Файл: Вопросы к зачету по античной литературе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Царство Зевса. Итак, согласно Гесиоду, только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает ту картину, которая показана в гомеровском эпосе. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу – это восхождение мира к порядку, свету и социальному устроению.

Шестое поколение богов. Семь сменяющих друг друга жен Зевса и его любовные связи как с богинями, так и со смертными женщинами наполняют ряды шестого поколения богов и героев. Первой женой Зевса была его двоюродная сестра, дочь Океана и Тефиды, Метида. Напомним, что у Гомера от Океана и Тефиды происходят все боги, у Гесиода – лишь некоторые. Здесь Океан и Тефида – лишь один из титанов и одна из титанид – дети Земли и Неба. Метида – олицетворение мудрости («Метис» – мудрость, разум).

Согласно «Теогонии» Гесиода, Метиде было предназначено родить дочь и сына, однако Гея и Уран – бабка и деда Зевса – предостерегли своего внука от этих детей, отчего Зевс не стал дожидаться, пока кто-либо родится, дабы проглотить новорожденного, как это делал его отец Крон с риском быть обманутым, как был обманут его отец в случае с ним, с Зевсом, а, не долго думая, просто проглотил Метиду, «дабы она сообщала ему, что зло и что благо» (Теогония, 900). В такой мифологической антропоморфной форме здесь проводится та мысль, что Зевс – вершина мироздания – не только громовержец, но и промыслитель. Метида все-таки родила Афину. Она вышла из головы Зевса и поэтому оказалась равной ему по уму и по силе. Сын же не родился, и Зевс свою власть удержал.

Второй брак Зевс заключил с титанидой Фемидой. Фемида – олицетворение права. Ее шесть дочерей: Евномия-благозаконность, Дике-справедливость, Ирена-мир, Клото, Лахезис и Атропа – мойры. Выше мы говорили, что мойра – это судьба. У Гомера образ судьбы не имел человеческих черт. Как и у Гесиода, судьба не поддается умилостивлению. В «Теогонии» Гесиода мойры – это Клото, Лахезис и Атропа. Их функции не указаны. Из других источников известно, что Клото прядет нить жизни, Лахезис проводит ее через все превратности судьбы, а Атропа (неотвратимая), перерезая нить, обрывает жизнь человека.

Третья жена Зевса – океанида Евринома (дочь Океана, как и Метида), по «Теогонии» Гесиода, родила трех харит. Это богини красоты, радости и женской прелести.

Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом. В честь Деметры и Персефоны в Древней Греции ежегодно справлялось тайное священнодействие – мистерии. Они справлялись в Элевсине, а потому назывались элевсинскими мистериями. К участию в мистериях допускались только посвященные, которые обязаны были сохранить в тайне все, что происходит во время мистерий: молитвы, тайные имена богов, называвшиеся при богослужении, характер самого действа и т. п.


Пятая жена Зевса – сестра-титанида Мнемосина родила девятерых муз. В «Теогонии» Гесиода указано их число и названы их имена, но функции еще не определены. Позднее эти функции будут определены так: муза истории – Клио, лирической поэзии – Евтерпа, комедии – Талия, трагедии – Мельпомена, танцев – Терпсихора, астрономии – Урания, любовной поэзии – Эрато, гимнической поэзии – Полигамная, эпической поэзии – Каллиопа.

Шестая жена Зевса – его двоюродная сестра Лето. Ее дети – Аполлон и Артемида.

Седьмая жена Зевса – его сестра Гера – мать богини юности Гебы, бога войны Ареса и богини деторождения Илитии. Она также мать Гефеста. Афродита у Гесиода – не дочь Зевса. Она своеобразное «детище» Урана.

Космология. Космология «Теогонии» Гесиода подобна гомеровской. И у Гесиода «многосумрачный Тартар» так же далек от поверхности земли, как эта поверхность далека от небосвода – это то расстояние, которое пролетает сброшенная с неба медная наковальня за девять суток.

Предчувствие философии. Рассудочная мифология «Теогонии» Гесиода уже вплотную подходит к философии. Мир богов подвергнут в гесиодовском эпосе систематизации. Начинается увядание мифологического образа. Сплошь и рядом боги сводятся лишь к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале.

Зевса преследует страх близкого падения. Он боится своего возможного сына от Метиды. Но кто мог бы быть сыном Метиды – мудрости? Очевидно, таким сыном мог бы быть Логос. Логос у Гесиода – это слово, но не просто слово, а слово разумное. Рождение Логоса означало бы конец царства Зевса. Это означало бы рождение философского мировоззрения. Вот почему Зевс так боялся своего возможного сына от Метиды. Действительно, первые философы противопоставили мир логоса миру Зевса. Безраздельное господство мифологического мировоззрения было преодолено. С точки зрения логоса мифологический сверхъестественный мир стал казаться наивным.

Основной вопрос мировоззрения. Из всего сказанного видно, что и у Гомера, и в «Теогонии» Гесиода основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении мироздания как такового и людей – выступает в обычной для мифологии форме вопроса об отношении людей и олицетворяющих различные явления природы и общества богов. У Гесиода человек принижен. Люди – случайные и побочные продукты теогонии. Об их происхождении сказано бегло. Боги и особенно Зевс враждебны к людям. Лишь один Прометей, двоюродный брат Зевса, любит людей и помогает им. Позднее у афинского трагика Эсхила Прометей говорит, что он научил людей всему: он наделил их мыслью и речью, он научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т. п. Но в «Теогонии» Гесиода Прометей изображен без симпатии. Он хитрец, обманувший Зевса. Он украл у Зевса огонь и дал его людям. У Гесиода нет того несколько иронического отношения к богам, какое мы находим у Гомера.



Прежде чем непосредственно перейти к мифам классического периода древней Греции, установим ряд границ, осмысление которых поможет понять самую суть этой качественно новой и принципиально непохожей на предшествующую ступени мифологического развития.

2. Своеобразие классической мифологии греков. Мифологемы Аполлона и Диониса. Мифы о культурных героях и о дерзости людей.
Как уже было сказано выше, этот классический период греческой мифологии вырос на основе патриархальной общины. Именно поэтому классическая мифология древней Греции именуется мифологией эпохи патриархата. Так же, как произошло объединение родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса, средоточие власти которого находится на горе Олимп в Фессалии (Северная Греция). Вот почему классический период мифологии древней Греции по праву именуется Олимпийским и Фессалийским, в противовес доолимпийской архаике с её разлитой по всей природе магически-демонической силой.

Классическая мифология это не мифология земли, она не хтонична. Она борется с порождениями земли, утверждая себя на Олимпе, горе, чьи вершины сходятся с небом, так что ещё не известно — гора ли Олимп или это само высокое и прекрасное небо. Имя матери Зевса богини Реи (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία — Ирей = Рай; микен. О-ре-и = o-re-i = горы; лат. Rheia, Rheiе, Rheе) возносится высоко в горы, достигающие небес Рая.

Пропилеи, на Афинском Акрополе. Архитектор Мнесикл. 437-432 гг. до н. э.

Древнейшая мифология была мифологией фетишистской (предметной) или анимистической (от лат. anima — «душа», animus — «дух») — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы и предметов. Мифологическая классика древней Греции чисто анимистическая, когда божество мыслится бессмертным и вечно существующим.

Классическая древнегреческая мифология противоположна архаике с её зооморфными, фитоморфными и миксантропическими формами.
Олимпийские боги — антропоморфны (греч. от anthropos — человек и moprhe — вид), но одного человеко подобия для богов мало.

В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являющейся предпосылкой прекрасного тела и прекрасного духа, свойственного героическому человеку. Отсюда — олимпийская мифология именуется не только антропоморфной, но и героической.


Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии борются с тератоморфным и стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые, прекрасные в своей основе закономерности жизни.

Итак, классическая мифология древней Греции во всех отношениях является противоположностью (антиподом) архаики (от греч. archaikys — старинный, древний). Но это ещё не означает, что древность ушла в небытие со всеми своими страхами, ужасами и своей таинственной связью с матерью-Землей. Архаика подспудно таится в глубинах нового мира, на его окраинах, в глухих уголках и дальних странах. Знакомясь с героической мифологией, поражаешься, сколько в ней этих древних рудиментов, как непобедимы эти демонические силы и как велика их изворотливость, их жажда жизни, их магическая злая власть над человеком.

Прекрасные и величественные боги Олимпа, прекрасные и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от кровной её связи с тёмной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью.

Олимпийская мифология древней Греции является сложнейшим комплексом, в котором можно увидеть более древние пласты, уходящие в хтоническое прошлое. Они не характерны для принципов нового отношения к жизни и переживаются как некое закономерное наследие, рудименты (от лат. rudimentum «зачаток, первооснова») оставшиеся от глубокой архаики в исторически сложившихся мифах, а совсем не как случайное уродство или причудливость образа.

Однако следует иметь в виду, что основное героическое ядро мифа включает в себя не только рудименты прошлого, но и то, что ещё только намечается, что разовьётся позже, на склоне мифологической истории, то есть включает в себя также и так называемые ферменты (лат. fermentum брожение, бродильное начало), во много раз ускоряющие переход к своему будущему.

Учитывая всю сложность классического периода мифологии древней Греции, в нашем дальнейшем изложении мы постоянно будем касаться неоднородности мифологических образов, их противоречивости и даже несообразности. Однако пути исторического изучения мифа продемонстрируют нам полную обоснованность и закономерность всех компонентов единого мифологического комплекса, в котором старое и новое создают неповторимую целостность, обеспечивая античной мифологической традиции необыкновенную устойчивость и систематичность.


Древнегреческой мифологии отводится особое место в истории мировой культуры. Древняя

Греция создала искусство высокой классики, заложила основы культуры европейской цивилизации.

Наиболее наглядные образы проявляются в период развития аполлонического и дионисийского культа.

Аполлон и Дионис – бессмертные герои со своими страстями, добродетелями и пороками, с

присущим им культом, зачастую противоречащими друг другу.

Сведения об Аполлоне и Дионисе, их образах и культах формировались на протяжении тысячелетий, они были извлечены из различных источников: от сочинений античных авторов до современных ученых по греческой мифологии.

Первым об Аполлоне и Дионисе сообщает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее». Сведения Гомера дают

возможность понять место Аполлона и Диониса в культуре Древней Греции архаической эпохи. Изучение культа Аполлона и Диониса невозможно представить без гимнов – литературных произведений,

излагающих «биографии» богов. Наиболее содержательными стали Гомеровские гимны (Hymn. Нот.),

Вестник Краснодарского государственного института культуры №2(6), 2016 • Bulletin of the Krasnodar state institute of culture №2(6), 2016

http://vestnikkguki.esrae.ru

Manzhelevskaya N.I.,

student, Krasnodar state Institute of culture

пять из них – к Аполлону, два – к Гермесу, Афродите, Деметре, возникли в классическую эпоху, т.е.

позднее «Илиады» и «Одиссеи». Остальные гимны появились в эллинистическую эпоху, где Аполлону

посвящены I, II, XXI, XXV гимны, а Дионису – VII, XXVI, XXXIV гимны.

В этих сочинениях Аполлон изображен в облике, который сформировался в античность: златокудрый бог, прекрасный юноша с мужественной сильной фигурой. Его атрибуты – лук и лира, создающая

музыку. Аполлон играет на изящном струнном инструменте. Его одежды источают волшебный свет и аромат амброзии. При появлении Аполлона на Олимпе в жилище богов, все увлекаются его пением и игрой.

Чередуясь, музы своими прекрасными голосами поют о дарах богов и горестной участи смертных. А Аполлон, он же Феб («Лучезарный»), играет на инструменте и шествует с высоко поднятой головой [4, с. 234].

Культ Аполлона распространился повсеместно. Известны знаменитые празднества в Дельфах,

на Делосе, Аполлона Птойского в Беотии, Аполлона Теоксения в Пеллене, Аполлона Паррасия в Аркадии, Аполлона с Артемидой в Сикионе и др. Образ Аполлона в мифах трактуется разнопланово. Так,

его функции распространяются от Аполлона-стреловержца до Аполлона-целителя, врачевателя, бога

света и солнца, покровителя путников и мореходов. Внутри этой разнообразной гаммы ипостасей находится образ Аполлона-музыканта, покровителя поэзии и искусств.