Файл: Занятие 4 реформация в германии. Мартин лютер и революция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, с точки зрения Лютера, авторитет Священного Писания зависит от истины, заключенной в самой сути Писания, в главном его содержании, которое касается отношений Бога и людей. Больше никто и ничто, даже Церковь, дать авторитет Священному Писанию не может. Лютер подчеркивал: Библия истинна не просто потому, что она сама об этом говорит – она истинна, потому что сообщает о спасительных деяниях Бога.

16.03.2023

  • Новый статус духовенства (идея всеобщего священства) –

  • Направления реформы церкви (церковная обрядность, роль монашества и другие идеи) –

  1. Церковь и государство в представлениях М. Лютера;

  • Светская и духовная власть: соотношение и функции –

  • Образ идеального правителя –

  1. Княжеская реформация и оформление лютеранской церкви;

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый так и не решился на осуществление в своем курфюршестве Реформации. Это в 1526 г. сделал его брат, Иоганн Постоянный. Однако годом раньше — первым из германских князей — церковную реформу провел великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Прусский, который распустил военно-духовный орден, произвел секуляризацию и возглавил светское княжество — герцогство Пруссия. Затем Реформация последовала в Люнебурге (1526-1527), Гессене (1528), Дитмаршене (1532), Померании (1534-1535), Вюртемберге (1534), Анхальте (1534) и др. В первую очередь в реформированных княжествах осуществлялась секуляризация церковного землевладения. Важной частью процесса секуляризации церковных имуществ княжескими властями и устроения новых земских и городских реформационных церковных порядков стали церковные и школьные визитации (инспекции). По программе, разработанной Лютером, Меланхтоном и их сотрудниками проверялись убеждения и действия учителей, университетских преподавателей, проповедников, низших церковных служащих. От них требовали строгого соблюдения предписаний лютеровской Реформации. Первые церковные проверки провели в 1526 г. в Саксонии. Комиссии из теологов и юристов составляли описи церковного имущества, изучали жизнь общин, особенно воззрения пасторов и учителей. Члены комиссий жаловались на равнодушие народа ко многим различиям старой и новой церкви, на малую образованность духовенства. Одновременно с проверкой церковное имущество предоставлялось дворянству и горожанам, часть его под контролем властей передавалась на содержание проповедников, школ, университетов. Вслед за Саксонией последовали визитации в Гессене и других территориях, а также в имперских городах.


  1. Строительство национальной церкви и вклад Лютера в развитие немецкой культуры.

Подчеркнуто сторонясь политики, Лютер не стал вождем, хотя и был символом борьбы с католической церковью. Когда улеглись страсти Крестьянской войны, он начал стремиться к созидательной деятельности и рассчитывал на поддержку своих покровителей. Он хотел, чтобы они помогли ему провести хотя бы частичную секуляризацию церковных имуществ. Ведь он был убежден, что Бог услышит того, кто обращается к нему в скромном молельном доме, сосредоточившись на искренних мыслях о вере. Церковная пышность для этого вовсе не нужна. И князья, расположенные к лютеранству, с радостью взялись за то, чтобы отобрать у церкви ее немыслимые богатства. Лютер надеялся на их широкую благотворительность. Но вместо этого они забирали все себе, демонстрируя ему, что финансовыми делами распоряжаются светские правители. Он был обескуражен. Этим объясняется свойственная ему в поздние годы крайняя раздражительность. В конце жизни он постоянно пребывал в тяжелом душевном состоянии. Сказались, видимо, все разочарования, которые он испытал.

Тем не менее в 1540-х годах Лютер активно занимался строительством новой церкви. Он собирал людей, заботился о подготовке священников, разрабатывал специальную программу. Учение стало основой новой, лютеранской этики. Она предполагала трудолюбие, умение экономить и копить, предельную личную скромность. Все это было гораздо ближе формировавшейся буржуазии, чем угасавшему рыцарству.

О католической церкви Лютер отзывался предельно резко. За год до смерти он написал трактат «Против римского папства, основанного чертом». Позволял себе называть римских пап «бешеными ослами». Создал даже новый жанр — молитву-проклятие. Каково сочетание слов! Более того — он требовал, чтобы новообращенные, те, кто приходил в лютеранскую церковь, не только славили Господа, но и проклинали Римских Пап. Сталкиваясь с непониманием и многочисленными злоупотреблениями, он все больше впадал в новый, лютеранский фанатизм.

Лютер так и не узнал, восторжествуют ли его идеи в Германии. Он умер от простуды в 1546 году. По жестокой иронии судьбы, это произошло в его родном городе Айслебене, куда он приехал ненадолго

, чтобы кого-то там примирить. Умирал он мучительно. Один из присутствующих, видя, что больной угасает, задал вопрос: «Веришь ли ты в свое учение?» И Лютер отчетливо ответил: «Да!» С этим словом на устах он и скончался.

Борьба в Германии продолжалась. Страна оказалась под властью Карла V, который подкупил курфюрстов и получил императорскую корону. Относительный мир был достигнут в 1555 году в Аугсбурге. Его девиз — «Сujus regio, ejus religio» («Чье правление, того и религия», то есть каков князь, такова и вера). Правитель каждого княжества получил право выбирать для своих владений католицизм или лютеранство. Все, кто был не согласен, могли переехать в другую область. Это решение усугубило разобщенность Германии и предопределило многие ее будущие политические драмы. Впереди были ужасы Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, когда соседние, более централизованные страны отрывали куски от ее территории.

Но в то же время Аугсбургский договор содействовал развитию личной свободы воли. Человек сознавал, что может выбирать религию и место, где ему жить. Это было движение к свободе нравственного выбора, и начало ему положил Мартин Лютер.

1 РЕФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Г. Г. Пиков