ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С Муз мою песню начну, с Аполлона и с Зевса-Кронида,
Ибо от Муз и метателя стрел, Аполлона-владыки,
Все на земле и певцы происходят и лирники-мужи;
Все же цари – от Кронида. Блажен человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!.. [2, с. 326].
В греческой лирике Дионис – бог радости, братского сближения людей, плодоносящих сил земли, растительности, вина и виноградарства. Повсюду, где росли виноград и фруктовые деревья, в Древней Греции отдавалась дань Дионису, организовывались праздники, имевшие большое влияние на развитие культуры. Известно, что праздники Диониса, проходили в Аттике, Беотии и на острове Наксосе,
которые были главными центрами этого культа. Вот один из гимнов, посвященных Гомером Дионису:
Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,
Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных.
После того как возрос он, богинь попечением вечных,
Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый,
Хмелем и лавром венчанный. Вослед ему нимфы спешили,
Он же их вел впереди. И гремел весь лес необъятный.
Так же вот радуйся с нами и ты, Дионис многогроздный!
Дай и на будущий год нам в веселии снова собраться! [2, с. 328].
В Орфических гимнах, сочиненных в VI в. до н.э., но составленных в единое целое в III–II вв. до н.э.,
есть эпитеты посвященные богам, помогающие анализировать мифологические образы и элементы культа.
Сочинения Геродота (V в. до н.э.), Полибия (III–II вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия
Галикарнасского, Тита Ливия (I в. до н.э.), Страбона (I в. н.э.), а также сохранившиеся фрагменты сочинений Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других также содержат обширную информацию о греческих
богах Аполлоне и Дионисе.
«Из всех ораторов для рассмотрения основных мифов об Аполлоне можно использовать только Гиперида, повествующего о блужданиях беременной Лето, о преследовании ее Герой и о рождении
Аполлона и Артемиды на Делосе. Остальные ораторы упоминают либо мифы об Аполлоне второстепенного значения, либо некоторые его эпитеты и места культа» [7, с. 529].
Мифы, связанные с Дионисом, активно разрабатывались трагиками. Так, ценнейшие свидетельства о культе Диониса содержатся в трагедии Еврипида «Вакханки», поставленной в 405 году до н. э.
Это единственная дошедшая до нас трагедия, целиком посвященная Дионису, который прибывает на
свою родину в Фивы, для того чтобы установить свой культ, но встречает противодействие со стороны
царя Пенфея, считающего этот культ безнравственным.
Особенно много для сбора и толкования образов древнегреческих богов сделали александрийцы Каллимах, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский, излагающие мифы по Гомеру, Гесиоду,
Вестник Краснодарского государственного института культуры №2(6), 2016 • Bulletin of the Krasnodar state institute of culture №2(6), 2016
http://vestnikkguki.esrae.ru
Эсхилу, Софоклу, Еврипиду.
Специалист по греческой мифологии известный русский философ А.Ф. Лосев заметил, что «если
подвести итог историческим фрагментам об Аполлоне и Дионисе, то можно сказать, что в них выдвигаются главным образом классические черты» [7, с. 530], характерные для Древней Греции – лучезарность, поэзия, искусство, музыка, мистические обряды, восторг, наслаждение и др.
Что же касается рассуждений современных авторов об образах Аполлона и Диониса, то это –
предмет многовековых дискуссий, охвативших не только антиковедение, но и философскую мысль.
Культ Аполлона и Диониса был частью греческой религии и начал всерьез изучаться только в
XVIII веке. В XIX веке появляется работа Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие
к Р. Вагнеру», в которой противопоставляются Аполлон и Дионис как боги разума и вдохновителя экстаза. Таким образом, Фридрих Ницше определил конфликт между богами, который мыслился не только как модель греческой цивилизации, но и цивилизации вообще. В диалектическом контрасте Диониса и Аполлона ученый предложил разгадку тайны «греческого чуда». Согласно Ницше, культ Диониса
полностью изменяет психологию человека, что отличает его от культа Аполлона: «либо под влиянием
наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при
могучем, радостно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионисические
чувствования, в подъеме коих субъективное исчезает, до полного самозабвения» [9, с. 61].
Ф. Ницше выясняет причины влияния мистерий Диониса на человека. По его мнению, Дионис – это одновременно страдание, буйство, смерть, воскресение. А Аполлон, хотя и содержат идеи
гармонии, радости, но они не несут всепоглощающего безумия, ведущего к бессмертию.
«Рождение трагедии из духа музыки» – это не просто сочинение об Аполлоне и Дионисе, их роли
в рождении трагедии, это труд о рождении философии самого Ф. Ницше – ницшеанства.
В России книга Ф.Ницше привлекла внимание литературных критиков, философов, искусствоведов. Начало дискуссии, развернувшейся на страницах солидных печатных периодических изданий,
положил очерк философа В.П. Преображенского, члена совета и соредактора журнала «Вопросы философии и психологии»; он вошел в историю русской мысли как первый отечественный исследователь и
популяризатор учения Ф. Ницше. Он резко критиковал философию Ницше, но при этом видел главную
заслугу ученого в том, что он по-новому взглянул на нравственность, увидев в ней относительную
ценность. «Нравственность имеет только относительную ценность, а не абсолютную ценность. Относительная ценность нравственности измеряется упадком или взлетом жизни» [10, с. 38].
Напротив, в защиту идей Ф. Ницше выступил литературный и театральный критик, теоретик
и историк искусства А. Волынский [1, с. 180]. Его статья «Литературные заметки: Аполлон и Дионис»
открыла российским читателям деятельность Ф.Ницше. Охарактеризовав проблему взаимосвязи искусства и жизни, А. Волынский выяснил мотивы религиозного мистицизма, смешение христианской и
языческой тем, понимание эстетического творчества как первоценности культуры. Сравнивая Аполлона и Диониса, он ставит Диониса выше Аполлона.
Открытый Ф. Ницше мир бессознательного стал предметом изучения в творчестве русского поэта, знатока античной культуры Вячеслава Иванова, для которого наиболее существенными стали размышления о Дионисе и Аполлоне. В статье «Ницше и Дионис» (1904) он анализирует роль дионисийского
начала, проникая в сферу ницшевского понимания феномена культуры, выступая в качестве исследователя античной культуры. Дионисизм мог бы, по мнению В. Иванова, стать способом преодоления культурного кризиса, способствуя «рождению» из личного опыта человека опыта сверхличного [6, с. 796].
Не остался в стороне от дискуссии и блестящий популяризатор античной культуры, поэт-переводчик, филолог Ф.Ф. Зелинский. Ницше для него, прежде всего, ученый-филолог, «проповедник
античности», оставшийся верным своей науке от первой до последней строки. Творчество немецкого
мыслителя трактуется как служение идеалам античности. «Вот то семя, которое оплодотворило богатую душу Ницше, взошло роскошным деревом и дало, в свою очередь, семена, оплодотворившие души
увлеченных им людей» [5, с. 958].
Философия Ф. Ницше получила резонанс в советской России благодаря А.Ф. Лосеву. Исследуя
классический и неоромантический способы восприятия античности, он отдает предпочтение первому,
Вестник Краснодарского государственного института культуры №2(6), 2016 • Bulletin of the Krasnodar state institute of culture №2(6), 2016
http://vestnikkguki.esrae.ru
и в то же время признает ценность ницшевского толкования дионисийского и аполлоновского начал.
«Обе стихии изображены здесь с гениальной прозорливостью, – опровергать это можно теперь лишь
в порядке позитивистского ослепления или недостаточного внимания к существу вопроса» [8, с. 969].
Идеи образов Аполлона и Диониса в трактовке немецкого философа были использованы А. Блоком, А. Белым, и др. В частности, дионисийско-аполлоновский миф, отвергнутый большинством ученых, стал доминирующим в поэтике и эстетике символистов.
Так у А. Блока в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» используются понятия Свет и Тьма не
только как понятия эстетической теории, но и как образы самой поэзии. Это позволяет трактовать этот
сборник так, как если бы это был единый цикл мифических сказаний об изначальном господстве Тьмы
и озарившем ее Свете.
Анализ аполлонического и дионисийского начал представлен в работе отечественного исследователя
Ф. Ницше A.Р. Геворкяна под названием «Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова» [3, с. 133].
Итак, даже краткий обзор источников, содержащих информацию об Аполлоне и Дионисе, свидетельствует о том, что эти культы привлекали внимание различных авторов, в различные исторические периоды, начиная с VI в. до н.э. по XXI в. н.э. Описание обрядов можно найти у историков, поэтов,
драматургов, биографов, философов, искусствоведов и др. Как античные, так и христианские авторы
дают неоднозначную оценку таинствам Аполлона и Диониса: от лучезар ности, гармонии и рационализма, до буйства, творческой чувственности и иррациональности.
ДИОНИС И АПОЛЛОН
Несложно понять, почему столько разнообразных мистических ритуалов и учений произошло из культа этого загадочного и неоднозначного божества. Но мы не будем останавливаться на этом и детально изучать последующее развитие культа в орфической традиции. Ведь нам предстоит изучить еще один чрезвычайно важный для греческой культуры феномен, который не был рассмотрен нами прежде.
Идея Диониса чужда религии Гомера, хотя сам бог хорошо известен поету. Но Дионис отличается от истинных олимпийцев. Как сын смертной женщины, он должен принадлежать к кругу полубогов (как Геракл), которым еще предстоит доказать свою значимость, чтобы быть допущенными на небеса. К примеру, существовала легенда о том, как он вызволил свою мать из Аида и вознесся с ней к небесам. Но все же, он не подобен тем, кто был рожден земной женщиной. Ведь он получил второе рождение из тела Зевса. Поэтому он, в действительности, не может быть назван полубогом. Дионис — бог. И он является богом дуальности, что так прекрасно подтверждает миф о его чудесном появлении на свет. И как истинный бог, он воплощает в себе все многообразие мира, появляясь вновь в новых формах и образах, в которых сливаются воедино божественное, человеческое и животное, растительное и примитивное.
Так или иначе, этот мир далек от божественных сфер, в которых обретают истинные олимпийцы. Ведь его земная природа и двойственность слишком тесно связанны со смертью. Мы не найдем Диониса там, где царит лишь свет.
Но Олимп никогда не отвергал земное. Напротив, его сакральность всегда признавалась. Именно поэтому самый важный для дионисийского культа жизненный импульс произошел именно от Аполлона из Дельф. Более того, Дионис, согласно мифу, и сам жил с Аполлоном в Дальфах. Можно предположить, что он не просто разделял с ним равные права, но и был истинным господином в этой сакральной местности.
Аполлон разделял дельфийские празднования с Дионисом. Вместо аполлонического пиана, в зимнее время было принято петь дионисийские дифирамбы. Фронтоны в храме Аполлона с одной стороны изображают Аполлона с Лето, Артемидой и музами, с другой — Диониса в окружении фиад. Плутарх также подтверждает значительную роль Диониса в Дельфах. Он говорит о том, что его роль была не менее значима, чем роль Аполлона. Возможно, Дионис появился в Дельфах даже раньше, чем Аполлон. На вазе, созданной около 400 года до н.э., изображен Аполлон в Дельфах, протягивающий руку Дионису. Множество других источников подтверждают тесную связь двух божеств. Наконец, в некоторых поздних религиозных течениях они вовсе представляют собой одного и того же бога. Также считалось, что могила Диониса, смерть которого связанна с Дельфами, находилась в храме Аполлона.
Весьма похожее явление встречается в местности, предназначенной для проведения аполлонических культовых практик в Амиклае. Там, согласно легенде, был погребен близ статуи Аполлона Гиацинт (также известный, как Геакинф). На фестивалях жертвоприношения Гиацинту также совершались перед бронзовой дверью в храм непосредственно перед жертвоприношений в честь Аполлона.
Согласно мифу, Гиацинт был возлюбленным Аполлона. Его образ во многом близок образу Диониса. Он также погиб в юном возрасте и также вознесся на небеса. В Амиклах, из которых был родом Гиацинт, было найдено изображение Афродиты, Афины, Артмемиды и других божеств, ведущих юношу на Олимп. Также некоторые увидели в мифе отсылку к Дионису, его матери Семели и Ино, которая послужила ему матерью после смерти Семелы. Как и Диониса, Гиацинта воспитывала чужая женщина. Его вырастила Артемида, которую Евдокс Книдский называл Hiakynthotrophos (кормилица Гиацианта). Её вспоминали и на фестивале Hiakynthotrophia.