Файл: Занятие 4 реформация в германии. Мартин лютер и революция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гордиенко Валерия (группа 02032104). История Средних веков. Часть 2. Практическое занятие 4-5. «РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. МАРТИН ЛЮТЕР И «РЕВОЛЮЦИЯ» В ЦЕРКВИ».

ПЛАН:

  1. Реформация: подходы к пониманию;

Реформация – одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру. Как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-политическое и идеологическое движение оно имело форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества и охватило в XVI – середине XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

В то же время конфессиональный подход к истории и проблематике Реформации, казавшийся таким ясным и единственно возможным в условиях существования и даже нарастания конфронтации между обществом и церковью, приводил к тому, что на протяжении нескольких столетий вплоть до XX в. Реформация описывается исключительно как религиозное движение и большинство исследователей ограничивается описанием ее истории.

В то же время именно такое восприятие, каким бы поверхностным оно ни было, фактически закладывало проблемное восприятие Реформации, выявляя два вектора возможных размышлений. Реформацию «обвиняют» в создании новой модели церкви, тогда как для части общества именно церковь и религия есть наиболее яркое олицетворение тупости и невежества средневековья. В то же время даже Вольтер считал ее безусловным признаком «освобождения Европы от мрачного средневековья, периода суеверий и глубочайшего падения культуры путем ужасных судорог». Иначе говоря, ставился вопрос о том, каково влияние Реформации как общеевропейского движения, затронуло ли оно только церковно-конфессиональную сферу или все общество.

Новое видение ее отразилось в концепции крупнейшего представителя немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегеля, для которого «ужасную ночь средневековья сменяет утренняя заря Возрождения и все преобразующее солнце Реформации». Тем самым появлялось культурологическое обоснование XVI в., как переломного в то же время и в экономическом и политическом отношении периода.

Не меньшее значение имела Реформация, оставившая глубокий след в экономике, политической и духовной жизни Западной Европы.


Родиной Реформации стала Германия, потому что, с одной стороны, именно в этой стране противоречия эпохи проявились с наибольшей остротой, а, с другой стороны, здесь отсутствовала сильная королевская власть, способная направить развитие в конструктивное русло. Реформация в Германии была по своему существу первой буржуазной революцией в истории человечества.

Незрелость предпосылок буржуазной революции обусловила то обстоятельство, что остриё критики существующих порядков в идеологии Реформации было направлено против католической церкви. Католическая церковь в Германии накануне Реформации стала предметом всеобщего недовольства, с одной стороны, по причине крайней степени нравственного разложения её высших иерархов, а, с другой стороны, по той причине, что она выступала как инонациональная сила, выкачивающая из страны колоссальные средства в виде десятин, платежей, платы за занятие церковных должностей, продажи индульгенций. Если в централизованных монархиях Западной Европы королевская власть ограничивала деятельность папства, то раздробленная Германия оказывалась беззащитной перед лицом беззастенчивого грабежа папского Рима. Деятельность католической церкви в Германии чем дальше, тем больше приобретала характер национального бедствия.

Начало Реформации было положено выступлением монаха-августинца, профессора университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года с 95 тезисами против индульгенций в Виттенберге. Оно приобрело огромный резонанс по всей стране и вызвало волну стихийных выступлений. Обеспокоенные этим высшие иерархи католической церкви попытались подавить набиравшее силу движение с помощью угроз, однако это имело прямо противоположный эффект. Когда в сентябрь 1520 года римский папа Лев Х издал буллу об отлучении Лютера от церкви, последний ответил на это актом публичного сожжения папской грамоты, который произвёл огромное впечатление на всех сочувствовавших идеям преобразования церкви современников.1

  1. Событийная история реформации в Германии;

В 1517 г. Мартин Лютер, монах-августинец и уважаемый профессор нового Саксонского университета в Виттенберге, выступил против продажи индульгенций. Первоначально индульгенция представляла собой документ, выдававшийся будущим участникам крестовых походов и освобождавший их от церковных наказаний за грехи. Постепенно индульгенция стала считаться освобождением от Божьей кары. Действенность подобного обещания подтверждалась церковной «властью ключей», а сам документ можно было приобрести за деньги. Торговля индульгенциями была открыта для множества злоупотреблений, а деньги, собранные с их продаж в Германии в 1517 г., переправлялись в Рим для оплаты строительства собора св. Петра.



Лютер выступал не столько против аморальности индульгенций, сколько против их теологической обоснованности. Он утверждал, что спасение достигается одной только верой, а не добрыми делами; это, в свою очередь, означало, что ни церковь, ни папство как посредники между человеком и Богом более не нужны.

Папство не могло слишком открыто вмешаться во внутренние дела Германии из-за политических условий имперских выборов 1519 г., на которых папа поддерживал Франциска 1 («против него» Карл V, он и победил). Тем временем Лютер стал героем пестрого религиозного движения. Благодаря проповедям, письменным трудам и обращению оно охватило всю Германию и распространилось за ее пределы.

20 апреля 1521 г. на имперском собрании (рейхстаге) в Вормсе Лютер бросил вызов папе и императору, не пожелав отречься от своих взглядов.

Почти для всех католиков тогда и после этих событий Лютер и прочие деятели Реформации были просто еретиками. Различия между их учениями были крайне незначительны, и становиться еретиком просто не имело смысла. Но со временем личные убеждения Лютера и его непревзойденные способности выражать их нашли у многих отклик. В некоторых районах Германии, в Дании и Швеции возникли протестантские церкви.

После 1521 г. Лютер перевел Библию и тем самым фактически создал современный немецкий литературный язык, разработал собственное религиозное учение и включил музыку в основу церковного богослужения. Многие из тех, кто был склонен принять его учение, не хотели рассматривать это как непоправимый разрыв с Римом. К подобной позиции с пониманием относились некоторые представители католического лагеря (включая, в течение многих лет, самого императора Карла V), которые ради воссоединения Церкви готовы были пойти хотя бы на некоторые уступки лютеранам.

С самого начала распространение Реформации было тесно связано с политическими и экономическими интересами. Многим немецким князьям и городам оно давало возможность разорвать отношения с Римом, чтобы присвоить церковную собственность или восторжествовать над политическими оппонентами. В 1524-1525 гг. крестьяне южной и центральной Германии оправдывали свои действия учением Лютера о христианской свободе. Реформатор ужаснулся, увидев, как его взгляды искажаются в чисто мирских целях, и призвал князей к подавлению их мятежных подданных. Именно так князья и поступили.


Император был слишком занят войнами с французами в Италии (1521-1526;1526-1530) и на границе с Нидерландами. В перерывах между этими компаниями он пытался вести войну против турок в Средиземноморье, чтобы возвратить хотя бы некоторые христианские твердыни, уступленные мусульманам. Император оставил своего брата Фердинанда ответственным за императорскую власть в Германии, но Фердинанд в это время воевал в Венгрии с турками и своими соперниками, претендующими на венгерскую корону. Эту корону Фердинанд считал своей после того, как его шурин Лайош II – последний независимый венгерский король – погиб в битве при Мохаче (1526 г.).

Чтобы вести все эти войны, братья Габсбурги нуждались в немецких деньгах, немецких войсках и в мирной Германии. Поэтому каждый раз, как необходимость мира перевешивала прочие соображения, они шли на компромисс с немецкими городами и князьями по поводу протестантской религии. Но в 1529 г., когда, наконец, был заключен мир с Францией (продлился недолго), а с Вены сняли первую турецкую осаду, Карл решил привести в действие прежние эдикты против лютеран. На имперском собрании (рейхстаге) в Шпейере лютеранские князья подали протест, и это дало название «протестантизм» всему реформаторскому движению. Но даже в таких благоприятных условиях рейхстаг принял компромиссное решение, согласно которому «в делах, касающихся почитания Бога, спасения и вечной жизни наших душ, каждый должен действовать и отвечать перед Богом самостоятельно».

Однако в следующем 1530 г. это соглашение, которое фактически было заключено между императорскими теологами и некоторыми лютеранами, было нарушено Лютером и папой, отстаивавшими свои прежние теологические позиции. После этого протестантские князья и города объединились в военный союз, Шмалькальденскую лигу, а Карл V, четверть века мирившийся с немецкими еретиками, на этот раз решил покончить с этой проблемой при помощи силы. В 1546-1546 гг. он разбил Шмалькальденскую лигу и захватил ее вождей – курфюрста Саксонского и ланднграфа Гессенского.

Эта война в конце концов закончилась компромиссом. Брат Карла, Фердинанд, которому предстояло занять имперский трон, вынужден был принять условия Аугсбургского религиозного мира (1555 г): отныне немецкие князья могли по своему усмотрению выбирать между католицизмом и протестантизмом и навязывать свой выбор собственным подданным. Свобода совести, которая для Лютера означала истинность христианской веры, оставалась только для князей.


Монархи, порвавшие с Римом преимущественно по политическим соображениям, с радостью разрешили лютеранским проповедникам и богословам обращать своих подданных в новую веру и создавать церкви, которые гораздо больше зависели от светских властей, чем католическая.

  1. Характеристика источников по теме;

  2. Реформа церкви: основные идеи Лютера (по источникам);

  • Идея оправдания верой (Sola fide!) –

Источник: Филипп Меланхтон. Жизнь Лютера. – «…Лютер же вновь возвращал души людские к сыну божьему…и подчеркивал, что грехи будут прощены без заслуг, единственно благодаря сыну божьему, и такая милость должна восприниматься верой…»

Источник: Мартин Лютер. Из «95 тезисов». – «1. Когда наш господь и владыка Иисус Христос говорил: покайтесь…то хотел он, чтобы вся жизнь верующего была покаянием»

Источник: Мартин Лютер. «Из предисловия к посланию Св. Павла к римлянам» – «(Однако) вера – это живая, полная уверенность божьей милости, убежденность в том, что он погиб бы за нас много тысяч раз…»

Источник: Мартин Лютер. «О свободе христианина». (Ноябрь, 1520 г.) – «…Вера сама по себе так могущественна, что никакие добрые дела не могут с ней сравняться…Итак, достаточно христианину одной веры, не нужны ему дела, чтоб оправдаться. Раз не нужны ему дела, раз он безусловно освобожден от всех предписаний и велений, то он и безусловно свободен. Вот что является христианской свободой – она в одной лишь вере…»

Итак, идея оправдания верой означала, что спасение души зависит не от выполненных человеком добрых дел и проявления его религиозности, а от искренней веры в Бога. Поведение человека в соответствии с христианскими заветами есть результат этой веры, а не путь к спасению.

  • Проблема источника истины –

Источник: Мартин Лютер. «Пастырское увещание всем христианам отречься от мятежа и возмущения». (1522 год). – «…Я все-таки нимало не опасаюсь возмущения…ибо по Писанию папе и его приспешникам грозит худший конец, чем смерть телесная при возмущении… Папство и все его учреждения…чистейшая ложь и ложью порождены…Нужно поэтому лишь, чтоб ложь эту узнали и открыли, тогда она сама падёт вместе с папой, попами, монахами, со всем позором и скверной …»

Источник: Мартин Лютер. «О светской власти. В какой мере люди обязаны ей повиновением». (1523 год). – «I…Но ты спросишь тогда, истинные ли христиане приставы, палачи, юристы, адвокаты и прочие, богоугодны ли дела их? Ответ. Если светская власть и меч – служение богу…, то и все, что помогает власти действовать мечом сим – тоже служение богу…» «III… (Если ты спросишь): «А что если князь неправ; обязан ли его народ последовать за ним? Ответ. Нет, ибо против истины никто да не идет; богу подобает более повиноваться, нежели человеку…»