за нас много тысяч раз…»
Источник: Мартин Лютер. «О свободе христианина». (Ноябрь, 1520 г.) – «…Вера сама по себе так могущественна, что никакие добрые дела не могут с ней сравняться…Итак, достаточно христианину одной веры, не нужны ему дела, чтоб оправдаться. Раз не нужны ему дела, раз он безусловно освобожден от всех предписаний и велений, то он и безусловно свободен. Вот что является христианской свободой – она в одной лишь вере…»
Итак, идея оправдания верой означала, что спасение души зависит не от выполненных человеком добрых дел и проявления его религиозности, а от искренней веры в Бога. Поведение человека в соответствии с христианскими заветами есть результат этой веры, а не путь к спасению.
-
Проблема источника истины –
Источник: Мартин Лютер. «Пастырское увещание всем христианам отречься от мятежа и возмущения». (1522 год). – «…Я все-таки нимало не опасаюсь возмущения…ибо по Писанию папе и его приспешникам грозит худший конец, чем смерть телесная при возмущении… Папство и все его учреждения…чистейшая ложь и ложью порождены…Нужно поэтому лишь, чтоб ложь эту узнали и открыли, тогда она сама падёт вместе с папой, попами, монахами, со всем позором и скверной …»
Источник: Мартин Лютер. «О светской власти. В какой мере люди обязаны ей повиновением». (1523 год). – «I…Но ты спросишь тогда, истинные ли христиане приставы, палачи, юристы, адвокаты и прочие, богоугодны ли дела их? Ответ. Если светская власть и меч – служение богу…, то и все, что помогает власти действовать мечом сим – тоже служение богу…» «III… (Если ты спросишь): «А что если князь неправ; обязан ли его народ последовать за ним? Ответ. Нет, ибо против истины никто да не идет; богу подобает более повиноваться, нежели человеку…»